"Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок" (утв. Минфином РФ N 01-14/197, МВЭС РФ N 10-83/3225, ГТК РФ N 01-23/21497 03.12.1996)

I. Общие положения

Настоящий Порядок устанавливает в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и Постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок" правила оформления, переоформления и выдачи документа "Паспорт бартерной сделки" (Паспорт), формирования и ведения базы данных в МВЭС России, а также информационного обмена между МВЭС России и ГТК России в целях учета и контроля внешнеторговых бартерных сделок. (Приложение 1).
Паспорт - документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами (далее - Договор).
До осуществления экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных сделок, до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения указанных сделок, российские лица обязаны оформить в МВЭС России Паспорт в соответствии с Правилами оформления паспорта бартерной сделки (далее - Правила). (Приложение 2).
По каждому заключенному российским лицом Договору оформляется один Паспорт независимо от даты заключения Договора.
В случае внесения в Договор изменений и/или дополнений, изменяющих сведения, которые использовались при оформлении Паспорта, российские лица до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации согласно условиям такого Договора, обязаны переоформить Паспорт в соответствии с Правилами.
Учитывая специфику бартерных сделок, заключаемых в счет исполнения международных договоров Российской Федерации, Паспорт в отношении таких сделок может быть оформлен при условии, что Договор содержит сведения, позволяющие отнести его к конкретному международному договору Российской Федерации, а в случае, когда Договор оформлен в виде нескольких документов, - при условии, если он содержит сведения, позволяющие установить взаимосвязь между ними в целях определения условий исполнения бартерной сделки.
Паспорта могут оформляться с учетом особенностей проведения бартерных операций в торговле с отдельными странами.
МВЭС России за оформление и переоформление Паспорта взимается плата в установленном порядке.

II. Документы, необходимые для оформления и переоформления паспорта бартерной сделки

Для оформления Паспорта российское лицо направляет подписанное и удостоверенное печатью российского лица (для юридических лиц) заявление уполномоченному МВЭС России в регионе, в котором осуществлена государственная регистрация российского лица. Если сумма Договора превышает в эквиваленте 1 млн. американских долларов <*>, Паспорт оформляется только в Управлении уполномоченного МВЭС России по Центральному району, по согласованию с МВЭС России, о чем ответственным лицом Управления уполномоченного МВЭС России в регионе делается соответствующая запись в графе Паспорта "Особые отметки".
--------------------------------
<*> В случае необходимости указанная сумма может изменяться МВЭС России.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью (для юридических лиц) российского лица Паспорта, составленного по установленной форме в соответствии с Правилами;
- оригинал Договора (изменения и/или дополнения к Договору), на основании которого был составлен Паспорт, и их удостоверенные копии (удостоверенные копии документов остаются в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе);
- оригинал и копия разрешения МВЭС России, выдаваемого в случаях, предусмотренных пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок";
- удостоверенная копия документа о государственной регистрации российского лица;
- копии учредительных документов (для юридических лиц и только при первом обращении в Управление уполномоченного МВЭС России в регионе за оформлением Паспорта);
- копия документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;
- копия международного договора Российской Федерации, если Договор, на основании которого составлен данный Паспорт, заключен во исполнение международного договора Российской Федерации;
- документы, подтверждающие исполнение части Договора (копии грузовых таможенных деклараций, актов и других документов, свидетельствующих о выполнении работ, оказании услуг, передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности), если Паспорт составлен на основании Договора, заключенного до вступления в действие Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок";
- удостоверенный российским лицом перевод Договора при отсутствии оригинала Договора на русском языке (остается в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе).
Все представленные МВЭС России документы регистрируются в Журнале.

III. Рассмотрение заявлений на оформление паспорта бартерной сделки

Уполномоченный МВЭС России в регионе должен удостовериться в наличии всех необходимых документов, представленных российским лицом, и правильности их оформления.
Срок рассмотрения представленных документов составляет не более 21 рабочего дня с даты принятия заявления. В течение этого срока проводится проверка представленных документов и соответствия сведений, указанных в Паспорте, сведениям, содержащимся в этих документах.
При необходимости представления дополнительных сведений срок рассмотрения заявления исчисляется с даты поступления запрашиваемых документов и составляет не более 4 рабочих дней. МВЭС России может отказать в оформлении или переоформлении Паспорта при несоответствии Договора требованиям, установленным Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".
В случае отказа в оформлении Паспорта, одновременно с возвращением оригиналов и копий документов российскому лицу выдаются рекомендации в письменной форме по составлению Паспорта. При этом в Журнале делается соответствующая запись.

IV. Оформление и выдача паспорта бартерной сделки

В целях автоматизации учета и контроля внешнеторговых бартерных операций Паспорта оформляются по единой установленной форме как в виде документа, так и в электронной форме в структуре dbf-файла (формируется уполномоченными МВЭС России в регионах).
Уполномоченный МВЭС России в регионе подписывает и удостоверяет печатью оба экземпляра Паспорта.
Один экземпляр оформленного Паспорта выдается представителю российского лица под его роспись в Журнале, второй экземпляр остается в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе.
Российское лицо, подписавшее Паспорт, обязано указать в нем сведения, соответствующие условиям договора, на основании которого был составлен данный Паспорт.
Российское лицо, подписавшее Паспорт, обязано ввезти в Российскую Федерацию товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, эквивалентные по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, с даты выпуска экспортированных товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг, перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности, либо в сроки, установленные разрешением МВЭС России в соответствии с требованиями пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".
После завершения оформления Паспорта ему присваивается номер, формируемый в соответствии с Правилами.
При его выдаче российское лицо представляет Уполномоченному МВЭС России в регионе документ, подтверждающий оплату за оформление Паспорта.

V. Порядок информационного обмена в целях осуществления контроля и учета бартерных сделок

Ведение баз данных в МВЭС России осуществляется:
- на региональном уровне - уполномоченными МВЭС России в регионах;
- на федеральном уровне - ДРВЭД МВЭС России.
Информационные массивы баз данных федерального уровня формируются на основе данных обо всех оформленных уполномоченными МВЭС России Паспортах. Эти данные уполномоченные МВЭС России в регионах обязаны передавать по телекоммуникационным каналам связи в ДРВЭД МВЭС России в установленном порядке.
Электронные формы всех оформленных МВЭС России Паспортов в структуре dbf-файла передаются в ГТК России. Порядок и регламент передачи в ГТК России электронных форм оформленных Паспортов, Классификатора Уполномоченных МВЭС России в регионах, а также передачи из ГТК России в МВЭС России классификатора ТН ВЭД определяются двусторонним соглашением между МВЭС России и ГТК России.
Первый заместитель Министра
внешних экономических связей
Российской Федерации
Ю.Н.ГРЕКОВ
Заместитель Председателя
Государственного таможенного комитета