Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 25938-90 (СТ СЭВ 3578-82) "Краны поворотные палубные с переменным вылетом стрелы. Общие технические условия"

Luffing-jib slewing deck-mounted cranes. General specifications

Дата введения 1 января 1991 г.
Настоящий стандарт распространяется на поворотные палубные краны с переменным вылетом стрелы (далее - краны), с электрическим (КЭ), гидравлическим (КГ) или электрогидравлическим (КЭГ) приводом, устанавливаемые на открытой палубе морских судов с неограниченным районом плавания и предназначенные для перегрузки генеральных грузов.
Стандарт не распространяется на краны плавучие, специального назначения, передвижные по палубе судна, вспомогательные, арктического исполнения.
Стандарт пригоден для сертификации кранов.
Обязательные требования к продукции, направленные на обеспечение ее безопасности для жизни и здоровья обслуживающего персонала, изложены в разд. 3.

1. Основные параметры

1.1. Краны изготовляют двух видов:
одинарный судовой стационарный полноповоротный кран с изменяющимся вылетом стрелы, закрытым корпусом и кабиной;
сдвоенный кран - два одинарных крана, установленных на общей вращающейся платформе.
1.2. Основные параметры кранов должны соответствовать указанным в таблице и на чертеже.
Вид крана
Номинальная грузоподъемность, т
Вылет стрелы, м
Номинальная скорость подъема-спуска, м/с, не менее
Время изменения вылета стрелы с номинальным грузом, с, не более
Номинальная частота вращения, мин(-1), не менее
Высота подъема, h, м, не менее
максимальный L_maxминимальный L_minноминального грузамалого груза и холостого гака
Одинарный и сдвоенный
5,0
(2X5,0)
14
16
18
2,5
0,65
1,30
25
30
35
40
1,8
(1,1)
25
203,0
8,0
(2Х8,0)
14
16
18
20
2,5
0,55
1,10
25
30
35
40
45
50
1,6
(0,90)
25
22
24
3,0
12,5
(2X12,5)
18
20
22
2,5
0,55
1,10
25
30
35
40
45
1,4
(0,70)
25
24
26
3,0
16,0
(2X16,0)
18
20
22
2,5
0,50
1,00
25
30
35
40
45
50
1,4
(0,70)
25
24
26
28
3,0
20,0
(2X20,0)
20
22
24
3,0
0,50
1,00
30
35
40
45
50
1,3
(0,65)
25
26
28
3,5
25,0
(2X25,0)
20
22
3,0
0,45
0,90
30
35
40
45
50
1,2
(0,60)
30
24
20
28
3,5
30,0
(2X30,0)
22
24
26
3,0
0,40
0,80
35
40
45
50
55
1,1
(0,55)
30
28
30
3,5
36,0
(2X36,0)
22
24
26
3,0
0,35
0,70
40
45
50
55
60
1,0
(0,50)
30
28
30
3,5
40,0
(2X40,0)
24
26
28
30
2,4
(4,0)
0,300,6050
55
60
65
0,9
(0,45)
30
Примечания:
1. Высота дополнительного подъема h_1 должна быть не менее 5 м.
2. Значения в скобках приведены для сдвоенных кранов.
3. Под "малым грузом" следует понимать груз массой не более 40 % массы номинального груза.
4. Для КГ и КЭГ по согласованию с заказчиком требования к значению номинальной скорости подъема-спуска малого груза и холостого гака являются необязательными.
1.3. Условное обозначение крана должно содержать сокращенное наименование крана, номинальную грузоподъемность в килоньютонах и наибольший вылет стрелы.
Пример условного обозначения одинарного крана с электрогидравлическим приводом грузоподъемностью 12.5 т с наибольшим вылетом стрелы 20 м:
КЭГ 12520 ГОСТ 25938-90.
То же, для сдвоенного крана:
2КЭГ 12520 ГОСТ 25938-90.

2. Технические требования

2.1. Краны должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, "Правил по грузоподъемным устройствам морских судов" Регистра СССР по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
2.2. Климатическое исполнение крана - ОМ категории 1 по ГОСТ 15150.
2.3. КЭ и КЭГ должны быть изготовлены с электрооборудованием переменного тока напряжением 360 В, частотой 50 Гц.
Примечание. Чертеж не определяет конструкцию крана.
2.4. Кран должен надежно работать при:
крене судна на любой борт 0,087 рад (5°);
дифференте судна на нос или корму 0,035 рад (2°);
ветровой нагрузке на поверхность крана и груза в продольном и поперечном направлениях 400 Па (40 кгс/м2);
бортовой качке с амплитудой до 0,044 рад (2°30') и периодом не менее 8 с.
2.5. Конструкция крана должна обеспечивать возможность укладки и крепления стрелы "по-походному".
2.6. Кран, закрепленный "по-походному", должен сохранять работоспособность после воздействия следующих факторов:
крена судна на любой борт до 0,26 рад (15°);
дифферента судна на нос или корму до 0,087 рад (5°);
бортовой качки с амплитудой до 0,7 рад (40°);
ветровой нагрузки до 2000 Па (200 кгс/м2);
температуры окружающей среды до минус 50°С.
2.7. Кран должен обеспечивать подъем и спуск номинального груза на всем диапазоне вылета стрелы, а также при одновременном изменении вылета стрелы и поворота крана.
2.8. При изменении вылета стрелы должно быть обеспечено перемещение гака в горизонтальной плоскости.
2.9. У крана, в зависимости от назначения, должны быть предусмотрены соответствующие малые скорости механизма подъема, определяемые при проектировании и указываемые в технических условиях на кран.
2.10. Минимальная скорость спуска номинального груза (посадочная скорость) должна быть не более 10 % номинальной скорости подъема.
2.11. Конструкции одинарного крана и вращающейся платформы должны обеспечивать возможность неограниченного угла поворота. В зависимости от расположения крана на судне допускается ограничение угла поворота.
Угол поворота каждого крана, входящего в состав сдвоенного, должен быть не менее 3,16 рад (180°). Допускается увеличивать угол поворота, при этом должна быть предусмотрена блокировка, исключающая столкновение кранов друг с другом.
2.12. По требованию заказчика конструкция крана должна предусматривать возможность дистанционного управления.
2.13. Сдвоенные краны должны быть оборудованы траверсой и приспособлениями для совместной работы одинарных кранов.