Luffing-jib slewing deck-mounted cranes. General specifications
Дата введения 1 января 1991 г.
Настоящий стандарт распространяется на поворотные палубные краны с переменным вылетом стрелы (далее - краны), с электрическим (КЭ), гидравлическим (КГ) или электрогидравлическим (КЭГ) приводом, устанавливаемые на открытой палубе морских судов с неограниченным районом плавания и предназначенные для перегрузки генеральных грузов.
Стандарт не распространяется на краны плавучие, специального назначения, передвижные по палубе судна, вспомогательные, арктического исполнения.
Стандарт пригоден для сертификации кранов.
Обязательные требования к продукции, направленные на обеспечение ее безопасности для жизни и здоровья обслуживающего персонала, изложены в разд. 3.
1. Основные параметры
1.1. Краны изготовляют двух видов:
одинарный судовой стационарный полноповоротный кран с изменяющимся вылетом стрелы, закрытым корпусом и кабиной;
сдвоенный кран - два одинарных крана, установленных на общей вращающейся платформе.
1.2. Основные параметры кранов должны соответствовать указанным в таблице и на чертеже.
Вид крана | Номинальная грузоподъемность, т | Вылет стрелы, м | Номинальная скорость подъема-спуска, м/с, не менее | Время изменения вылета стрелы с номинальным грузом, с, не более | Номинальная частота вращения, мин(-1), не менее | Высота подъема, h, м, не менее | ||
максимальный L_max | минимальный L_min | номинального груза | малого груза и холостого гака | |||||
Одинарный и сдвоенный | 5,0 (2X5,0) | 14 16 18 | 2,5 | 0,65 | 1,30 | 25 30 35 40 | 1,8 (1,1) | 25 |
20 | 3,0 | |||||||
8,0 (2Х8,0) | 14 16 18 20 | 2,5 | 0,55 | 1,10 | 25 30 35 40 45 50 | 1,6 (0,90) | 25 | |
22 24 | 3,0 | |||||||
12,5 (2X12,5) | 18 20 22 | 2,5 | 0,55 | 1,10 | 25 30 35 40 45 | 1,4 (0,70) | 25 | |
24 26 | 3,0 | |||||||
16,0 (2X16,0) | 18 20 22 | 2,5 | 0,50 | 1,00 | 25 30 35 40 45 50 | 1,4 (0,70) | 25 | |
24 26 28 | 3,0 | |||||||
20,0 (2X20,0) | 20 22 24 | 3,0 | 0,50 | 1,00 | 30 35 40 45 50 | 1,3 (0,65) | 25 | |
26 28 | 3,5 | |||||||
25,0 (2X25,0) | 20 22 | 3,0 | 0,45 | 0,90 | 30 35 40 45 50 | 1,2 (0,60) | 30 | |
24 20 28 | 3,5 | |||||||
30,0 (2X30,0) | 22 24 26 | 3,0 | 0,40 | 0,80 | 35 40 45 50 55 | 1,1 (0,55) | 30 | |
28 30 | 3,5 | |||||||
36,0 (2X36,0) | 22 24 26 | 3,0 | 0,35 | 0,70 | 40 45 50 55 60 | 1,0 (0,50) | 30 | |
28 30 | 3,5 | |||||||
40,0 (2X40,0) | 24 26 28 30 | 2,4 (4,0) | 0,30 | 0,60 | 50 55 60 65 | 0,9 (0,45) | 30 |
Примечания:
1. Высота дополнительного подъема h_1 должна быть не менее 5 м.
2. Значения в скобках приведены для сдвоенных кранов.
3. Под "малым грузом" следует понимать груз массой не более 40 % массы номинального груза.
4. Для КГ и КЭГ по согласованию с заказчиком требования к значению номинальной скорости подъема-спуска малого груза и холостого гака являются необязательными.
1.3. Условное обозначение крана должно содержать сокращенное наименование крана, номинальную грузоподъемность в килоньютонах и наибольший вылет стрелы.
Пример условного обозначения одинарного крана с электрогидравлическим приводом грузоподъемностью 12.5 т с наибольшим вылетом стрелы 20 м:
КЭГ 12520 ГОСТ 25938-90.
То же, для сдвоенного крана:
2КЭГ 12520 ГОСТ 25938-90.
2. Технические требования
2.1. Краны должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, "Правил по грузоподъемным устройствам морских судов" Регистра СССР по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
2.2. Климатическое исполнение крана - ОМ категории 1 по ГОСТ 15150.
2.3. КЭ и КЭГ должны быть изготовлены с электрооборудованием переменного тока напряжением 360 В, частотой 50 Гц.
Примечание. Чертеж не определяет конструкцию крана.
2.4. Кран должен надежно работать при:
крене судна на любой борт 0,087 рад (5°);
дифференте судна на нос или корму 0,035 рад (2°);
ветровой нагрузке на поверхность крана и груза в продольном и поперечном направлениях 400 Па (40 кгс/м2);
бортовой качке с амплитудой до 0,044 рад (2°30') и периодом не менее 8 с.
2.5. Конструкция крана должна обеспечивать возможность укладки и крепления стрелы "по-походному".
2.6. Кран, закрепленный "по-походному", должен сохранять работоспособность после воздействия следующих факторов:
крена судна на любой борт до 0,26 рад (15°);
дифферента судна на нос или корму до 0,087 рад (5°);
бортовой качки с амплитудой до 0,7 рад (40°);
ветровой нагрузки до 2000 Па (200 кгс/м2);
температуры окружающей среды до минус 50°С.
2.7. Кран должен обеспечивать подъем и спуск номинального груза на всем диапазоне вылета стрелы, а также при одновременном изменении вылета стрелы и поворота крана.
2.8. При изменении вылета стрелы должно быть обеспечено перемещение гака в горизонтальной плоскости.
2.9. У крана, в зависимости от назначения, должны быть предусмотрены соответствующие малые скорости механизма подъема, определяемые при проектировании и указываемые в технических условиях на кран.
2.10. Минимальная скорость спуска номинального груза (посадочная скорость) должна быть не более 10 % номинальной скорости подъема.
2.11. Конструкции одинарного крана и вращающейся платформы должны обеспечивать возможность неограниченного угла поворота. В зависимости от расположения крана на судне допускается ограничение угла поворота.
Угол поворота каждого крана, входящего в состав сдвоенного, должен быть не менее 3,16 рад (180°). Допускается увеличивать угол поворота, при этом должна быть предусмотрена блокировка, исключающая столкновение кранов друг с другом.
2.12. По требованию заказчика конструкция крана должна предусматривать возможность дистанционного управления.
2.13. Сдвоенные краны должны быть оборудованы траверсой и приспособлениями для совместной работы одинарных кранов.