Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" стр. 8

4.3.1. Состояние промышленности Санкт-Петербурга

Состояние экономики Санкт-Петербурга тесно связано с общей ситуацией в экономике России и ее отраслях. В промышленности города негативные тенденции получили еще большее выражение в связи с ее производственно-отраслевой спецификой, характеризующейся высокой долей оборонных, наукоемких и перерабатывающих предприятий.
Промышленное производство находится в неблагоприятных условиях функционирования и характеризуется:
- падением объема промышленного производства на крупных и средних предприятиях за 1990 - 1995 гг. на 42,4%, в 1996 г. - на 20,6% (падение объема производства в натуральном выражении по отдельным видам продукции представлено в таблице 1);
Таблица 1

Производство предприятиями Санкт-Петербурга отдельных видов продукции

+----+-------------------------+----------+--------+--------+-----------+
|N | Продукция | Единица |1990 г. |1995 г | 1995 г. |
|п/п | |измерения | | | в % к |
| | | | | | 1990 г. |
+----+-------------------------+----------+--------+--------+-----------+
| Товары народного потребления |
+----+-------------------------+----------+--------+--------+-----------+
| 1. |Ткани всех видов |млн.кв.м |181,0 | 11,3 | 6,2 |
| | | | | | |
| 2. |Трикотажные изделия |млн.штук | 27,0 | 2,5 | 6,2 |
| | | | | | |
| 3. |Чулочно-носочные | | | | |
| |изделия |млн.пар | 75,5 | 4,6 | 6,1 |
| | | | | | |
| 4. |Обувь |млн.пар | 27,0 | 2,2 | 8,1 |
| | | | | | |
| 5. |Часы |тыс.штук | 4800 | 1400 | 29,2 |
| | | | | | |
| 6. |Стальная и эмалированная | | | | |
| |посуда |млн.штук | 4,0 | 0,121 | 3,0 |
| | | | | | |
| 7. |Видеомагнитофоны |тыс.штук | 61 | 3 | 4,9 |
| | | | | | |
| 8. |Радиоприемные устройства |тыс.штук | 180 | 5 | 2,8 |
| | | | | | |
| 9. |Телевизоры цветного | | | | |
| |изображения |тыс.штук | 412 | 9 | 2,1 |
| | | | | | |
|10. |Холодильники и | | | | |
| |морозильники |тыс.штук | 41,1 | 2,5 | 6,1 |
| | | | | | |
|11. |Электроутюги |тыс.штук | 1400 | 72 | 5,1 |
| | | | | | |
|12. |Фотоаппараты |тыс.штук | 1400 | 68 | 4,9 |
| | | | | | |
|13. |Мясо, включая субпродукты| | | | |
| |I категории |тыс.тонн | 72,9 | 11,2 | 15,4 |
| | | | | | |
|14. |Цельномолочная продукция | | | | |
| |(в пересчете на молоко) |тыс.тонн |942,6 | 198,5 | 21,0 |
| | | | | | |
|15. |Спирт сырец этиловый |тыс.дал | 516 | 17 | 3,3 |
| | | | | | |
|16. |Водка и ликеро-водочные | | | | |
| |изделия |тыс.дал | 5587 | 2343 | 41,9 |
| | | | | | |
|17. |Сиропы |тыс.дал | 592 | 35 | 5,9 |
+----+-------------------------+----------+--------+--------+-----------+
| Продукция производственно-технического назначения |
+----+-------------------------+----------+--------+--------+-----------+
| 1. |Турбины газовые |тыс.квт | 435 | 16 | 3,7 |
| | | | | | |
| 2. |Станки металлорежущие |штук | 3128 | 809 | 25,9 |
| | | | | | |
| 3. |Электромашины крупные |штук | 4464 | 707 | 15,8 |
| | | | | | |
| 4. |Экскаваторы |штук | 155 | 11 | 7,1 |
| | | | | | |
| 5. |Кузнечно-прессовые | | | | |
| |машины |штук | 1480 | 213 | 14,4 |
| | | | | | |
| 6. |Картон |тыс.тонн | 22,0 | 4,8 | 21,8 |
| | | | | | |
| 7. |Бумага |тыс.тонн | 96,5 | 21,7 | 22,5 |
| | | | | | |
| 8. |Пиломатериалы (березовых | | | | |
| |и мягколиственных пород) |тыс.куб.м | 6,6 | 1,2 | 18,2 |
| | | | | | |
| 9. |Тракторы |тыс.штук | 19,9 | 0,8 | 4,0 |
+----+-------------------------+----------+--------+--------+-----------+
+----+-------------------------+----------+--------+--------+-----------+
- компенсацией падения производства путем импорта, прежде всего продукции легкой и пищевой промышленности, а также продукции, сырье для производства которой, наоборот, экспортируется за рубеж (например, лом черных и цветных металлов и под видом лома - изделия из черных и цветных металлов);
- постоянным снижением загрузки производственных мощностей и использования производственного потенциала;
- ростом морального и физического износа основных фондов (коэффициент обновления основных фондов в промышленности города снизился с 6,4% в 1990 г. до 1,8% в 1995 г. и до 1,7% в 1996 г.);
- снижением числа рабочих мест, сокращением численности промышленно-производственного персонала. Численность промышленно-производственного персонала в 1990 г. составляла 773 тыс.человек, а в 1995 г. - 401 тыс.человек, т.е. сократилась за 1990 - 1995 гг. Более чем на 370 тыс.человек (на 48,1%). В 1996 г. она уменьшилась еще на 45 тысяч рабочих мест;
- снижением роли промышленности в формировании бюджета, хотя, несмотря на интенсивное развитие банковского дела, торговли и сферы обслуживания, промышленность пока остается доминирующей как по структуре занятости населения, так и по налоговым поступлениям в бюджеты разных уровней. Удельный вес налоговых поступлений от промышленности составляет 29,9%, что превышает поступления от других отраслей экономики Санкт-Петербурга. Доля промышленности в поступлениях налога на прибыль составляет 34,3%, а НДС - 30,3%;
- прекращением инновационной деятельности, разрушением научно-технического потенциала города;
- невыполнением федеральным бюджетом своих обязательств по оплате государственных заказов (на конец ноября 1996 г. его долг предприятиям оборонного комплекса составил 437,7 млрд.рублей, не финансировались в течение года федеральные программы) и оплатой работ "денежными суррогатами";
- кредитно-финансовой системой, основанной на величине ставки рефинансирования, исключающей эффективные капитальные вложения в промышленное производство;
- тарифной политикой в области естественных монополий, делающей промышленное производство неконкурентоспособным;
- разрушением хозяйственных связей в системе внутри- и межпроизводственной, отраслевой, региональной и государственной кооперации;
- спонтанным, не подкрепленным соответствующими обоснованиями и ресурсами, характером проведения конверсии;
- отсутствием необходимого регулирующего воздействия на производство со стороны государства, муниципальных и отраслевых (ведомственных) органов управления.
Все это позволяет сделать вывод, что продолжается процесс разрушения промышленного комплекса Санкт-Петербурга с одновременной утратой им ведущей роли в экономике города как важнейшего источника доходов местного бюджета.
При сохранении негативных тенденций в 1997 - 2000 годах возможно:
- снижение объема производства (по крупным и средним предприятиям) к 2000 г. - на 32% по отношению к 1995 г.;
- снижение загрузки мощностей в 1997 г. в среднем на 14 - 15% и продолжение процесса ликвидации производственных мощностей;
- сокращение численности работающих, в результате которого к 2000 г. число занятых в промышленности составит менее 200 тысяч человек;
- уменьшение налоговых поступлений от промышленности в бюджет, снижение их удельного веса в 2000 г. до 15%, в абсолютном измерении уменьшение базы исчисления налогов в два раза;
- снижение доли промышленности в валовом внутреннем продукте к 2000 г. до 26%.

4.3.2. Стабилизационная промышленная политика на 1997 - 2000 годы

Развитие промышленности должно включать последовательное решение технических, экономических, организационных и иных вопросов, предполагающих выбор и реализацию таких мер, которые позволят:
- сформировать потребности города в продукции и услугах промышленного характера;
- оценить состояние предприятий, их производственные возможности, ресурсное и кадровое обеспечение, инфраструктуру;
- произвести дифференциацию производства по степени обеспеченности и оборачиваемости оборотных средств;
- определить круг предприятий, наиболее полно выражающих на первом этапе проведения промышленной политики требования по преодолению кризиса в промышленности города, ее оживлению и дальнейшему развитию;
- определить источники пополнения оборотных средств предприятий, процедуры их формирования и возврата заемных средств и средств, полученных на льготных условиях;
- устранить воздействие негативного влияния внешних условий, сложившихся от проявления действующей налоговой, финансово-кредитной, ценовой, валютно-денежной системы, отсутствия протекционистской политики, и других, независящих от предприятий факторов;
- привести в соответствие с требованиями производства нормативно-правовую, организационную, материальную, инвестиционную, информационную основу и разработать направления по формированию условий, позволяющих: предотвратить необоснованное банкротство предприятий; вывести их из кризисного состояния; восстановить и углубить систему внутри - и межпроизводственной, отраслевой, региональной и государственной кооперации; повысить эффективность функционирования и развития промышленного производства.
Выход промышленности из кризиса и ее развитие представляет целенаправленный процесс, в котором должны быть учтены как внешние, стоящие над предприятиями условия, так и непосредственно состояние предприятий. Предлагаемые в Программе направления являются руководством к действию Комитета экономики и промышленной политики, других органов власти и хозяйствующих субъектов города в функционировании и развитии промышленного производства до 2000 года. Это предполагает, с одной стороны, разработку в качестве базовой основы, учитывающей требования мирового прогресса, концепции развития промышленности на длительную перспективу, а с другой - реализацию конкретных практических мер на каждый год, по выходу предприятий из кризиса, оживления их деятельности, научно-технического, производственного и экономического потенциала.
1997 год становится, таким образом, точкой отсчета обоснования, разработки и реализации практических мер по выходу промышленности Санкт-Петербурга из кризиса и формированию направлений ее дальнейшего развития. В этой связи в 1997 и последующих годах необходимо решить следующие проблемы.
1. Разработать комплекс мероприятий по улучшению использования имеющегося промышленно-производственного потенциала:
- провести обследование и оценку финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий;
- определить наиболее приоритетные предприятия с точки зрения потребности в собственных оборотных средствах, сроков их оборачиваемости, восприимчивости к нововведениям, создания рациональных хозяйственных кооперированных связей, эффективного использования материальных средств, ресурсов и производственного потенциала;
- разработать на этой основе мероприятия по формированию на предприятиях оборотных средств и получению для этого льгот на отсрочку платежей, графика их возврата и т.д.;
- произвести оценку сложившейся ситуации по образованию на предприятиях города дебиторской, кредиторской задолженности, нереализованных остатков готовой продукции и разработать необходимые мероприятия по улучшению положения;
- обосновать направления выхода из кризиса промышленного производства и его развития, предполагающие:
* использование энергосберегающих, безотходных, наукоемких технологий;
* сбалансированное функционирование технологически взаимосвязанных отраслей;
* сохранение научных, инженерных и рабочих кадров, технической базы, инфраструктуры, традиционно обеспечивающих освоение и внедрение в производство новых образцов техники;
* переработку сырья прилегающих областей и удовлетворение за счет этого потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления (легкая и пищевая промышленность) и обеспечение нужд стройиндустрии (промышленность строительных материалов);
* совершенствование внутри и межпроизводственной, внутри- и межрегиональной (прежде всего с Северо-Западом, учитывая его географическое положение, сырьевые ресурсы, инфраструктуру, организационную основу и т.п.), межгосударственной кооперации - со странами СНГ и дальнего зарубежья.
2. Устранить негативное воздействие на промышленное производство отдельных внешних факторов, в частности: