| расширение сотрудничества правоохранительных
| органов Российской Федерации с зарубежными па-
| ртнерами;
| формирование основ правовой культуры населения
| и должностных лиц;
| обеспечение надлежащих условий деятельности
| правоохранительной системы и повышение ее эф-
| фективности
-----------------------+-------------------------------------------------
Система организации |- контроль за исполнением Программы осуществляет
контроля за исполне- | Министерство внутренних дел Российской Федера-
нием Программы | ции. Государственные заказчики и исполнители
| мероприятий Программы несут ответственность за
| их качественное и своевременное выполнение,
| рациональное использование выделяемых на их
| реализацию финансовых средств. Министерства,
| ведомства и организации, указанные в графе
| "Государственные заказчики, исполнители" пер-
| выми, являются ответственными за выполнение
| мероприятий и представляют в Министерство вну-
| тренних дел Российской Федерации доклады о хо-
| де работы по реализации Программы к 20 июля
| 1996 г., 15 января и 20 июля 1997 г. и 15 ян-
| варя 1998 г.
| Доклады о ходе выполнения мероприятий Програм-
| мы, исполнителями которых являются органы ис-
| полнительной власти субъектов Российской Феде-
| рации, представляют министерства и ведомства,
| указанные в графе вторыми.
| По итогам реализации Программы Министерство
| внутренних дел Российской Федерации до 1 фев-
| раля 1998 г. представляет обобщенную информа-
| цию в Министерство экономики Российской Феде-
| рации и Министерство финансов Российской Феде-
| рации, которые до 1 марта 1998 г. представляют
| доклад Председателю Правительства Российской
| Федерации.
| Ход и результаты выполнения мероприятий Прог-
| раммы по решению Председателя Правительства
| Российской Федерации могут быть рассмотрены на
| заседаниях Правительства.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Настоящая Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. 554-р. Комплекс мер, предусмотренных Программой, основан на исследованиях основных тенденций криминогенной ситуации в стране, прогнозных оценках их дальнейшего развития, анализе предварительных результатов выполнения мероприятий, предусмотренных Федеральной программой Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы.
В большинстве субъектов Российской Федерации были сформированы внебюджетные фонды для дополнительного финансирования борьбы с преступностью. В развитие указанной Программы разработан ряд целевых комплексных программ по отдельным направлениям борьбы с преступностью. Укреплена система подразделений по борьбе с организованной преступностью. Осуществлены всероссийские оперативно-профилактические мероприятия против преступных формирований и лидеров криминальной среды. Увеличена плотность сил обеспечения общественного порядка на улицах и в других общественных местах, а также на объектах транспорта. В 53 регионах созданы центры психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
Реализация мер, предусмотренных Федеральной программой Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы, позволила активизировать деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью, эффективнее реагировать на заявления и сообщения граждан о правонарушениях.
Сократилось число умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, квартирных краж, грабежей и разбойных нападений. Почти на треть снизилось количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия. Повышается раскрываемость преступлений. Приняты меры к обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов Российской Федерации, раскрытию и предотвращению таможенных правонарушений, пресечению попыток незаконного оборота наркотических средств, вывоза культурных и исторических ценностей, контрабанды оружия.
Вместе с тем на состояние правопорядка, государственной и общественной безопасности оказывает негативное воздействие ряд мощных по своей значимости факторов. В частности, продолжает скрытое существование и активно влияет на оперативную обстановку накопленный за предыдущие годы огромный криминогенный потенциал. Медленно формируется база правового обеспечения борьбы с преступностью, в результате чего фактически не преследуются законом наиболее опасные, новые формы преступного поведения (коррупция, организованная преступность, "отмывание" преступно нажитых капиталов и др.). Это происходит на фоне снижения престижа правоохранительных органов, ухудшения их материально-технического оснащения и ослабления кадрового ядра.
Отсутствие достаточного финансирования Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы обусловило неполное ее выполнение. В частности, по этой причине не увеличена штатная численность органов внутренних дел на транспорте, подразделений внутренних войск оперативного назначения, а также судов. Не были выделены средства на укрепление технической оснащенности органов внутренних дел, налоговой полиции, судов и прокуратуры. Не получила развития практика создания домов ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий, не создана сеть и материально-техническая база специальных учебно-воспитательных учреждений.
Бюджетные возможности правоохранительной системы начиная с декабря 1994 г. в значительной мере подорваны расходами на мероприятия по восстановлению конституционной законности в Чеченской Республике. Несмотря на принимаемые меры, криминогенная ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Наметилась тенденция роста общего числа зарегистрированных преступлений. Около 60 процентов всех преступлений являются тяжкими. В ряде регионов высокими темпами развиваются организованная преступность и коррупция, бандитизм, заказные убийства, растет число убийств при отягчающих обстоятельствах, террористических актов, захватов заложников, посягательств на жизнь и здоровье представителей органов государственной власти, финансово-банковских и промышленных структур, а также преступлений с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, угрозой взрывов объектов жизнеобеспечения и транспорта. Не снижается количество преступных группировок с межрегиональными и международными связями. Значительное количество преступлений остаются нераскрытыми.
Продолжают расширяться масштабы преступного проникновения в сферу экономики. Обостряется проблема незаконного оборота наркотиков. Снижается активность в выявлении и пресечении должностных преступлений со стороны работников как правоохранительных, так и контролирующих органов. В ряде республик, краев и областей число выявленных случаев взяточничества уменьшилось в два-три раза. По каждому четвертому-шестому факту присвоения вверенного имущества, должностного преступления в возбуждении уголовного дела отказывается.