Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 35

упорядочена система льгот отдельным категориям граждан, что является серьезным резервом экономии средств;
организационно подготовлен процесс переселения внутри социального жилищного фонда, который неизбежно начнется при резком повышении ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также при введении с 1997 года платы за найм жилых помещений, дифференцированной в зависимости от качества и местоположения жилья;
развиты существующие службы жилищных субсидий, которые до сих пор в ряде регионов действуют формально, с тем чтобы обеспечить своевременное начисление субсидий вдвое большему количеству семей.
Включение капитального ремонта в состав затрат, оплачиваемых населением, привело к снижению достигнутой доли в оплате жилищно-коммунальных услуг до 25 процентов, поэтому достижение 60-процентного уровня будет связано с серьезным ростом ставок оплаты в абсолютном выражении. В 1998-1999 годах прогнозируется рост реальных доходов населения, что сделает рост ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг менее болезненным.
Переход к 100-процентному финансированию отрасли за счет платежей населения в сегодняшних условиях практически не приведет к существенному увеличению реальных сборов с населения, так как резко возрастут затраты на выплату жилищных субсидий, которые будут "съедать" как минимум половину прироста доходов. Кроме того, возрастет риск неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги при сохранении существующей максимально допустимой доли собственных расходов семей на оплату жилья и коммунальных услуг по социальной норме (которую нецелесообразно резко менять), число семей, имеющих право на субсидию, превысит 2/3 от числа семей, пользующихся стандартным набором жилищно-коммунальных услуг (30 млн. семей). При нынешних возможностях проверки доходов это является неприемлемой величиной. Повышение ставок оплаты жилищно-коммунального хозяйства свыше 60 процентов затрат целесообразно провести после 1999 года, когда, согласно прогнозам, начнется ощутимый рост реальных доходов населения.
Можно также ожидать, что запланированные на 1997-1999 годы меры по демонополизации и реформе системы управления в отрасли позволят увеличить экономическую эффективность, в связи с чем 100-процентный уровень покрытия затрат окажется меньше, чем можно предположить сегодня, по крайней мере, в 1,5 раза.
Баланс покрытия затрат жилищно-коммунального хозяйства России Расчеты в ценах 1996 г. из расчета 90 млн. человек, пользующихся основными жилищно-коммунальными услугами
(трлн. рублей)
-------------------------+----+----+----+----+--------+--------+---------
| | | | | | |Вариант
| | | | | | |скачко-
| | | | | | |образного
|1996|1997|1998|1999| 2000 | 2003|перехода
| год|год | год|год | год | год|к 100-
| | | | | | |процент-
| | | | | | |ному
| | | | | | |покры-
| | | | | | |тию из-
| | | | | | |держек
-------------------------+----+----+----+----+--------+--------+---------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
-------------------------+----+----+----+----+--------+--------+---------
Ставки оплаты жилищ- 25% 35% 50% 60% 70% 100% 100%
но-коммунальных услуг в
отношении к издержкам (с
учетом капремонта)
Максимально допустимая 15% 16% 18% 20% 20-22% 20-25% 16%
доля расходов в семейном
бюджете
Рост реальных доходов на- 1 1,02 1,045 1,09 1,14 1,32 1
селения в отношении к
1996 г. (прогноз)
Суммарная потребность жи- 153 153 153 150 148 140 153
лищно-коммунального хо-
зяйства в средствах,
трлн. рублей
В том числе на текущее 129 129 129 127 125 120 129
обслуживание и коммуналь-
ные услуги
На капитальный ремонт 24 24 24 23 23 20 24
Потребность в бюджетных 114 99 77 60 46 0 0
дотациях ЖКХ по нормати-
вам (оценка) *(1)
В том числе на текущее 90 84 62 48 37 0 0
обслуживание и коммуналь-
ные услуги
На капитальный ремонт 24 19 15 12 9 0 0
Расчетный сбор по ставкам 39 54 76 90 103 140 153
и тарифам
В том числе сбор без суб- 33,7 45 64,1 76 90 117 50,0