2.5.2. Водный транспорт. Санитарные нормы СН 2.5.2.047-96 "Уровни шума на морских судах" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 21 февраля 1996 г. N 3) стр. 2

рабочий период Т=8 часов в машинном отделении или в производственных
помещениях, не должен превышать Lэкв(8)=80 дБА. В случае превышения
нормы, время нахождения работающего в зоне или помещении с наибольшим
уровнем шума должно быть сокращено, в соответствии с формулой (1), на
величину, обеспечивающую выполнение Lэкв(8)=80 дБА.
4.4. Допустимые уровни шума устанавливаются в зависимости от назначения помещений, длительности воздействия шума, условий пребывания экипажа на судне соответственно классификации судов в санитарных правилах для морских судов.
4.5. Предельные величины допускаемых уровней шума в октавных полосах частот и по А-уровню устанавливаются согласно таблице 1.
Примечание: Форма предельных спектров (ПС) в октавных полосах частот принята в соответствии с рекомендациями ИСО R 1996, за исключением ПС в ЭО с периодическим и безвахтенным обслуживанием в октавах 31 и 63 Гц, где допустимый уровень ограничен 115 дБ. Номер ПС оценивается по числу дБ в октаве 1000 Гц.
4.6. Максимальный уровень звука в ЭО и на рабочих местах в других посещаемых помещениях не должен превышать 110 дБА. Запрещается нахождение людей в зонах с уровнями шума 120 дБА и выше даже при использовании СИЗ.
Примечание: Эпизодическая (случайная) работа в помещениях (зонах) с уровнями шума 110-119 дБА, например при устранении неполадок, допускается не более 4-х часов в сутки с применением одновременно противошумных наушников и противошумных вкладышей.

5. Дозная оценка шумового воздействия

5.1. Для оценки степени воздействия шума с разными уровнями следует производить расчет энергетической дозы шума или измерение ее с помощью дозиметров. На практике целесообразно использовать относительное значение дозы шума - ДШ в долях от допустимой дозы - Д доп.
Д
ДШ = ------,
Д доп.
где Д - фактическое значение дозы.
5.2. Среднесуточная доза шума - ДШ (24), определяется по трем парциальным дозам, соответствующим трем восьмичасовым периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности плавсостава - труд, внепроизводственное время и сон. (см. приложение 1).
5.3. Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная категория плавсостава, с учетом применения средств индивидуальной защиты, при уровнях свыше 80 дБА, не должна превышать 1.
При ДШ (24) > 1 должны быть выполнены работы по снижению шума или изменен режим труда за счет сокращения времени воздействия в наиболее шумных помещениях, устанавливаемого расчетом дозы.

6. Защита органа слуха

6.1. Индивидуальные средства защиты должны применяться на рабочих местах во всех случаях, когда член экипажа подвергается воздействию шума с уровнем более 80 дБА.
Таблица 1

Предельные величины допустимых уровней шума на морских судах

+-------------------+--------------------------------------------+------+
|Наименование поме-| Уровни звукового давления, дБ, в октавных |Уро- |
|щений и мест работы| полосах частот, Гц |вень |
|и отдыха +----+----+----+----+----+----+----+----+----+звука,|
| | 31| 63| 125| 250| 500|1000|2000|4000|8000| LA, |
| | | | | | | | | | | дБА |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
| Энергетическое отделение |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|1. С постоянной| | | | | | | | | | |
|вахтой | 109| 99| 92| 87| 83| 80| 78| 76| 74| 85* |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|2. С периодическим| | | | | | | | | | |
|обслуживанием | 115| 115| 111| 106| 103| 100| 98| 96| 94| 105**|
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|3. С безвахтенным| | | | | | | | | | |
|обслуживанием | 115| 115| 114| 111| 108| 105| 103| 101| 99| 110**|
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|4. Центральный пост| | | | | | | | | | |
|управления с энер-| | | | | | | | | | |
|гетической установ-| | | | | | | | | | |
|кой (ЦПУ) | 103| 92| 82| 77| 73| 70| 68| 66| 64| 75 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
| Производственные помещения и рабочие места |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|5. Расположенные в| | | | | | | | | | |
|энергетическом от-| | | | | | | | | | |
|делении | 109| 99| 92| 87| 83| 80| 78| 76| 74| 80 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|6. Расположенные| | | | | | | | | | |
|вне энергетического| | | | | | | | | | |
|отделения | 103| 92| 82| 77| 73| 70| 68| 66| 64| 75 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|7. Производственные| | | | | | | | | | |
|цеха и рабочие мес-| | | | | | | | | | |
|та на палубах ры-| | | | | | | | | | |
|бопромысловых судов| 106| 95| 87| 82| 78| 75| 73| 71| 69| 80 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|8. Рабочие места в | 114| 104| 97| 92| 88| 85| 83| 81| 79| 90**|
|трюмах | | | | | | | | | | |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
| Служебные помещения |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|9. Ходовой мостик,| | | | | | | | | | |
|штурманская рубка,| | | | | | | | | | |
|посты управления| | | | | | | | | | |
|вне энергетического| | | | | | | | | | |
|отделения и др | 95| 83| 74| 67| 63| 60| 58| 56| 54| 65 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|10. Крылья ходового| | | | | | | | | | |
|мостика и другие| | | | | | | | | | |
|посты прослушивания| | | | | | | | | | |
|звуковых сигналов | 99| 87| 79| 71| 68| 65| 63| 61| 59| 70 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|11. Радиорубка| | | | | | | | | | |
|(операторная) с| | | | | | | | | | |
|включенным оборудо-| | | | | | | | | | |
|ванием не произво-| | | | | | | | | | |
|дящим аудиосигналы | 92| 79| 70| 63| 58| 55| 53| 51| 49| 60 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
| Общественные помещения |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|12. Кают-компания,| | | | | | | | | | |
|столовая, салоны,| | | | | | | | | | |
|кабинеты в каютах| | | | | | | | | | |
|комсостава, клубы,| | | | | | | | | | |
|библиотека | 92| 79| 70| 63| 58| 55| 53| 51| 49| 60 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|13. Пассажирские| | | | | | | | | | |
|салоны, рестораны,| | | | | | | | | | |
|буфеты, помещения| | | | | | | | | | |
|для любительских| | | | | | | | | | |
|занятий и занятий| | | | | | | | | | |
|спортом | 95| 83| 74| 67| 63| 60| 58| 56| 54| 65 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|14. Зоны отдыха на| | | | | | | | | | |
|открытых палубах | 103| 92| 82| 77| 73| 70| 68| 66| 64| 75 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
| Жилые (спальные) помещения и помещения медицинского назначения |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|15. Для судов I и| | | | | | | | | | |
|II категории | 89| 76| 66| 59| 53| 50| 48| 46| 44| 55 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
|16. Для судов III и| | | | | | | | | | |
|IV категории | 92| 79| 70| 63| 58| 55| 53| 51| 49| 60 |
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
+-------------------+--------------------------------------------+------+
------------------------------
* Для вахтенного режима (две вахты в сутки по 4 часа с отдыхом 8 часов между ними).
** Применение индивидуальных средств обязательно.
Применение средств индивидуальной защиты органа слуха не должно рассматриваться при проектировании и строительстве судна как замена конструктивных мер по снижению шума.
6.2. Средства индивидуальной защиты должны отвечать требованиям ГОСТа 12.4.051-87 и обеспечивать в судовых условиях ослабление звука не ниже СИЗ класса "А".
6.3. Члены экипажа должны получить инструктаж относительно применения средств индивидуальной защиты органа слуха в соответствии с приложением 2.

7. Звукоизоляция между помещениями

7.1. Звукоизоляция ограждений между помещениями должна обеспечивать возможность отдыха членов экипажа даже в том случае, если в соседних помещениях идет активная жизнь (музыка, разговоры, просмотр фильмов, телепередач и др.).
7.2. Индекс изоляции по воздушному шуму Ja, дБ, не должен быть ниже:
между каютами Ja=30;
между медицинскими помещениями и каютами, а также между каютами и кают-компанией, столовой, спортзалом или другими шумными помещениями, в которых максимальный уровень может достигать 85 дБА, Ja=45;
между каютой и коридором Ja=30.
Примечание: Метод оценки звукоизоляции между судовыми помещениями см. РД 5.3107-77.

8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре

8.1. Измерения шума должны выполняться по возможности прецизионными шумомерами (1-го класса), отвечающими требованиям ГОСТа 17187-81, и октавными электрическими фильтрами по ГОСТу 17168-82. Непостоянный шум измеряется интегрирующим шумомером. Эквивалентный шум определяется индивидуальными дозиметрами или с помощью расчета.
8.2. Измерения шума выполняются по программе, содержащей основные характеристики судна, режимы испытаний на ходу и на стоянке, схемы расположения точек измерений, методические указания по проведению измерений и форму представления результатов в соответствии с ГОСТом 12.1.020-79 и/или Кодексом ИМО по контролю шума на судах, Резолюция А.468 (XII).
8.3. В программе испытаний ледоколов и судов ледового плавания должны быть предусмотрены измерения шума на ходовых испытаниях на чистой воде (спецификационном режиме) и во льдах. При испытаниях во льдах мощность энергетической установки должна быть 0,7-0,9 от номинальной мощности и скорость судна 0,4-0,6 от спецификационного полного хода на чистой воде. Во время измерений должна работать система пневмообмыва, если таковая имеется. При этом уровни шума в жилых, общественных и служебных помещениях не должны повышаться в сравнении с испытаниями на чистой воде более чем на 5 дБА.

9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и снижению вредного воздействия шума

9.1. На стадии проектирования судов должны производиться расчет ожидаемых уровней шума и среднесуточная дозная оценка шумового воздействия, подтверждающие выполнение требований настоящих норм. Точность расчета проверяется по результатам ходовых испытаний головного судна, результаты проверки вносятся в протокол ходовых испытаний.
9.2. Испытания головных судов должны организовываться верфью-строителем судна, производиться компетентными специалистами лабораторий (центров), аккредитованных Госстандартом, Госсанэпиднадзором и другими организациями, имеющими на это право.
9.3. Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по снижению шума на рабочих местах и в помещениях, где при испытаниях головного судна выявлено превышение санитарных норм, определяются Верфью совместно с Бюро-проектантом и согласовываются с органами Санэпиднадзора. После выполнения согласованных дополнительных мероприятий акустические испытания организовываются верфью повторно по согласованной программе.
9.4. В случае превышения санитарных норм шума после дополнительно проведенных мероприятий по их снижению, вопрос о приемке головного судна и строительства судов серии выносится на согласование в Госкомитет по Санэпиднадзору РФ.
9.5. Все суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на борту копию протокола результатов измерений уровней шума, с которыми судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год, знакомить экипаж судна и инструктировать о возможных неблагоприятных последствиях воздействия высоких уровней шума на организм и необходимости пользования и правильного применения средств защиты органов слуха, см. приложение 2.
9.6. Зоны с уровнями звука выше 80 дБА должны обозначаться знаками безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026-76. Работающих в этих зонах судовладелец обязан обеспечивать средствами индивидуальной защиты по ГОСТу 12.4.051-87 и периодически их обновлять.
9.7. Судовладелец и администрация судна несут ответственность за обеспечение судна средствами снижения шума, содержанием их в исправности и проведение мер по организации снижения вредного воздействия шума таким образом, чтобы удовлетворялись требования санитарных норм, см. приложение 2.