Контроль и распределение потоков внешней миграции предполагают создание специальных служб иммиграционного контроля на пунктах пропуска через государственную границу и мест временного содержания иностранцев, ищущих убежища, что будет способствовать пресечению случаев незаконной миграции.
Контроль и распределение потоков внутренней миграции будут осуществляться территориальными органами ФМС России, что позволит своевременно определять очаги социальной напряженности и вносить изменения в межрегиональные и региональные программы, перераспределяющие миграционные потоки по территориям.
4. Прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом постоянном месте жительства.
Мероприятия по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам ориентированы на:
полную поддержку социально незащищенной категории мигрантов*(3) со стороны государства;
оказание помощи семьям мигрантов при их непосредственном участии в своем обустройстве.
Реализация задач по приему, размещению и обустройству на новом месте жительства беженцев и вынужденных переселенцев будет осуществляться в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с выделением земельных участков, строительством пунктов первичного приема, центров временного размещения, компактных поселений, созданием новых рабочих мест и реализацией адаптационных программ.
Развитие сети пунктов первичного приема, мест временного содержания позволит ослабить интенсивность потока лиц, ищущих убежища, в крупные административные центры и нормализовать криминогенную и эпидемиологическую обстановку.
5. Разработка предложений по реализации внешней и внутренней политики России, влияющих на миграционные процессы.
В условиях обострения межнациональных отношений в ряде государств - республик бывшего Союза ССР, возникновения очагов этнических конфликтов в России и увеличения вследствие этого вероятности массовых перемещений населения требуется особый подход к выработке внешней и внутренней политики России. Изменение подходов обусловлено также присоединением Российской Федерации к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, касающихся статуса беженцев, принятием законов Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Для предотвращения возникновения кризисных ситуаций, связанных с проблемами вынужденной миграции, необходимо своевременное информирование соответствующих федеральных органов исполнительной власти об изменениях в общеполитической и миграционной обстановке и предложениях по гармонизации внутренней и внешней политики России.
6. Прогнозирование миграционных процессов и формирование государственной миграционной политики с учетом изменения общеполитической и экономической ситуации.
Стереотип возникновения конфликтных ситуаций за рубежом позволяет с достаточной степенью вероятности разрабатывать ситуационные модели миграционного поведения в экстремальных условиях.
Координационная деятельность ФМС России по научным и практическим разработкам, связанным с анализом и прогнозированием развития миграционных процессов, будет осуществляться на новой методологической основе с использованием единой информационно-справочной системы в области миграции.
7. Разработка региональных и межрегиональных программ и организация их выполнения.
Необходимость единого подхода в реализации государственной миграционной политики, включая учет демографической ситуации и состояния рынка труда регионов, возможность территориального перераспределения миграционных потоков требуют разработки межрегиональных и региональных программ на основе рационального расселения мигрантов на территории России, что снизит нагрузку на региональные рынки жилья, труда и потребления. Региональные программы должны сочетать в себе интересы всех слоев и групп населения.
8. Распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции, и контроль за их использованием. Определение альтернативных источников финансирования.
Определение и оценка источников финансирования программ, разработка расчетов текущих затрат и объемов капиталовложений с учетом развития инфраструктуры и социальной сферы регионов позволит осуществлять перераспределение финансовых средств, исходя из приоритетов и сроков выполнения программ, а также усилить контроль за их использованием. Одновременно предусматривается стимулирование создания инвестиционных фондов, международных и российских банков, системы кредитования и страхования мигрантов, разработка механизма привлечения средств внебюджетных фондов.
9. Разработка механизмов взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами.
Создание единой системы взаимодействия в управлении миграционными процессами исключит возможность дублирования функций и позволит эффективно осуществлять программные мероприятия.
10. Взаимодействие с российскими, международными и зарубежными правительственными и неправительственными организациями, ассоциациями и фирмами с целью оказания практической помощи и привлечения финансовых средств для решения миграционных проблем.
2.2. Правовое обеспечение Программы
Развитие новых социально-экономических отношений на территории Российской Федерации требует кардинальных изменений в законодательстве России. Действующая в настоящее время правовая база не позволяет успешно осуществить системный подход к проблеме миграции.
Законы Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" определяют только две категории лиц, совершающих вынужденную миграцию, и не охватывают всех миграционных потоков.
Дальнейшая разработка законодательства, регулирующего проблемы миграции, должна быть направлена на достижение следующих целей:
управление миграционными процессами в Российской Федерации, включая регулирование въезда и выезда мигрантов путем осуществления иммиграционного контроля, стабилизации миграционных потоков;
защита прав и интересов граждан России вне зависимости от места (государства) проживания либо пребывания, в том числе трудящихся-мигрантов;
содействие в социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на территории Российской Федерации.
Предполагается развитие договорных отношений в области миграции федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между ними.
Взаимоотношения между субъектами Российской Федерации, кроме договорных отношений, могут регулироваться путем создания межрегиональных программ.
В условиях развития института частной собственности на землю и установления новых отношений в землепользовании и землевладении требуется создание целевого земельного фонда для расселения вынужденных мигрантов и их обустройства.
Необходимо активнее использовать возможности Российской Федерации как субъекта международного права. Следует провести анализ международных актов, касающихся как основных прав и свобод граждан, так и проблем беженцев, для выработки рекомендаций о возможности присоединения Российской Федерации к этим документам на основе соблюдения национальных интересов.
Во внешнеполитической деятельности в отношениях с государствами - республиками бывшего Союза ССР следует проводить линию, стимулирующую ратификацию ими международных документов по правам человека, дифференцируя взаимоотношения с этими государствами (политические, экономические, культурные и т.д.) с учетом данного обстоятельства. При этом необходимо добиваться получения от этих государств признания двойного гражданства, а также гарантий компенсации вынужденным мигрантам за оставляемое жилье и другое имущество.
Необходима разработка и систематизация нормативно-терминологического аппарата, что позволит классифицировать миграционные потоки, определит меры по их регулированию и будет способствовать соблюдению интересов как человека, так и государства.
Правовое регулирование проблем миграции на основе норм международного права предполагает:
для ситуации, когда Россия войдет в состав Европейского Союза, - присоединение к Конвенции 1950 года по защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, в том числе признающих юрисдикцию Комиссии и Суда по правам человека;
для ситуации с государствами - участниками СНГ - заключение между государствами - участниками СНГ соответствующей многосторонней конвенции, в том числе фиксация в ней положения о создании суда, призванного разрешать межгосударственные споры, в том числе по вопросам защиты прав человека;
для ситуации с другими государствами - заключение между Российской Федерацией и этими государствами двусторонних договоров о защите прав и основных свобод человека, национальных меньшинств, соотечественников и о создании комиссий по наблюдению за ходом их выполнения, уполномоченных принимать решения, обязательные для выполнения сторонами.
Увеличение потоков вынужденной миграции в бывшем Союзе ССР потребовало создания единого Кодекса правил обращения с беженцами и вынужденными переселенцами, проживавшими ранее на его территории.
В ходе разработки настоящей Программы в 1993 году ФМС России подготовлены и вступили в действие нормативные акты, регламентирующие работу с вынужденными переселенцами.
Мероприятия по правовому обеспечению Программы
+---------------------------+----------+------------+-------------------+
| Содержание мероприятий | 1994 год | 1995 | Ответственные |
| | | год | исполнители |
+---------------------------+----------+------------+-------------------+
|Провести анализ| * | |ФМС России |
|международных правовых| | |Минюст России |
|актов в области миграции и| | |МИД России |
|подготовить предложения по| | | |
|целесообразности | | | |
|присоединения к ним| | | |
|Российской Федерации | | | |
| | | | |
|Подготовить предложения по| * | |ФМС России |
|изменению и дополнению| | |МИД России |
|законодательства Российской| | |Минюст России |
|Федерации в части,| | | |
|касающейся проблем| | | |
|миграции, защите прав и| | | |
|свобод мигрантов | | | |
| | | | |
|Подготовить проекты| * | |ФМС России |
|федеральных законов: "О| | |Минтруд России |
|миграции в Российской| | |ФСЗ России |
|Федерации" | | |Миннац России |
| | | |МВД России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|"Об эмиграции и иммиграции"| * | * |ФМС России |
| | | |МИД России |
| | | |ФПС - Главкомат ФСК|
| | | |России |
| | | |МВД России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|"Об убежище на территории| | * |ФМС России |
|Российской Федерации" | | |МИД России |
| | | |Мнннац России |
| | | |ФСК России |
| | | |МВД России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|"О въезде, выезде и| | * |МИД России |
|пребывании на территории| | |ФМС России |
|Российской Федерации| | |ФПС - Главкомат ФСК|
|иностранных граждан и лиц| | |России |
|без гражданства" | | |МВД России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|"О правовом положении| * | * | " |
|иностранных граждан на| | | |
|территории Российской| | | |
|Федерации" | | | |
| | | | |
|О социальной защите| | * |ФМС России |
|трудящихся-мигрантов" | | |Минсоцзащиты России|
| | | |Минтруд России |
| | | |МИД России |
| | | |Минсотрудничество |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|"О вакцинопрофилактике" | | * |Госкомсанэпиднадзор|
| | | |России |
| | | |Минздравмедпром |
| | | |России |
| | | |Миннац России |
| | | |ФМС России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|"О санитарной охране| | |Госкомсанэпиднад- |
|территории Российской| | |зор России |
|Федерации" | | |Минздравмедпром |
| | | |России |
| | | |Миннац России |
| | | |ФМС России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|Подготовить проекты| | | |
|следующих нормативных| | | |
|актов: | | | |
| | | | |
|Соглашения между| * | * |ФМС России |
|федеральными органами| | |Миннац России |
|исполнительной власти и| | |Минэкономики России|
|органами исполнительной| | |МИД России |
|власти субъектов Российской| | |Минсотрудничество |
|Федерации о расселении лиц,| | |России |
|ищущих убежища в России | | |Минюст России |
| | | | |
|Постановление Правительства| | * |Роскомзем |
|Российской Федерации "О| | |ФМС России |
|порядке формирования| | |Минэкономики России|
|целевого земельного фонда| | |Миннац России |
|для расселения беженцев и| | |Минюст России |
|вынужденных переселенцев и| | | |
|режиме его использования" | | | |
| | | | |
|Постановление Правительства| * | |Роскомзем |
|Российской Федерации "О| | |Минфин России |
|порядке использования| | |ФМС России |
|средств специального| | |Минюст России |
|денежного фонда "Земля" | | | |
| | | | |
|Постановление Правительства| | * |МЧС России |
|Российской Федерации "О| | |Миннац России |
|порядке взаимодействия| | |ФМС России |
|федеральных органов| | |МВД России |
|исполнительной власти и| | |Минюст России |
|органов исполнительной| | | |
|власти субъектов Российской| | | |
|Федерации при эвакуации| | | |
|населения в условиях| | | |
|чрезвычайной ситуации" | | | |
+---------------------------+----------+------------+-------------------+
+---------------------------+----------+------------+-------------------+
_____________________________
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.
2.3. Вынужденная миграция
Для решения проблемы вынужденных мигрантов требуется создание системы мер, среди которых необходимо выделить следующие:
1. Разработка комплексного подхода к созданию условий приема и размещения вынужденных мигрантов в соответствии с их статусом (стимулирование самообеспечения беженцев и вынужденных переселенцев, с одной стороны, и экономическое развитие принимающего региона - с другой).
Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо определить перспективу развития принимающих регионов, которая наряду со стимулированием участия беженцев и вынужденных переселенцев в собственном обустройстве предусматривает комплекс мер, позволяющих сбалансировать социально-экономическое положение отдельных территорий и страны в целом.
2. Разработка и реализация программ помощи социально незащищенным категориям вынужденных мигрантов.
Реализация принципов миграционной политики требует создания комплекса специальных мер по приему и обустройству социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов и может включать следующие основные направления: