Санитарные правила и нормы МосСанПиН 2.4.2.044-98 "2.4.2. Образовательные учреждения. Гигиенические требования к условиям обучения 1-4 классов в детском образовательном учреждении Начальная школа - детский сад" (утв. и введены в действие постановлением Гл стр. 3

7.4. При освещении люминесцентными лампами в учебном помещении площадью 50 м2 должно быть:
12 светильников типа ШОД - 2x40 или ШЛД - 2x40 (две линии по 6 светильников каждая), или
8 светильников ШОД - 2x80 или ШЛД - 2x80 (по 4 светильника в ряду).
Классная доска дополнительно к общему должна иметь местное освещение двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО - 30-40-122 (125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
7.5. При освещении лампами накаливания в учебном помещении площадью 50 м2 устанавливаются 8 действующих световых точек общей мощностью 2400 вт. При этом применяются светильники рассеянного света СК-300, КМО-300, ПКРМ с лампами накаливания 300 вт.
Светильники в учебном помещении располагаются двумя рядами параллельно линии окон при расстоянии от внутренней и наружной стен 1,5 м, от классной доски 1,2 м, от задней стены 1,6 м. Расстояние между светильниками в рядах 2,65 м.
7.6. Запрещается использование новых типов ламп и осветительной аппаратуры без разрешения госсанэпидслужбы.

8. Требования к организации режима учебных занятий

8.1. Суммарная недельная нагрузка (в часах) должна соответствовать утвержденным планам и составлять при обучении:
с 6 лет
с 7 лет
по 5-дневной неделе
1 кл. - 20
1-3 кл. - 22
2-4 кл. - 22
по 6-дневной неделе
1 кл. - 22
1-3 кл. - 25
2-4 кл. - 25
8.2. Продолжительность урока в 1 классе для детей 6-летнего возраста 35 минут, в классах компенсирующего обучения 40 мин., в остальных классах не более 45 минут.
В целях обеспечения адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:
- в сентябре-октябре 3 урока по 35 мин.,
- со 2-ой четверти - 4 урока по 35 мин.,
- со 2-го полугодия - продолжительность урока 45 мин.
Для обучающихся в 1-х классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность перемен в 1 классе для детей 6-летнего возраста 20 мин., после второго или третьего урока проводится динамическое занятие длительностью 40 мин., во время которого организуются подвижные игры, развлечения на открытом воздухе под руководством учителя.
Продолжительность перемен в остальных классах 10 мин. После второго урока проводится 30 минутная перемена. Допускается вместо одной 30 минутной перемены две по 20 минут после второго и третьего уроков.
На одной из больших перемен организуются подвижные игры.
Проведение больших перемен при благоприятных погодных условиях следует организовывать на открытом воздухе.
8.3. Проведение учебных занятий должно быть предусмотрено в первую половину дня с началом занятий в 9:00.
Во вторую половину дня допускаются занятия по предметам, не требующим умственного напряжения (пение, рисование и др.).
8.4. При составлении расписания уроков необходимо предусматривать чередование различных видов деятельности.
Предметы, требующие большого умственного напряжения, в первых классах для детей 6-летнего возраста следует ставить на 1-й и 2-й уроки, в остальных классах - на 2-й и 3-й уроки.
Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).
8.5. Проведение сдвоенных уроков не допускается.
8.6. Для повышения умственной работоспособности и снятия мышечного статического напряжения во время занятий необходимо проводить на 10-й и 20-й минутах каждого урока физкультпаузы по 2 мин. каждая.

9. Требования к организации режима дня

9.1. Учащиеся 1-4 классов по желанию родителей могут находиться в группах продленного дня.
Группы продленного дня должны работать также во время каникул.
Объединение групп продленного дня для школьников с дошкольными группами запрещается.
9.2. Для учащихся 6-летнего возраста, а при наличии условий, и 7-летнего возраста, находящихся в группах продленного дня, организуется дневной сон продолжительностью 1:30 - 2 часа. Для всех учащихся, посещающих группу продленного дня, организуются две прогулки общей длительностью 2:30 - 3 часа в день.
9.3. Просмотр диафильмов и телепередач следует проводить не чаще 3-4 раз в неделю с ограничением длительности каждого просмотра диафильмов до 7-15 минут в 1-2 классах, 15-20 минут в 3-4 классах, телепередач до 15 минут в 1-2 классах, 20 минут в 3-4 классах.
Для приема телепередач используются телевизоры с размерами экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки телевизора над полом 1 - 1,3 м, расстояние экрана от детей 4-6 м, стулья устанавливаются в 4-5 рядов, расстояние между ними 0,5-0,6 м.
Просмотр передач в темное время дня должен проводиться при искусственном верхнем освещении или местном источнике света, находящемся вне поля зрения учащихся. В дневные часы при ярком солнечном свете должны быть использованы легкие светлые шторы.
9.4. При использовании при организации учебно-воспитательного процесса компьютеров необходимо соблюдать требования СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы".

10. Требования к организации питания

10.1. Учащиеся начальных классов должны быть обеспечены горячим питанием из пищеблока, общего с дошкольными группами. При наличии свободного помещения оборудуется общая столовая для всех классов, при отсутствии - прием пищи организуется в классных комнатах, при условии решения вопроса о выделении персонала для доставки пищи и мытья посуды по классам в имеющихся моечных.
10.2. Питание школьников строится дифференцированно с учетом физиологических потребностей данного возраста в пищевых веществах и энергии (таблица 5).
Таблица 5

Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергетическая ценность рациона в соответствии с "Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР", утверждены коллегией МЗ СССР 17.04.91 г.

Энергетическая ценность суточного рациона
Белки
Жиры
Углеводы
Всего
в т.ч. животные
Всего
в т.ч. растительные
2000
72
47
72
11
252
2400
80
48
80
15
324
10.3. При составлении рациона питания следует руководствоваться нормами суточной потребности детей и подростков в витаминах (таблица 6).
Таблица 6

Суточная потребность детей и подростков в основных витаминах (в миллиграммах)

Возраст
В1
В2
РР
В6
С
А
6 лет
1,2
1,6
13
1,4
50
0,5
7-10 лет
1,4
1,9
15
1,7
50
0,7
10.4. Учащиеся, посещающие группы продленного дня, должны получать трехразовое питание (завтрак, обед, полдник), в т.ч. на завтрак и обед должны быть горячие блюда.
Учащиеся, находящиеся на неполном дне, обеспечиваются одно- или двухразовым питанием (только завтрак или завтрак и обед).
Завтрак должен составлять 20%, обед 35%, полдник 10% от суточной калорийности.
10.5. Время приема пищи: