Статья 39. Доверенные лица кандидатов в народные депутаты Российской Федерации
Кандидат в народные депутаты Российской Федерации может иметь до пяти доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание его депутатом, представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными и общественными органами, избирателями, а также в избирательных комиссиях.
Кандидат в депутаты определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Кандидат в депутаты несет ответственность за действия доверенных лиц и вправе в любое время до выборов заменять их.
Доверенное лицо не может состоять ни в одной из избирательных комиссий округа.
Доверенные лица кандидата в депутаты после их регистрации на время проведения предвыборных собраний по просьбе кандидата в народные депутаты могут освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы по месту работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.
Статья 40. Предвыборная агитация
Трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, избирателям по месту жительства, военнослужащим по воинским частям, выдвинувшим кандидатов в депутаты, предоставляется право беспрепятственной агитации за своих кандидатов.
Трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, избирателям по месту жительства, военнослужащим по воинским частям избирательными комиссиями предоставляются оборудованные помещения для собраний и митингов, а также средства массовой информации для ведения предвыборной агитации.
Гражданам Российской Федерации, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации за или против кандидатов на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Кандидаты в народные депутаты Российской Федерации проводят встречи со своими избирателями как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме. Собрания избирателей организуются избирательной комиссией совместно с соответствующим Советом народных депутатов.
О времени и месте проведения собраний и встреч сообщается избирателям не позднее чем за два дня.
Агитация в день выборов не допускается.
Статья 41. Освобождение кандидата в народные депутаты Российской Федерации от производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях
Кандидат в народные депутаты Российской Федерации после регистрации на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, митингах, по телевидению и радио освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.
Статья 42. Право кандидата в народные депутаты Российской Федерации на бесплатный проезд
Кандидат в народные депутаты Российской Федерации после регистрации имеет право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (за исключением такси) в пределах соответствующего избирательного округа. Кандидат в депутаты, проживающий за пределами избирательного округа, пользуется таким же правом для проезда в избирательный округ и возвращения к месту жительства.
Статья 43. Неприкосновенность кандидата в народные депутаты Российской Федерации
Кандидат в народные депутаты Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Центральной избирательной комиссии.
VIII. Порядок голосования и подведения итогов выборов
Статья 44. Время и место голосования
При выборах народных депутатов РCФСР голосование проводится в день выборов с 7 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней до выборов.
В случае необходимости с учетом местных условий окружная избирательная комиссия по согласованию с Центральной избирательной комиссией может изменить время голосования.
На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.
Окружные избирательные комиссии могут принимать решения о досрочном, но не ранее чем за семь дней до общих выборов, проведении голосования на принадлежащих Российской Федерации кораблях и судах, которые в день выборов будут находиться в иностранных портах, на полярных станциях, островах Северного Ледовитого океана, лесоучастках, в оленеводческих, рыболовецких, охотничьих и буровых бригадах и в других коллективах, находящихся в труднодоступных и отдаленных районах.
Статья 45. Организация голосования
Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.
В день выборов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии.
Каждый избиратель голосует лично; голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирательной комиссией на основании списков избирателей избирательного участка по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности. Избиратели расписываются в получении бюллетеня в списке. Член комиссии, выдавший бюллетень, также расписывается в списке против фамилии избирателя, получившего бюллетень.
В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия поручает отдельным членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей.
Статья 46. Проведение голосования
Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению.
При выборах народных депутатов Российской Федерации избиратель вычеркивает в бюллетене фамилии кандидатов, против которых он голосует.
Если в избирательный бюллетень включена фамилия одного кандидата в депутаты, избиратель, изъявляя свою волю, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или "против".
Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.
Статья 47. Подсчет голосов на избирательном участке
При выборах народных депутатов Российской Федерации подсчет голосов на избирательном участке производится отдельно по каждому кандидату в депутаты.
Избирательные ящики вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие избирательных ящиков до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием избирательных ящиков все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой избирательной комиссией.
Участковая избирательная комиссия по спискам избирателей устанавливает общее число избирателей на участке, а также число избирателей, получивших бюллетени. На основании бюллетеней, находившихся в избирательных ящиках, по избирательному округу (в пределах данного избирательного участка) комиссия устанавливает: общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата в депутаты; число бюллетеней, признанных недействительными. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетени, голоса не подсчитываются.
Признаются недействительными избирательные бюллетени неустановленного образца, бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата, а также бюллетени, в которые была включена фамилия одного кандидата и в которых при голосовании были оставлены без ответа оба вопроса - "за" и "против". При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, составляемый по избирательному округу. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и незамедлительно пересылается в соответствующую окружную избирательную комиссию в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией.
Статья 48. Установление результатов выборов
На основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия определяет: общее число избирателей по округу; число избирателей, получивших избирательные бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата в депутаты; число бюллетеней, признанных недействительными.
Избранным считается кандидат в народные депутаты Российской Федерации, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей. В случае, если по избирательному округу баллотировался один кандидат в депутаты, он считается избранным, если получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей.
Окружная избирательная комиссия может признать выборы недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона.
Выборы признаются несостоявшимися, если единственный кандидат в депутаты, зарегистрированный по избирательному округу, не был избран, если по избирательному округу баллотировались два кандидата и ни один из них не был избран, а также в связи с выбытием всех кандидатов, зарегистрированных по избирательному округу.
Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и пересылается в Центральную избирательную комиссию в установленном ею порядке.
Сообщение о результатах выборов по избирательному округу публикуется в печати соответствующей окружной избирательной комиссией в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией. В сообщении указывается общее число граждан, включенных в списки избирателей; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата; число недействительных бюллетеней; фамилия, имя, отчество, год рождения, занимаемая должность (занятие), партийность, место работы и жительства избранного депутата.