Финансирование социального обустройства населенных пунктов также осуществляется за счет привлечения средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, промышленных и строительных организаций. Органы местного самоуправления образуют фонды социального развития села за счет добровольных целевых отчислений предприятий, организаций и учреждений. Для выполнения программы социального обустройства села органы местного самоуправления содействуют развитию индивидуального жилищного строительства.
13. Кадровая политика
Основными направлениями реализации государственной кадровой политики являются:
подготовка и переподготовка специалистов высшей и средней квалификации на базе интеграции образования, производства и науки;
организация массовой подготовки и переподготовки менеджеров аграрного сектора;
создание системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих;
развитие всех организационно-правовых форм учебных заведений на государственной и частной основе.
Это потребует упорядочения сети учебных заведений агропромышленного комплекса с учетом сочетания отраслевого принципа ее организации с широкой межотраслевой и региональной кооперацией и интеграцией, организации новых типов высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля (аграрные университеты), средних учебных заведений (колледжи).
Организация подготовки и переподготовки менеджеров осуществляется на базе школ управления агропромышленным комплексом и факультетов повышения квалификации при сельскохозяйственных вузах. При подготовке менеджеров предполагается широко использовать опыт зарубежных фирм.
С целью подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса наряду с традиционными формами будут развиваться качественно новые типы учебных заведений (колледжи, лицеи, реальные училища и другие). В основу профессионально-технического образования будет положено повышение качества обучения, подготовка рабочих, фермеров, способных к самостоятельному образованию, повышению квалификации на протяжении всей трудовой деятельности. Предусматривается разработка нового перечня интегрированных профессий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, упорядочение сети профтехучилищ, их размещения, в случае необходимости перепрофилирование ряда действующих училищ, организация районных (межрайонных) учебных центров на базе профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений.
14. Организация научного обеспечения агропромышленного комплекса
Научное обеспечение агропромышленного комплекса возлагается на Российскую академию сельскохозяйственных наук, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Российская академия сельскохозяйственных наук обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и важнейших прикладных исследований. На нее возложено научно-методическое руководство всеми научными исследованиями независимо от ведомственной принадлежности их исполнителей, подготовка научных кадров и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством науки и технической политики Российской Федерации и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации она формирует государственную научно-техническую политику в аграрном секторе, разрабатывает методы, формы и условия реализации достижений науки и техники в производство.
В новых условиях вся прикладная аграрная наука должна быть интегрирована с сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Государственными заказчиками на прикладные научные исследования выступают Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти исследования финансируются из специального фонда Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, формируемого за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований.
Научное обеспечение агропромышленного комплекса реализуется через механизм государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, разрабатываемых по заказам производства научными учреждениями и коллективами ученых и выполняемых на конкурсной основе.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Российской академии сельскохозяйственных наук разрешается по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации использовать в установленных размерах централизованные капиталовложения на реализацию государственных и региональных целевых научно-технических программ.
Для разработки, финансирования и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (услуг) создаются отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Указанные внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5 процента себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Образование и использование отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется в соответствии с установленным порядком.
Предусматривается создание государственных научных центров, государственных аграрных университетов и других учреждений на базе интеграции образования, науки и производства.
Консультационная деятельность будет развиваться на базе создаваемых в регионах информационно-консультационных центров по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляться как государственными, так и различного рода коммерческими структурами. Затраты на содержание информационно-консультационных центров должны возмещаться за счет поступлений за выполненные работы и оказанные услуги и ассигнований из федерального и местных бюджетов.
15. Региональный аспект аграрной реформы
Управление процессом аграрных преобразований осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом экономических, природно-климатических, демографических и других особенностей регионов. Субъекты Российской Федерации принимают программы аграрной реформы на основе принципов, изложенных в данной Программе. Кроме того, в региональных программах предусматриваются меры по расширению производства сырья и продовольствия с учетом рыночной конъюнктуры, активизации инвестиционной деятельности, улучшению условий жизни сельского населения и другие вопросы экономического и социального развития агропромышленного комплекса.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственное регулирование развития агропромышленного комплекса территории, разрабатывают и осуществляют стратегию и координацию развития сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, сервисного обслуживания, ресурсо- и фондопроизводящих областей, производственной и социальной инфраструктуры, развития оптовых продовольственных и технических рынков, сервисной и кредитной производственной кооперации, маркетинга, консультационной деятельности, других элементов рыночной инфраструктуры в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Эти органы выполняют контрольно-инспекционные функции, реализуют региональную продовольственную, техническую, технологическую, бюджетную, кредитную, налоговую, ценовую, инвестиционную и социальную политику в агропромышленном комплексе территории в целом.
В административных районах местными администрациями создаются районные управления сельского хозяйства и продовольствия. Они осуществляют координацию и регулирование развития агропромышленного производства, реализуют технологическую и инвестиционную политику, участвуют в организации рыночной инфраструктуры, осуществляют контрольно-инспекционную, консультационную и информационную деятельность в агропромышленном комплексе.
В целях эффективного использования природно-экономических условий, увеличения производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья для нужд индустриальных регионов предусматривается разработка и реализация Федеральной программы возрождения областей Центральной России.
16. Нормативно-правовое обеспечение агропромышленного комплекса
Реализация Программы предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы, создание организационно-экономических, финансовых и правовых условий для самостоятельного хозяйствования предприятий с различным организационно-правовым статусом.
Принятые нормативные акты не охватывают всех особенностей развития сельского хозяйства и смежных с ним отраслей, не регулируют многие проблемы, связанные с реализацией механизма проведения аграрных и земельных преобразований. Требуется в течение 1994-1995 годов разработать нормативно-правовые акты по аграрной политике.
Приложение
к Программе аграрной реформы
в Российской Федерации
на 1994-1995 годы
Таблица нормативно-правовых актов по аграрной политике
+----------------------------+-------------+---------+------------------+
| Наименование | Форма | Сроки | Исполнители |
| нормативного акта | документа | подго- | |
| | | товки | |
+----------------------------+-------------+---------+------------------+
| | | | |
|Земельный кодекс |закон | июнь |Роскомзем |
|Российской Федерации |Российской | 1994 г. |Минсельхозпрод |
| |Федерации | |России |
| | | |Минфин России |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Госкомимущество |
| | | |России |
| | | |Госналогслужба |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О крестьянском |закон | июль |Минсельхозпрод |
|(фермерском) хозяйстве |Российской | 1994 г. |России |
| |Федерации | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О продовольственных |постановление| июль |Минсельхозпрод |
|оптовых рынках в |Правительства| 1994 г. |России |
|агропромышленном |Российской | |Минэкономики |
|комплексе |Федерации | |России |
| | | |Роскомторг |
| | | |Центросоюз |
| | | |Российской |
| | | |Федерации |
| | | |Минфин России |
| | | |ГКАП России |
| | | |Роскомрыболовство |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О племенном деле в |закон | июль |Минсельхозпрод |
|животноводстве |Российской | 1994 г. |России |
| |Федерации | |Россельхозакадемия|
| | | |Минфин России |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О сельскохозяйственной |закон | июль |Минсельхозпрод |
|кооперации |Российской | 1994 г. |России |
| |Федерации | |Роскомзем |
| | | |Госкомимущество |
| | | |России, АККОР |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минфин России |
| | | |ГКАП России |
| | | |Центросоюз |
| | | |Российской |
| | | |Федерации |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О внесении изменений и |закон | июнь |Роскомзем |
|дополнений в Закон |Российской | 1994 г. |Минфин России |
|Российской Федерации |Федерации | |Роскомцен |
|"О плате за землю" | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минсельхозпрод |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|Федеральная государственная |постановление| июнь |Минэкономики |
|программа развития |Правительства| 1994 г. |России |
|машиностроения для |Российской | |Минсельхозпрод |
|агропромышленного |Федерации | |России |
|комплекса России | | |Роскоммаш |
| | | |Роскомоборонпром |
| | | |Минатом России |
| | | |Миннауки России |
| | | |Минфин России |
| | | | |
|О закупках и поставках |постановление| август |Минсельхозпрод |
|сельскохозяйственной |Правительства| 1994 г. |России |
|продукции для |Российской | |Минэкономики |
|государственных нужд |Федерации | |России |
| | | |Роскомторг |
| | | |Минобороны |
| | | |России |
| | | |ГКАП России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О государственном |основы | ноябрь |Минсельхозпрод |
|регулировании |законода- | 1994 г. |России |
|агропромышленного |тельства | |Минэкономики |
|производства |Российской | |России |
| |Федерации | |Госкомимущество |
| | | |России |
| | | |Госналогслужба |
| | | |России |
| | | |Минфин России |
| | | |ГКАП России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О семенах |закон | 1995 г. |Минсельхозпрод |
| |Российской | |России |
| |Федерации | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Россельхозакадемия|
| | | |Минфин России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О страховании |закон | 1995 г. |Минсельхозпрод |
|сельскохозяйственных |Российской | |России |
|предприятий |Федерации | |Банк России |
| | | |Росстрахнадзор |
| | | |Росгосстрах |
| | | |Минфин России |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О мелиорации |закон | 1995 г. |Минсельхозпрод |
| |Российской | |России |
| |Федерации | |Роскомзем |
| | | |Роскомвод |
| | | |Минприроды России |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О сельскохозяйственном |закон | 1995 г. |Минсельхозпрод |
|научном учреждении и его |Российской | |России |
|научно-производственной |Федерации | |Россельхозакадемия|
|базе | | |Госкомимущество |
| | | |России |
| | | |Миннауки России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
+----------------------------+-------------+---------+------------------+
+----------------------------+-------------+---------+------------------+
В настоящий перечень проектов нормативных документов включены первоочередные законопроекты по правовому регулированию хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса, развитию сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, регулированию земельных отношений в сельском хозяйстве.
Настоящая Программа включает основные направления программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики". Ее реализация позволит добиться стабилизации агропромышленного производства, развития всех форм хозяйствования.