Создание правовой базы осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения".
Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и устанавливает программно-целевое планирование и управление обеспечением безопасности дорожного движения.
В развитие Закона необходимо подготовить комплекс нормативных актов, которые составят систему законодательства по безопасности дорожного движения.
Необходимая для этого система знаний формируется в результате проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ориентированных прежде всего на создание системы программно-целевого управления в решении задачи повышения безопасности движения. При этом учитывается, что непосредственный перенос опыта программно-целевого управления из зарубежных стран невозможен в силу специфики социально-экономических условий и сложности процесса реорганизации системы государственного управления.
Основные направления научно-исследовательских работ, обеспечивающих создание механизма реализации Программы, приведены в приложении N 7.
Для решения задач в рамках основных целевых проектов разрабатываются методические основы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на дорогах и улицах городов, а водителей транспортных средств - оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Для контроля за ходом выполнения программных мероприятий и принятия оперативных решений создается информационно-аналитический центр управления безопасностью дорожного движения.
С целью формирования общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения разрабатываются методы социальной (общественной) поддержки населением программных мероприятий.
Предусматривается разработка новых государственных стандартов и внесение изменений и дополнений в действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Для предотвращения ДТП, связанных с конструктивной безопасностью, и снижения тяжести последствий аварий предусматривается применение в качестве государственных стандартов следующих правил Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций:
правила N 3, 69 и 70, регламентирующие применение светоотражателей, задних опознавательных знаков для тихоходных и крупногабаритных транспортных средств;
правило N 13, регламентирующее тормозные свойства автотранспортных средств, включая антиблокировочные системы;
правило N 35, устанавливающее требования к размещению педалей управления;
правило N 90, устанавливающее требования к сменным тормозным накладкам.
Создается информационная система обнаружения ДТП на основе соответствующего научно-технического задела. Создаются варианты построения региональных информационных систем обнаружения ДТП с учетом специфических особенностей территории, и разрабатываются методические материалы по организации работы региональных диспетчерских служб и документы, регламентирующие взаимодействие организаций-исполнителей по оказанию помощи пострадавшим в ДТП. Предусматривается разработка технических предложений по развертыванию производства, подготовке проектной документации и методических рекомендаций по созданию средств автоматического обнаружения ДТП и организации их опытной эксплуатации.
Финансирование Программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 8958,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 285,48 млрд. рублей, за счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - 738,82 млрд. рублей, за счет средств территориальных дорожных фондов - 7200 млрд. рублей, за счет средств местных бюджетов - 570 млрд. рублей и средств от страхования - 164,6 млрд. рублей.
Объем ассигнований на 1996 г. составляет 2431,3 млрд. рублей, в том числе 2,2 млрд. рублей из средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование научно-исследовательских работ Министерства транспорта Российской Федерации.
Механизм реализации Программы, организация управления и контроля за ходом ее реализации
Программа реализуется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком - Министерством транспорта Российской Федерации. Программные мероприятия предусматривается реализовывать на основе контрактов органов государственного управления с хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации. Примерный перечень государственных контрактов представлен в приложении N 6. В ходе реализации Программы этот перечень корректируется, изменяется и дополняется по решению государственного заказчика Программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации. Вопросы, требующие решения Правительства Российской Федерации, выносятся на рассмотрение Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения.
Для организации работ по реализации Программы создается рабочая группа, возглавляемая представителем государственного заказчика и состоящая из представителей заинтересованных министерств и ведомств, в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.
Под каждый объект Программы разрабатывается государственный контракт. Государственный контракт заключается государственным заказчиком с исполнителем, победившим в конкурсе. Все объекты, создаваемые по Программе, регистрируются и учитываются в государственном реестре объектов Программы. Процесс создания объектов и порядок расходования бюджетных средств по государственным контрактам контролируются государственным заказчиком с момента подписания контракта и до полного завершения работ.
Порядок финансирования Программы и учет расходов на ее выполнение, а также отчетности об использовании выделенных средств определяется нормативными документами Министерства экономики Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации. Контроль за выполнением Программы осуществляется государственным заказчиком.
Государственный заказчик ежегодно до 1 февраля представляет в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе выполнения Программы и эффективности использования бюджетных и других средств.
Оценка эффективности и социально-экономические последствия от реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается снижение аварийности на дорогах и сокращение на 10 - 20 процентов числа погибших в ДТП (сохранение жизни от 3,2 до 6,5 тыс. человек), совершенствование условий движения на автомобильных дорогах, создание оперативной радиосвязи для участников движения и повышение качества оказания помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе.
Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
"Повышение безопасности
дорожного движения в России"
на 1996 - 1998 г.
Основные мероприятия Программы
+-------------------+------+--------------------------------+-----------+
| |Сроки |Источники и объемы финансиро-| |
| |испол-|вания (в ценах на 1 января| |
| |нения | 1996 г., млрд. рублей) | |
| |меро- +------+-----+------+------+-----+ |
| |прия- |феде- |мест-|Феде- |терри-|сред-| |
| |тий |раль- |ные |раль- |тори- |ства | |
| Мероприятия | |ный |бюд- |ный |альные|от |Исполнители|
| | |бюджет|жеты |доро- |дорож-|стра-| |
| | | | |жный |ные |хова-| |
| | | | |фонд |фонды |ния | |
| | | | |Рос- | | | |
| | | | |сий- | | | |
| | | | |ской | | | |
| | | | |Феде- | | | |
| | | | |рации | | | |
+-------------------+------+------+-----+------+------+-----+-----------+
|Организация общест-|1996 -| 15,3| - | - | - |147,6|Минтранс |
|венной поддержки|1998 | | | | | |России |
|мероприятий по по-|гг | | | | | |МВД России |
|вышению безопаснос-| | | | | | |Минобразо- |
|ти дорожного движе-| | | | | | |вания Рос-|
|ния | | | | | | |сии |
+-------------------+------+------+-----+------+------+-----+-----------+
|Выявление и устра-|1996 -| 74| - | 680,9| 7200| - |Минтранс |
|нение участков кон-|1998 | | | | | |России |
|центрации ДТП. Со-|гг | | | | | |МВД России |
|вершенствование | | | | | | |Росавтодор |
|контроля скоростных| | | | | | | |
|режимов и поведения| | | | | | | |
|водителей в местах| | | | | | | |
|повышенной опаснос-| | | | | | | |
|ти | | | | | | | |
+-------------------+------+------+-----+------+------+-----+-----------+
|Создание информаци-|1997 -| 45,26| - | 52,64| - | 1,6|Минтранс |
|онной системы обна-|1998 | | | | | |России |
|ружения ДТП |гг | | | | | |МВД России |
| | | | | | | |Росавтодор |
+-------------------+------+------+-----+------+------+-----+-----------+
|Совершенствование |1996 -|142,72| 570| 5,28| - | 15,4|Минздрав- |
|системы спасения и|1998 | | | | | |медпром |
|эвакуации постра-|гг | | | | | |России |
|давших в ДТП | | | | | | |Минтранс |
| | | | | | | |России |
| | | | | | | |МВД России |
| | | | | | | |Росавтодор |
+-------------------+------+------+-----+------+------+-----+-----------+
|Научно-исследова- |1996 -| 8,2 | - | - | - | - |Минтранс |
|тельские и опытно-|1998 | | | | | |России |
|конструкторские |гг | | | | | | |
|работы по реализа-| | | | | | | |
|ции Программы | | | | | | | |
+-------------------+------+------+-----+------+------+-----+-----------+
|Итого | |285,48| 570|738,82| 7200|164,6| |
+-------------------+------+------+-----+------+------+-----+-----------+
Приложение N 2
к Федеральной целевой программе
"Повышение безопасности
дорожного движения в России"
на 1996 - 1998 г.
Организация общественной поддержки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения
+--------------------------+------+---------------------+---------------+
| |Срок | Источники и объемы | |
| |испол-| финансирования | |
| |нения |(в ценах на 1 января | |
| |меро- |1996 г., млн. рублей)| |
| |прия- +-------+-----+-------+ |
| |тий |феде- |Феде-|сред- | |
| | |раль- |раль-|ства | |
| Мероприятия | |ный |ный |от | Исполнители |
| | |бюджет |доро-|страхо-| |
| | | |жный |вания | |
| | | |фонд | | |
| | | |Рос- | | |
| | | |сий- | | |
| | | |ской | | |
| | | |Феде-| | |
| | | |рации| | |
+--------------------------+------+-------+-----+-------+---------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+--------------------------+------+-------+-----+-------+---------------+
|Формирование общественного|1996 -| 4450 | - |147620 |Минтранс России|
|мнения по проблеме безо-|1998 | | | |МВД России |
|пасности дорожного движе-|гг | | | |Минздравмедпром|
|ния | | | | |России |
| в том числе: | | | | | |
| проведение мониторинга|1996 -| - | - | 54000 | |
| общественного мнения; |1998 | | | | |
| |гг | | | | |
| создание двух редакций|1996 -| - | - | 2800 | |
| на центральном телеви-|1998 | | | | |
| дении и радио России по|гг | | | | |
| формированию обществен-| | | | | |
| ного мнения по проблеме| | | | | |
| безопасности дорожного| | | | | |
| движения; | | | | | |
| регулярное освещение|1996 -| - | - | 50320 | |
| вопросов безопасности|1998 | | | | |
| дорожного движения|гг | | | | |
| (90 часов в год) по те-| | | | | |
| левидению (наглядная| | | | | |
| информация, специализи-| | | | | |
| рованная реклама, обу-| | | | | |
| чение поведению на ули-| | | | | |
| це и оказанию доврачеб-| | | | | |
| ной помощи пострадавшим| | | | | |
| в ДТП, документальные и| | | | | |
| игровые передачи); | | | | | |
| создание серии видео-|1997 -| 4450 | - | - | |
| фильмов по тематике,|1998 | | | | |
| связанной с безопас-|гг | | | | |
| ностью движения; | | | | | |
| регулярные радиопереда-|1996 -| - | - | 18000 | |
| чи по вопросам безопас-|1998 | | | | |
| ности дорожного движе-|гг | | | | |
| ния (100 часов в год); | | | | | |
| издание целевой литера-|1996 -| - | - | 22500 | |
| туры, печатной продук-|1998 | | | | |
| ции по пропаганде безо-|гг | | | | |
| пасности дорожного дви-| | | | | |
| жения, формированию у| | | | | |
| населения знаний по| | | | | |
| вопросам безопасности| | | | | |
| движения (информацион-| | | | | |
| ные листки, открытки,| | | | | |
| памятки, буклеты,| | | | | |
| обертки, карты с указа-| | | | | |
| нием участков повышен-| | | | | |
| ной опасности и анали-| | | | | |
| зом причин ДТП - всего| | | | | |
| 15 видов) | | | | | |
+--------------------------+------+-------+-----+-------+---------------+
|Создание целевой системы|1996 -| 10840 | - | - |Минобразования |
|обучения детей безопасному|1998 | | | |России |
|поведению на дорогах и|годы | | | | |
|улицах | | | | | |
| в том числе: | | | | | |
| подготовка и выпуск|1997 -| 8550 | - | - | |
| учебно-методических |1998 | | | | |
| пособий, необходимых|годы | | | | |
| для обучения детей бе-| | | | | |
| зопасному поведению на| | | | | |
| дорогах и улицах: | | | | | |
| методики преподавания и| - | 900 | - | - | |
| обучения детей в дош-| | | | | |
| кольных и школьных уч-| | | | | |
| реждениях (тираж| | | | | |
| 300 тыс. экземпляров); | | | | | |
| методического пособия| - | 450 | - | - | |
| для воспитателей дош-| | | | | |
| кольных учреждений (ти-| | | | | |
| раж 150 тыс. экземпля-| | | | | |
| ров); | | | | | |
| методического пособия| - | 600 | - | - | |
| для школьников 1 - 4| | | | | |
| классов по безопасному| | | | | |
| поведению на дорогах и| | | | | |
| улицах (тираж 200 тыс.| | | | | |
| экземпляров); | | | | | |
| методического пособия| - | 600 | - | - | |
| для обучения школьников| | | | | |
| старших классов безо-| | | | | |
| пасному поведению на| | | | | |
| дорогах и улицах (тираж| | | | | |
| 200 тыс. экземпляров); | | | | | |
| памятки для водителей| - | 1000 | - | - | |
| по безопасному вождению| | | | | |
| автомобилей (объем| | | | | |
| 1 печатный лист, тираж| | | | | |
| 1 млн. экземпляров); | | | | | |
| разработка настольных|1997 -| 500 | - | - | |
| игр для дошкольников и|1998 | | | | |
| младших школьников по|гг | | | | |
| тематике, связанной с| | | | | |
| безопасностью дорожного| | | | | |
| движения: | | | | | |
| карманных электронных| | | | | |
| игр; | | | | | |
| компьютерных игр для| | | | | |
| ПЭВМ; | | | | | |
| создание серии коротко-|1997 -| 450 | - | - | |
| метражных видео- и ки-|1998 | | | | |
| нофильмов для программы|гг | | | | |
| ОБЖ (Основы безопаснос-| | | | | |
| ти жизни) и внеурочной| | | | | |
| работы со школьниками; | | | | | |
| разработка вкладышей,|1997 -| 120 | - | - | |
| наклеек, календарей,|1998 | | | | |
| символики по тематике,|гг | | | | |
| связанной с безопас-| | | | | |
| ностью дорожного движе-| | | | | |
| ния для ее использова-| | | | | |
| ния на пеналах, знач-| | | | | |
| ках, портфелях и одеж-| | | | | |
| де; | | | | | |
| разработка сценария те-|1997 | 100 | - | - | |
| левизионной игры для|г | | | | |
| учащихся общеобразова-| | | | | |
| тельных учреждений по| | | | | |
| проблемам безопасности| | | | | |
| на дорогах; | | | | | |
| разработка рекомендаций|1997 | 120 | - | - | |
| для системы дополни-|г | | | | |
| тельного обучения детей| | | | | |
| правилам дорожного дви-| | | | | |
| жения; | | | | | |
| проведение конкурса на|1997 -| 1000 | - | - | |
| лучший сценарий муль-|1998 | | | | |
| типликационного фильма|гг | | | | |
| по тематике, связанной| | | | | |
| с детским травматизмом | | | | | |
+--------------------------+------+-------+-----+-------+---------------+
|Итого | | 15290 | - |147620 | |
+--------------------------+------+-------+-----+-------+---------------+
Приложение N 3
к Федеральной целевой программе
"Повышение безопасности
дорожного движения в России"
на 1996 - 1998 г.
Выявление и устранение участков концентрации ДТП, совершенствование контроля за скоростными режимами и поведением водителей в местах повышенной опасности
+--------------------------+--------+--------------------+--------------+
| Мероприятия |Срок ис-| Источники и объем | Исполнители |
| |полнения| финансирования | |
| |мероп- |(в ценах на 1 января| |
| |риятий | 1996 г., | |
| | | млрд. рублей) | |
| | +-----+------+-------+ |
| | |феде-|Феде- |терри- | |
| | |раль-|раль- |тори- | |
| | |ный |ный |альные | |
| | |бюд- |доро- |дорож- | |
| | |жет |жный |ные | |
| | | |фонд |фонды | |
| | | |Рос- | | |
| | | |сий- | | |
| | | |ской | | |
| | | |Феде- | | |
| | | |рации | | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Проведение дорожных работ| 1996 - | | | | |
|в целях устранения участ-| 1998 | | | | |
|ков концентрации ДТП на| гг | | | | |
|федеральных дорогах | | | | | |
| в том числе: | | | | | |
| разработка порядка ус-|1996 г | - | 0,24| - |государствен- |
| тановления последова-| | | | |ное предпри-|
| тельности проведения| | | | |ятие "РОСДОР-|
| мероприятий по повыше-| | | | |НИИ" |
| нию безопасности дорож-| | | | | |
| ного движения на опас-| | | | | |
| ных участках федераль-| | | | | |
| ных дорог; | | | | | |
| сбор информации о сос-|1996 г | - | 0,37| - |государствен- |
| тоянии дорожных условий|1997 г | - | 1,68| - |ное предпри-|
| и характеристиках| | | | |ятие "РОСДОР-|
| транспортного потока| | | | |НИИ" |
| для установления причин| | | | | |
| возникновения мест кон-| | | | | |
| центрации ДТП; | | | | | |
| разработка проектов по|1996 г | - | 9,39| - |государствен- |
| устранению участков|1997 г | - | 24,4 | - |ное предпри-|
| концентрации ДТП; | | | | |ятие "РОСДОР-|
| | | | | |НИИ" дирекции|
| | | | | |дорог |
| организация и проведе-|1996 - | - | 0,08| - |Росавтодор |
| ние тендера между под-|1997 | | | | |
| рядными фирмами на реа-|г | | | | |
| лизацию проектов по| | | | | |
| устранению участков| | | | | |
| концентрации ДТП; | | | | | |
| проведение дорожных ра-| | - |640,11| - |по конкурсу |
| бот в целях устранения| | | | | |
| участков концентрации| | | | | |
| ДТП на федеральных до-| | | | | |
| рогах | | | | | |
| "Россия" |1996 г | - | | - | |
| "Волга" |1996 г | | | - | |
| "Беларусь" |1996 г | - | | - | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Итого в 1996 г | | - |178,42| - | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
| "Урал" |1997 г | - | | - | |
| "Украина" |1997 г | - | | - | |
| "Дон" |1997 г | - | | - | |
| "Балтия" |1997 г | - | | - | |
| "Холмогоры" |1997 г | - | | - | |
| "Крым" |1997 г | - | | - | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Итого в 1997 г | | - | 199,1| - | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
| Прочие магистральные|1998 г | - |262,59| - | |
| дороги | | | | | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Итого в 1998 г | | - |262,59| - | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Сопровождение проектов и|1996 г | - | 0,11| - |государствен- |
|контроль качества дорожных|1997 г | - | 0,22| - |ное предпри-|
|работ |1998 г | - | 0,3| - |ятие "РОСДОР-|
| | | | | |НИИ" |
|Проведение дорожных работ|1996 г | - | - | 2000 |по конкурсу |
|в целях устранения участ-|1997 г | - | - | 2300 | |
|ков концентрации ДТП на|1998 г | - | - | 2900 | |
|территориальной сети дорог| | | | | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Итого | | - | 0,63| 7200 | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Создание системы регуляр-|1997 г | - | 2 | - |государствен- |
|ного контроля дорожных ус-| | | | |ное предпри-|
|ловий на участках концент-| | | | |ятие "РОСДОР-|
|рации ДТП на федеральных| | | | |НИИ" |
|дорогах и железнодорожных| | | | | |
|переездах | | | | | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Приобретение 5 дорожных|1997 г | - | 2 | - |государствен- |
|лабораторий и оборудования| | | | |ное предпри-|
|для проведения контроля за| | | | |ятие "РОСДОР-|
|транспортно-эксплуатаци- | | | | |НИИ" |
|онным состоянием опасных| | | | | |
|участков дорог | | | | | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Совершенствование системы|1997 г | 74 | - | - |МВД России |
|контроля за режимами дви-| | | | | |
|жения транспортных средств| | | | | |
|и пешеходов на участках| | | | | |
|концентрации ДТП | | | | | |
| в том числе: | | | | | |
| приобретение 1000 пат-| | 60| - | - | |
| рульных автомобилей для| | | | | |
| ГАИ со специальным обо-| | | | | |
| рудованием; | | | | | |
| установка на 100 опас-| | 0,1| - | - | |
| ных участках федераль-| | | | | |
| ных дорог комплексов| | | | | |
| ТФН (телевизионных фик-| | | | | |
| саторов нарушителей); | | | | | |
| оборудование 950 перед-| | 0,9| - | - | |
| вижных постов ГАИ; | | | | | |
| оборудование 100 опас-| | 5| - | - | |
| ных участков федераль-| | | | | |
| ных дорог приборами ПКС| | | | | |
| (постов контроля ско-| | | | | |
| рости); | | | | | |
| приобретение 1000 пор-| | 8| - | - | |
| тативных приборов "Ал-| | | | | |
| котестер" | | | | | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
|Всего | | 74| 680,9| 7200 | |
+--------------------------+--------+-----+------+-------+--------------+
Приложение N 4
к Федеральной целевой программе