СП 12-134-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин. стр. 3

(4)
5.4 Для строительных машин на автомобильном шасси (автокраны, бурильные установки, автобетононасосы и др.) норму расхода топлива определяют только на работу оборудования, а норму расхода топлива на пробег автомобильного шасси принимают в соответствии с базовыми (линейными) нормами расхода бензина автомобиля с учетом специфических условий работы.
Примечание - На строительные машины на автомобильном шасси, изготовленные до 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля установлены в Руководящем документе Р 3112194-0366-97 “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте” (Минтранс России, Департамент автомобильного транспорта, Государственный НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), срок действия до 1 января 2001 года), на машины, изготовленные после 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля рассчитываются и регламентируются НИИАТом.
5.5 Индивидуальные нормы расхода топлива на эксплуатацию оборудования (генераторы, компрессоры, гидронасосы и другие агрегаты, работающие от двигателя внутреннего сгорания) принимают в размере 0,04 кг на каждый киловатт мощности двигателя за один час работы агрегатов.
5.6 Пример расчета индивидуальных норм расхода топлива на машину приведен в приложении В.

6 Проверка индивидуальных норм расхода топлива

6.1 Проверке подлежат индивидуальные нормы расхода топлива.
6.2 Проверку выполняет комиссия из не менее трех человек, утверждаемая, как правило, приказом по строительной организации.
Председателем комиссии рекомендуется назначать представителя вышестоящей организации. В состав комиссии должен быть включен разработчик норм.
6.3 Проверку норм выполняют путем контрольных замеров фактического расхода топлива на работу машины в течение смены.
Объем работы, выполняемый машиной в течение смены, должен соответствовать нормам выработки, по технологическим картам или по проектам производства работ.
Режим использования машины по времени и по мощности должен быть не ниже предусмотренного при расчете нормы расхода топлива.
6.4 Проверка включает: выбор и подготовку машины, инструктирование машинистов, выбор средств и методов контроля фактического расхода, подготовку формы технического протокола о проведении проверки, выполнение машиной рабочего процесса, обработку данных и анализ полученных результатов.
6.5 Проверку осуществляют на технически исправной машине, предварительно прошедшей техническое обслуживание и регулировку топливной аппаратуры в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию.
Регулируют работу топливной аппаратуры для обеспечения соответствия фактического часового расхода топлива величине часового расхода, приведенного в техническом паспорте машины.
Перед проверкой необходимо обеспечить герметичность топливной системы, чтобы исключить потери топлива в результате утечек и получить наиболее достоверные данные контрольных замеров.
Машины одной марки разбивают на три подгруппы:
1-я подгруппа - три машины, не прошедшие капитальный ремонт, с наработкой с начала эксплуатации не более 5 тыс. маш.-ч;
2-я подгруппа - три машины, прошедшие капитальный ремонт, но не отработавшие амортизационный срок службы;
3-я подгруппа - три машины, находящиеся в эксплуатации, но отработавшие свой амортизационный срок службы.
В число испытуемых не должны входить машины, находящиеся в эксплуатационной обкатке.
На машинах, участвующих в проверке норм, должны быть исправны все приборные средства контроля работы машины.
6.6 Машинисты, участвующие в проведении контрольных замеров, должны обладать опытом работы на машине данной марки.
Машинисты-операторы землеройных машин должны пройти обучение согласно требованиям ГОСТ 27246.
6.7 Для замера контрольных расходов топлива в процессе проверки норм используются современные измерительные средства. В виде исключения можно применить мерную линейку. Шкала мерной линейки тарируется непосредственно для топливного бака конкретной испытуемой машины.
При тарировании линейки и последующих контрольных замерах топлива на горловине бака (или любой другой удобной неподвижной поверхности машины) выбирают базу, помечают ее (например, краской) и располагают мерную линейку относительно этой базы, обеспечивая тем самым одинаковое положение линейки при замерах.
Линейку опускают до упора на дно бака перпендикулярно к поверхности зеркала топлива в баке.
Тарировка мерных линеек и топливных баков испытуемых машин производится в присутствии разработчика норм. Представитель разработчика инструктирует работников, осуществляющих тарировку, с целью соблюдения единых рациональных приемов проверки.
6.8 Перед началом проведения контрольных замеров испытуемую машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку, заправляют топливом бак, после чего измеряют с помощью мерной линейки его количество. Данные замера и другие исходные данные заносят в протокол по форме, приведенной в приложении Г.
Для ведения протокола контрольных замеров назначается инженерно-технический работник - один из членов комиссии строительной организации.
6.9 Замеры производят дважды: до начала работы и в конце рабочей смены. Общая продолжительность испытания одной машины - не менее трех рабочих смен.
При каждом замере расхода топлива выполняют не менее трех измерений; среднее арифметическое значение принимают за действительное значение искомой величины.
В случае, если в процессе проверки требуется дозаправка бака машины, необходимо произвести замер с записью в техническом протоколе уровня (объема) оставшегося топлива перед дозаправкой и уровня (объема) после дозаправки.
6.10 По результатам проверки производится корректировка расчетных индивидуальных норм расхода топлива.

Приложение А

(справочное)

Значения коэффициентов , , , , входящих в состав интегрального коэффициента

Таблица A.1 - Коэффициенты использования мощности двигателей и двигателей по времени   в течение смены

Наименование машиныКоэффициент использования двигателей
повремени по мощности
I. Машины для земляных работ
Экскаваторы одноковшовые:
1-2 - размерные группы0,860,60
3-4 - размерные группы0,900,50
Экскаваторы траншейные роторные и цепные0,880,50
Экскаваторы роторные (при работе в карьере) с ковшом вместимостью, л, до:
500,880,50
1000,940,50
Экскаваторы многоковшовые поперечного копания карьерные0,880,50
Бульдозеры0,860,40
Рыхлители на базе трактора0,860,80
Скреперы0,920,80
Автогрейдеры0,900,50
Планировщики0,900,40
II. Машины для ремонта и содержания дорожных покрытий
Машины маркировочные, асфальторазогреватели0,630,30
Машины для очистки и разделки трещин0,630,50
Машины для приготовления и распределения шламов, для устранения неровностей0,630,70
Машины для устройства полос уширения и укрепления откосов0,630,40
III. Снегоочистители
Шнекороторные0,770,60
Газоструйные0,770,85
IV. Машины для уплотнения грунтов и дорожных покрытий
Катки0,790,50
Машины трамбующие0,420,27
Виброплиты0,630,60
V. Машины и оборудование для дорожных покрытий
Фрезы дорожные0,600,60
Цементовозы-распределители0,700,40
Машины грунтосмесительные, автогудронаторы, автобитумовозы0,830,40
Установки асфальтосмесительные0,600,60
Асфальтоукладчики0,780,30
Оборудование для армирования поперечных швов в цементобетонном покрытии0,600,60
Машины для устройства шероховатых поверхностей0,630,40
Нарезчики швов0,420,30
VI. Машины и оборудование для приготовления бетонных смесей
Бетоносмесители цикличного действия:
стационарные вместимостью, л:
до 5000,800,40
св. 5000,800,50
передвижные вместимостью, л:
до 5000,600,50
св. 5000,700,50
Растворосмесители:
передвижные0,200,40
стационарные0,700,40
Автобетоносмесители, автобетоновозы, авторастворовозы0,820,50
Автобетононасосы0,660,60
Дозаторы непрерывного действия и цикличные0,900,50
Бетононасосы передвижные и стационарные0,600,50
VII. Вибромашины
Вибраторы:
общего назначения0,200,90
глубинные0,200,80
Вибропитатели0,150,90
VIII. Краны, грузоподъемные устройства,погрузочно-разгрузочное оборудование
Краны стреловые автомобильные грузоподъемностью, т:
до 100,740,25
свыше 100,790,25
Краны стреловые пневмоколесные0,900,35
Краны стреловые гусеничные0,900,30
Погрузчики одноковшовые0,860,30
Трубоукладчики0,950,25
IX. Машины для свайных работ
Шпунтовыдергиватели0,820,30
Шпунтопогружатели0,820,70
Молоты дизельные, устройства для резки свай, погружатели вибрационные, установки копровые0,820,30
X. Дробильно-обогатительное оборудование
Дробилки стационарные0,860,60
Установки передвижные дробильно-сортировочные производительностью, м /ч:
до 250,940,60
св. 250,940,70
Грохоты, питатели, транспортеры (конвейеры)0,820,60
XI. Машины мелиоративные
Канавокопатели плужные и фрезерные, каналоочистители0,830,50
Грейдер-элеваторы0,850,50
Снаряды землесосные производительностью, м /ч:
до 500,790,60
св. 500,680,50
Комплекты машин для облицовки каналов монолитным бетоном глубиной, м:
до 1,50,700,60
св. 1,50,600,60
Виброформы для бетонирования каналов0,700,60
Плитоукладчики для облицовки каналов сборным бетоном0,700,60
Машины бурильные0,600,40
XII. Машины строительно-отделочные
Для штукатурных работ:
агрегаты штукатурные, растворосмесители передвижные0,400,70
растворонасосы производительностью, м /ч:
до 20,400,70
св. 20,300,60
Станции штукатурные0,600,50
Для малярных работ:
компрессоры0,700,60
станции малярные0,500,70
смесители малярные0,600,70
мешалки с насосом0,300,70

Таблица А.2 - Коэффициент , учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом )

Тип двигателя при значениях
0,40,50,60,70,80,9
Тракторные дизели1,281,141,081,051,020,95
Автомобильные дизели1,21,091,051,021,010,98
Карбюраторные1,081,041,031,021,011
Примечание - При значениях , не указанных в таблице, определяется интерполяцией.

Таблица А.3 - Коэффициент износа , учитывающий износ двигателя в зависимости от использования его ресурса

Тип двигателя при использовании ресурса двигателя, %
0-3030-8080-100
Дизельные11,051,1
Карбюраторные11,151,2

Приложение Б

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в республиках, краях и областях россии

Таблица Б.1

Климати-ческая зонаРеспублики, края, области, входящие в состав данной зоны (при применении зимних надбавок к нормам расхода топлива)Срок действия в течение года, мес.Предель-ная величина надбавки, %
IРеспублика Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Ингушская Республики35,0
IIРеспублика Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольские края35,0
IIIБелгородская, Калининградская, Ростовская области47,0
IVРеспублика Калмыкия, Астраханская, Брянская, Воронежская, Волгоградская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Самарская области510,0
VРеспублика Марий Эл, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Владимирская, Ивановская, Тверская, Рязанская, Ленинградская, Московская, Тульская, Смоленская, Новгородская, Псковская области510,0
VIРеспублика Мордовия, Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Ярославская области510,0
VIIУдмуртская Республика, Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области510,0
VIIIРеспублика Алтай, Башкортостан, Карелия, Хакасия*, Алтайский, Красноярский*, Приморский, Хабаровский края, Кировская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская области*, Еврейская автономная область512,0
XIАмурская, Камчатская, Кемеровская, Оренбургская области615,0
ХРеспублики Бурятия и Коми*, Архангельская *, Иркутская*, Мурманская*, Читинская области*, острова Баренцева и Белого морей615,0
XIРеспублика Тыва, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Магаданская область, острова моря Лаптевых618,0
XIIРеспублика Саха, острова Ледовитого океана, Карского моря720,0
__________________* Приравнены к районам Крайнего Севера с применением надбавок для XI климатической зоны.
Примечание - Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации машин в этих регионах.

Приложение В

(справочное)

Пример расчета индивидуальной нормы расхода топлива