
5.4 Для строительных машин на автомобильном шасси (автокраны, бурильные установки, автобетононасосы и др.) норму расхода топлива определяют только на работу оборудования, а норму расхода топлива на пробег автомобильного шасси принимают в соответствии с базовыми (линейными) нормами расхода бензина автомобиля с учетом специфических условий работы.
Примечание - На строительные машины на автомобильном шасси, изготовленные до 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля установлены в Руководящем документе Р 3112194-0366-97 “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте” (Минтранс России, Департамент автомобильного транспорта, Государственный НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), срок действия до 1 января 2001 года), на машины, изготовленные после 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля рассчитываются и регламентируются НИИАТом.
5.5 Индивидуальные нормы расхода топлива на эксплуатацию оборудования (генераторы, компрессоры, гидронасосы и другие агрегаты, работающие от двигателя внутреннего сгорания) принимают в размере 0,04 кг на каждый киловатт мощности двигателя за один час работы агрегатов.
5.6 Пример расчета индивидуальных норм расхода топлива на машину приведен в приложении В.
6 Проверка индивидуальных норм расхода топлива
6.1 Проверке подлежат индивидуальные нормы расхода топлива.
6.2 Проверку выполняет комиссия из не менее трех человек, утверждаемая, как правило, приказом по строительной организации.
Председателем комиссии рекомендуется назначать представителя вышестоящей организации. В состав комиссии должен быть включен разработчик норм.
6.3 Проверку норм выполняют путем контрольных замеров фактического расхода топлива на работу машины в течение смены.
Объем работы, выполняемый машиной в течение смены, должен соответствовать нормам выработки, по технологическим картам или по проектам производства работ.
Режим использования машины по времени и по мощности должен быть не ниже предусмотренного при расчете нормы расхода топлива.
6.4 Проверка включает: выбор и подготовку машины, инструктирование машинистов, выбор средств и методов контроля фактического расхода, подготовку формы технического протокола о проведении проверки, выполнение машиной рабочего процесса, обработку данных и анализ полученных результатов.
6.5 Проверку осуществляют на технически исправной машине, предварительно прошедшей техническое обслуживание и регулировку топливной аппаратуры в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию.
Регулируют работу топливной аппаратуры для обеспечения соответствия фактического часового расхода топлива величине часового расхода, приведенного в техническом паспорте машины.
Перед проверкой необходимо обеспечить герметичность топливной системы, чтобы исключить потери топлива в результате утечек и получить наиболее достоверные данные контрольных замеров.
Машины одной марки разбивают на три подгруппы:
1-я подгруппа - три машины, не прошедшие капитальный ремонт, с наработкой с начала эксплуатации не более 5 тыс. маш.-ч;
2-я подгруппа - три машины, прошедшие капитальный ремонт, но не отработавшие амортизационный срок службы;
3-я подгруппа - три машины, находящиеся в эксплуатации, но отработавшие свой амортизационный срок службы.
В число испытуемых не должны входить машины, находящиеся в эксплуатационной обкатке.
На машинах, участвующих в проверке норм, должны быть исправны все приборные средства контроля работы машины.
6.6 Машинисты, участвующие в проведении контрольных замеров, должны обладать опытом работы на машине данной марки.
Машинисты-операторы землеройных машин должны пройти обучение согласно требованиям ГОСТ 27246.
6.7 Для замера контрольных расходов топлива в процессе проверки норм используются современные измерительные средства. В виде исключения можно применить мерную линейку. Шкала мерной линейки тарируется непосредственно для топливного бака конкретной испытуемой машины.
При тарировании линейки и последующих контрольных замерах топлива на горловине бака (или любой другой удобной неподвижной поверхности машины) выбирают базу, помечают ее (например, краской) и располагают мерную линейку относительно этой базы, обеспечивая тем самым одинаковое положение линейки при замерах.
Линейку опускают до упора на дно бака перпендикулярно к поверхности зеркала топлива в баке.
Тарировка мерных линеек и топливных баков испытуемых машин производится в присутствии разработчика норм. Представитель разработчика инструктирует работников, осуществляющих тарировку, с целью соблюдения единых рациональных приемов проверки.
6.8 Перед началом проведения контрольных замеров испытуемую машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку, заправляют топливом бак, после чего измеряют с помощью мерной линейки его количество. Данные замера и другие исходные данные заносят в протокол по форме, приведенной в приложении Г.
Для ведения протокола контрольных замеров назначается инженерно-технический работник - один из членов комиссии строительной организации.
6.9 Замеры производят дважды: до начала работы и в конце рабочей смены. Общая продолжительность испытания одной машины - не менее трех рабочих смен.
При каждом замере расхода топлива выполняют не менее трех измерений; среднее арифметическое значение принимают за действительное значение искомой величины.
В случае, если в процессе проверки требуется дозаправка бака машины, необходимо произвести замер с записью в техническом протоколе уровня (объема) оставшегося топлива перед дозаправкой и уровня (объема) после дозаправки.
6.10 По результатам проверки производится корректировка расчетных индивидуальных норм расхода топлива.
Приложение А
(справочное)
Значения коэффициентов , , , , входящих в состав интегрального коэффициента
Таблица A.1 - Коэффициенты использования мощности двигателей и двигателей по времени в течение смены
Наименование машины | Коэффициент использования двигателей | |
повремени![]() | по мощности![]() | |
I. Машины для земляных работ | ||
Экскаваторы одноковшовые: | ||
1-2 - размерные группы | 0,86 | 0,60 |
3-4 - размерные группы | 0,90 | 0,50 |
Экскаваторы траншейные роторные и цепные | 0,88 | 0,50 |
Экскаваторы роторные (при работе в карьере) с ковшом вместимостью, л, до: | ||
50 | 0,88 | 0,50 |
100 | 0,94 | 0,50 |
Экскаваторы многоковшовые поперечного копания карьерные | 0,88 | 0,50 |
Бульдозеры | 0,86 | 0,40 |
Рыхлители на базе трактора | 0,86 | 0,80 |
Скреперы | 0,92 | 0,80 |
Автогрейдеры | 0,90 | 0,50 |
Планировщики | 0,90 | 0,40 |
II. Машины для ремонта и содержания дорожных покрытий | ||
Машины маркировочные, асфальторазогреватели | 0,63 | 0,30 |
Машины для очистки и разделки трещин | 0,63 | 0,50 |
Машины для приготовления и распределения шламов, для устранения неровностей | 0,63 | 0,70 |
Машины для устройства полос уширения и укрепления откосов | 0,63 | 0,40 |
III. Снегоочистители | ||
Шнекороторные | 0,77 | 0,60 |
Газоструйные | 0,77 | 0,85 |
IV. Машины для уплотнения грунтов и дорожных покрытий | ||
Катки | 0,79 | 0,50 |
Машины трамбующие | 0,42 | 0,27 |
Виброплиты | 0,63 | 0,60 |
V. Машины и оборудование для дорожных покрытий | ||
Фрезы дорожные | 0,60 | 0,60 |
Цементовозы-распределители | 0,70 | 0,40 |
Машины грунтосмесительные, автогудронаторы, автобитумовозы | 0,83 | 0,40 |
Установки асфальтосмесительные | 0,60 | 0,60 |
Асфальтоукладчики | 0,78 | 0,30 |
Оборудование для армирования поперечных швов в цементобетонном покрытии | 0,60 | 0,60 |
Машины для устройства шероховатых поверхностей | 0,63 | 0,40 |
Нарезчики швов | 0,42 | 0,30 |
VI. Машины и оборудование для приготовления бетонных смесей | ||
Бетоносмесители цикличного действия: | ||
стационарные вместимостью, л: | ||
до 500 | 0,80 | 0,40 |
св. 500 | 0,80 | 0,50 |
передвижные вместимостью, л: | ||
до 500 | 0,60 | 0,50 |
св. 500 | 0,70 | 0,50 |
Растворосмесители: | ||
передвижные | 0,20 | 0,40 |
стационарные | 0,70 | 0,40 |
Автобетоносмесители, автобетоновозы, авторастворовозы | 0,82 | 0,50 |
Автобетононасосы | 0,66 | 0,60 |
Дозаторы непрерывного действия и цикличные | 0,90 | 0,50 |
Бетононасосы передвижные и стационарные | 0,60 | 0,50 |
VII. Вибромашины | ||
Вибраторы: | ||
общего назначения | 0,20 | 0,90 |
глубинные | 0,20 | 0,80 |
Вибропитатели | 0,15 | 0,90 |
VIII. Краны, грузоподъемные устройства,погрузочно-разгрузочное оборудование | ||
Краны стреловые автомобильные грузоподъемностью, т: | ||
до 10 | 0,74 | 0,25 |
свыше 10 | 0,79 | 0,25 |
Краны стреловые пневмоколесные | 0,90 | 0,35 |
Краны стреловые гусеничные | 0,90 | 0,30 |
Погрузчики одноковшовые | 0,86 | 0,30 |
Трубоукладчики | 0,95 | 0,25 |
IX. Машины для свайных работ | ||
Шпунтовыдергиватели | 0,82 | 0,30 |
Шпунтопогружатели | 0,82 | 0,70 |
Молоты дизельные, устройства для резки свай, погружатели вибрационные, установки копровые | 0,82 | 0,30 |
X. Дробильно-обогатительное оборудование | ||
Дробилки стационарные | 0,86 | 0,60 |
Установки передвижные дробильно-сортировочные производительностью, м![]() | ||
до 25 | 0,94 | 0,60 |
св. 25 | 0,94 | 0,70 |
Грохоты, питатели, транспортеры (конвейеры) | 0,82 | 0,60 |
XI. Машины мелиоративные | ||
Канавокопатели плужные и фрезерные, каналоочистители | 0,83 | 0,50 |
Грейдер-элеваторы | 0,85 | 0,50 |
Снаряды землесосные производительностью, м![]() | ||
до 50 | 0,79 | 0,60 |
св. 50 | 0,68 | 0,50 |
Комплекты машин для облицовки каналов монолитным бетоном глубиной, м: | ||
до 1,5 | 0,70 | 0,60 |
св. 1,5 | 0,60 | 0,60 |
Виброформы для бетонирования каналов | 0,70 | 0,60 |
Плитоукладчики для облицовки каналов сборным бетоном | 0,70 | 0,60 |
Машины бурильные | 0,60 | 0,40 |
XII. Машины строительно-отделочные | ||
Для штукатурных работ: | ||
агрегаты штукатурные, растворосмесители передвижные | 0,40 | 0,70 |
растворонасосы производительностью, м![]() | ||
до 2 | 0,40 | 0,70 |
св. 2 | 0,30 | 0,60 |
Станции штукатурные | 0,60 | 0,50 |
Для малярных работ: | ||
компрессоры | 0,70 | 0,60 |
станции малярные | 0,50 | 0,70 |
смесители малярные | 0,60 | 0,70 |
мешалки с насосом | 0,30 | 0,70 |
Таблица А.2 - Коэффициент , учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом )
Тип двигателя | ![]() ![]() | |||||
0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | |
Тракторные дизели | 1,28 | 1,14 | 1,08 | 1,05 | 1,02 | 0,95 |
Автомобильные дизели | 1,2 | 1,09 | 1,05 | 1,02 | 1,01 | 0,98 |
Карбюраторные | 1,08 | 1,04 | 1,03 | 1,02 | 1,01 | 1 |
Примечание - При значениях ![]() ![]() |
Таблица А.3 - Коэффициент износа , учитывающий износ двигателя в зависимости от использования его ресурса
Тип двигателя | ![]() | ||
0-30 | 30-80 | 80-100 | |
Дизельные | 1 | 1,05 | 1,1 |
Карбюраторные | 1 | 1,15 | 1,2 |
Приложение Б
Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в республиках, краях и областях россии
Таблица Б.1
Климати-ческая зона | Республики, края, области, входящие в состав данной зоны (при применении зимних надбавок к нормам расхода топлива) | Срок действия в течение года, мес. | Предель-ная величина надбавки, % |
I | Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Ингушская Республики | 3 | 5,0 |
II | Республика Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольские края | 3 | 5,0 |
III | Белгородская, Калининградская, Ростовская области | 4 | 7,0 |
IV | Республика Калмыкия, Астраханская, Брянская, Воронежская, Волгоградская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Самарская области | 5 | 10,0 |
V | Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Владимирская, Ивановская, Тверская, Рязанская, Ленинградская, Московская, Тульская, Смоленская, Новгородская, Псковская области | 5 | 10,0 |
VI | Республика Мордовия, Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Ярославская области | 5 | 10,0 |
VII | Удмуртская Республика, Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области | 5 | 10,0 |
VIII | Республика Алтай, Башкортостан, Карелия, Хакасия*, Алтайский, Красноярский*, Приморский, Хабаровский края, Кировская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская области*, Еврейская автономная область | 5 | 12,0 |
XI | Амурская, Камчатская, Кемеровская, Оренбургская области | 6 | 15,0 |
Х | Республики Бурятия и Коми*, Архангельская *, Иркутская*, Мурманская*, Читинская области*, острова Баренцева и Белого морей | 6 | 15,0 |
XI | Республика Тыва, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Магаданская область, острова моря Лаптевых | 6 | 18,0 |
XII | Республика Саха, острова Ледовитого океана, Карского моря | 7 | 20,0 |
__________________* Приравнены к районам Крайнего Севера с применением надбавок для XI климатической зоны. | |||
Примечание - Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации машин в этих регионах. |
Приложение В
(справочное)