Приказ от 17.01. 2000 г. N 5 "Об утверждении Рекомендаций по первоочередным малозатратным мероприятиям, обеспечивающим энергоресурс сбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве города" стр. 5

Для поквартирного учета тепла, горячей и холодной воды (а также для коттеджей) целесообразно применение тахометрических приборов.
Существенным ограничением по применению приборов является требование по длине прямого участка до и после расходомера.
Для электромагнитных и тахометрических приборов эти требования составляют соответственно 5 Ду и 2 Ду, в для других видов приборов 10-15 Ду и 5-7 Ду и более.
Для тахометрических приборов представляют опасность возможные загрязнения воды (в т.ч. пескование), а также гидравлические удары при открытии задвижек и т.п.
Для вихревых приборов характерна значительная потеря напора на датчиках (до 3-5 м), что в ряде случаев неприемлемо.
Если в узле учета необходимо подключение 3-4 и более расходомеров (для отопления, ГВС и ХВС), а также датчиков давления, следует применять теплосчетчики с многофункциональными вторичными приборами (тепловычислителями), имеющими соответствующее количество входных каналов.
Необходимо также учитывать наличие интерфейсов RS-232 и RS-485 для подключения теплосчетчика к аппаратуре передачи данных к компьютеру.
Для обеспечения надежной эксплуатации узлов учета целесообразно выбирать приборы, которые имеют межповерочный интервал 2-3 года и более.
Организации, осуществляющие установку приборов, должны гарантировать их техническое сопровождение на послегарантийный период, а также периодическую метрологическую поверку приборов.
Стоимости приборов могут существенно отличаться между собой. Выбор приборов производится с учетом факторов технической эффективности и стоимости.
Вначале следует определить типы приборов, отвечающих по своим техническим характеристикам требованиям к конкретным условиям объекта.
Затем среди них отбираются приборы с наименьшей стоимостью. При этом следует принимать во внимание условия оплаты (предоплата, товарный кредит, лизинг, зачетные формы оплаты и др.).
Ниже в таблице приводится стоимость ряда теплосчетчиков.
Цены на ряд типов теплосчетчиков на 01.09.1999 год (в $)
Таблица 1
+----------------+-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | Ду |ТЭМ- |SA-94| СТЭМ | МТ |КСТ-В|Multi- | СТ-6 |

| | мм |05 | | | 200 | |cal III| |

| | | | | | DS | |UF | |

+----------------+-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

|Закрытые системы| | |Электромагнитные |Вих- |Ультра-|Тахиме-|

|теплоснабжения | | | |ревой|звуко- |тричес-|

| | | | | |вой |кий |

| +-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | 1/25 |1374 |1505 | 1034 | 1312| 787| 1173 | 929 |

| +-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | 1/50 |1500 |1690 | 1152 | 1473| | 1421 | 976 |

| +-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | 1/80 |1592 |1818 | 1223 | 1548| | 1953 | 1001 |

| +-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | 1/100 |1674 |1942 | 1283 | | | | 1022 |

| +-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | 1/150 |1933 |2210 | 1427 | 1965| | 4115 | 1255 |

+----------------+-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

|Открытые системы| 2/25 |1752 |2242 | 1525 | 1473| | | 1270 |

|теплоснабжения +-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | 2/50 |1914 |2491 | 1620 | 1705| | | 1364 |

| +-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | 2/80 |2227 |2767 | 1737 | 1796| | | 1414 |

| +-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | 2/100 |2664 |3265 | 1979 | | | | 1459 |

| +-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+

| | 2/150 |3180 |3671 | 2112 | 2350| | | 1922 |

+----------------+-------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-------+
2.3.6. Автоматизированные системы диспетчерского контроля и управления.
Высшим этапом работ по контролю и учету расхода энергоресурсов и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве является создание автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления (АСДКУ).
АСДКУ создаются:
- для предприятия водоснабжения и канализации (АСДКУ "Водоканал"),
- для предприятия теплоснабжения (АСДКУ "Тепловые сети"),
- для жилищного фонда (АСДКУ - ДЕЗ района или города).
Основными задачами АСДКУ являются оперативный контроль текущих параметров производства и потребления ресурсов, а также анализ режимов эксплуатации, оптимальное управление и регулирование объектами тепловодоснабжения.
Для этих целей объекты оснащаются датчиками и управляемыми исполнительными механизмами, а также аппаратурой сбора и передачи данных от контролируемых объектов на диспетчерский пункт, оснащенный компьютером с соответствующими программными средствами (АРМ-диспетчера).
Виды и количество датчиков и исполнительных механизмов зависят от состава и технических характеристик объектов.
Так, в АСДКУ водоснабжения и канализации по насосным станциям контролируются давления и расходы воды, расходы электроэнергии, состояние насосов и задвижек, а также уровни воды в резервуарах.
По очистным сооружениям контролируется качество природной и питьевой воды, а также качественный состав сточных вод до и после очистки.
В АСДКУ теплоснабжения контролируется расход, температура и давление теплоносителя на выходе котельной, расход подпиточной воды, состояние котлов и насосов, расход топлива. Контролируются также основные параметры по тепловым камерам, ЦТП и насосным станциям.
АСДКУ жилищного фонда создаются для контроля за работой инженерного оборудования зданий. Центром такой системы является объединенный диспетчерский пункт (ОДС) микрорайона. Сюда по каналам связи (телефонным линиям, УКВ-радиосвязи, оптоволоконным каналам) поступает информация от инженерного оборудования каждого из контролируемых зданий.
Для дистанционной передачи, данных используются микропроцессорные телекомплексы. В ОДС устанавливается компьютер, а в зданиях - микропроцессорные контроллеры.
В АСДКУ жилищного фонда контролируется работа лифтового хозяйства, охранная сигнализация (доступ в подвалы, чердаки и др.) и затопление подвалов, а также производится учет и анализ расхода тепла на отопление, расхода и температуры горячей воды, расхода холодной воды. Контролируются также давления теплоносителя и воды, расход и напряжение электроэнергии, выявляются причины аварий.
Важной функцией АСДКУ является учет аварий и повреждений, контроль и учет аварий и повреждений, контроль и учет выполнения ремонтных работ по заявкам жильцов.
По имеющемуся опыту создание АСДКУ предприятий водоснабжения, теплоснабжения и жилищного фонда позволяет значительно повысить оперативность контроля и управления объектами, снизить на 15-20% потребление энергетических ресурсов, уменьшить на 10-20% потери воды, сократить в 1,5-2,0 раза число аварий при существенном ускорении сроков их обнаружения и ликвидации.
Затраты на создание АСДКУ окупаются, как правило, за срок до 2-х лет.

3. Организация работ и их финансирование

Работы по внедрению мероприятий по энергоресурсосбережению выполняются предприятиями тепловодоснабжения городов с участием специализированных организаций.
Так, работы по повышению пропускной способности инженерных сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения зданий, промывке бойлеров и котлов выполняются, как правило, силами организаций-поставщиков оборудования для прочистки и промывки совместно с работниками предприятия теплоснабжения и организации жилищного хозяйства (для зданий).
Наладка режимов работы систем теплоснабжения и водоснабжения выполняется специализированными наладочными организациями с участием работников предприятий теплоснабжения и водоснабжения.
Создание систем учета и регулирования расхода тепла и воды должно осуществляться специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии Главгосэнергонадзора.
Дополнительно к лицензии организация должна иметь аккредитационное свидетельство Госстроя России, удостоверяющие надлежащее качество работ по установке приборов учета и регулирования, а также их техническое сопровождение в процессе эксплуатации.
В качестве организаций-исполнителей работ в каждом регионе выступают Центры энергосбережения. Такие Центры сегодня имеются во многих субъектах Российской Федерации.
Наряду с этим исполнителями работ по энергоресурсосбережению служат специализированные организации и фирмы, которые, как правило, являются производителями или распространителями аппаратуры.
Научно-методическое руководство работами по экономии энергоресурсов и воды осуществляется Федеральным Центром энергоресурсосбережения в ЖКХ, созданного Госстроем России при Академии коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова. Федеральный Центр имеет ряд региональных отделений (Тульский, Томский, Ростовский, Северо-Западный и др.) и взаимодействует с действующими Центрами энергосбережения регионов (Краснодарским, Курским, Саратовским и др.).
Одной из главных проблем энергоресурсосбережения является финансирование этих работ. Из-за кризисного состояния экономики реализация программ энергоресурсосбережения сдерживается нехваткой финансовых средств. Пути финансирования энергоресурсосбережения в ЖКХ определены в разработанном Академией коммунального хозяйства по заданию Госстроя России документе "Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации", одобренном решением Правительственной Комиссии по реформированию ЖКХ Российской Федерации (протокол от 29 марта 1998 г. N 3).
Наиболее реальными источниками финансирования являются:
- бюджетные средства на функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства,
- средства организаций тепло-водоснабжения,
- займы, получаемые от кредитных организаций.
В целях обеспечения реального финансирования затраты на энергоресурсосбережения включаются отдельной строкой в местные бюджеты.
Важным фактором обеспечения работ является создание в регионах специализированных внебюджетных фондов энергоресурсосбережения.