СП 355.1325800.2017 Конструкции каркасные железобетонные сборные одноэтажных зданий производственного назначения Правила проектирования стр. 21

7.6.30 Соединение плит со стропильными конструкциями, выполняемое сваркой стальных закладных изделий, и заполнение бетоном швов между плитами, а в сейсмостойких зданиях соединение подъемных петель смежных плит между собой и наличие замкнутых впадин в продольных боковых гранях плит, предназначенных для образования (после замоноличивания швов) шпонок, обеспечивают совместную работу плит на сдвиг в вертикальном и горизонтальном направлениях. При таком соединении плит повышается жесткость диска перекрытия.
1243 × 1131 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 7.51 Схема армирования плиты размерами 12x3 м

7.7 Подкрановые балки

Общие данные

7.7.1 Железобетонные подкрановые балки следует применять при грузоподъемности мостовых кранов до 32 т включительно среднего и легкого режимов работы. Для кранов тяжелого режима работы и кранов грузоподъемностью более 32 т следует применять стальные подкрановые балки.
7.7.2 По месту расположения в здании балки подразделяют на:
  • торцевые – у торцевых стен;
  • рядовые;
  • температурные – у температурных швов.
7.7.3 При пролетах 6 м следует проектировать балки таврового сечения, при пролетах 12 м – двутаврового сечения с уширением, необходимым для размещения рабочей арматуры.
7.7.4 Высоту сечения подкрановых балок рекомендуется назначать h =800 или 1000 мм при пролетах 6 м и h = 1400 мм при пролетах 12 м, толщину верхней полки hf' = 1/7 … 1/8 h, ширину верхней полки bf' = 1/10 … 1/20 l. По условиям крепления и рихтовки крановых путей следует принимать размер полки bf' = 500 … 650 мм.
7.7.5 Железобетонные подкрановые балки следует проектировать предварительно напряженными.
7.7.6 Балки следует проектировать из тяжелого бетона по ГОСТ 26633, класс бетона по прочности на сжатие не ниже В30.

Расчет подкрановых балок

7.7.7 Расчетным на вертикальные нагрузки является тавровое сечение с верхней сжатой полкой, а на горизонтальные нагрузки – прямоугольное сечение (верхняя полка) (рисунок 7.52).
750 × 660 пикс.     Открыть в новом окне
а– при вертикальной нагрузке; б – при горизонтальной нагрузке
Рисунок 7.52 Расчетные сечения подкрановой балки
7.7.8 Нагрузки от мостовых кранов следует принимать в соответствии с 6.1.4–6.1.6.
7.7.9 Расчет на выносливость следует производить по расчетной вертикальной нагрузке от одного мостового крана, определяемой умножением нормативной нагрузки на коэффициент, определенный в соответствии с 9.20 СП 20.13330.2012.

Конструирование подкрановых балок

7.7.10 Сборные подкрановые балки пролетом 6 и 12 м по условиям технологичности изготовления и монтажа следует проектировать разрезными с монтажным стыком на колоннах.
7.7.11 Наиболее выгодна двутавровая форма поперечного сечения подкрановой балки (рисунок 7.52). Развитая верхняя полка повышает жесткость балки в горизонтальном направлении, уменьшает перемещения при поперечных тормозных условиях, а также улучшает условия монтажа и эксплуатации крановых путей и крана; форма нижней полки позволяет удобно размещать напрягаемую арматуру и обеспечивает прочность балки при отпуске натяжения.
7.7.12 На опорах балки следует усиливать ребрами (с уширениями концов) и дополнительной поперечной арматурой в виде стержней, хомутов, сеток, обеспечивающих прочность и трещиностойкость торцов при отпуске натяжения.
7.7.13 Арматурные каркасы, в связи с динамическими воздействиями на балку, следует выполнять вязаными.
7.7.14 Конструкция предварительно напряженной подкрановой балки пролетом 12 м приведена на рисунке 7.53.
1299 × 1068 пикс.     Открыть в новом окне
а– общий вид подкрановой балки; б – армирование напрягаемой проволочной арматурой; в – то же, стержневой арматурой
Рисунок 7.53 Конструкция предварительно напряженной подкрановой балки пролетом 12 м
7.7.15 Подкрановые балки следует соединять с колоннами сваркой стальных закладных деталей (рисунок 7.54).
529 × 565 пикс.     Открыть в новом окне
а– крепление подкрановой балки к колонне; б – крепление рельса к подкрановой балке; 1 – ребристые планки 100x12; 2 – закладная деталь подкрановой балки; 3 анкеры, выпущенные из колонны; 4 – лапки-прижим; 5 – упругие прокладки; 6 – закладные детали колонны толщиной 8 мм
Рисунок 7.54 Детали крепления
7.7.16 Для передачи горизонтальных тормозных усилий в стыке следует устанавливать ребровые накладки, привариваемые к верхним закладным листам балок и специальному закладному листу колонны.
7.7.17 Чтобы смягчить удары и толчки, передаваемые на подкрановую балку при движении мостового крана, и уменьшить износ путей, между подкрановой балкой и рельсом укладывают упругую прокладку из прорезиненной ткани толщиной 8 … 10 мм.

7.8 Фонари

7.8.1 В зданиях производственного назначения большой ширины и длины для обеспечения нормативной освещенности и/или аэрации следует предусматривать фонари. Размеры и число фонарей следует определять на основе светотехнического или аэрационного расчета по СП 52.13330.
7.8.2 Фонари подразделяют:
по назначению – на световые, аэрационные и светоаэрационные;
по расположению относительно покрытия и пролетов здания – на ленточные (продольные и поперечные) и точечные (зенитные);
по расположению светопрозрачного ограждения – на фонари с вертикальным остеклением (односторонние и двусторонние), с наклонным остеклением (односторонние и двусторонние), с горизонтальным остеклением (зенитные);
по конструктивному решению – на фонари-надстройки и фонари, располагаемые в пределах перекрывающей конструкции.
7.8.3 На решение системы верхнего света влияет общее объемно-планировочное и конструктивное решения здания. Для широких однопролетных зданий со скатной кровлей и наружным водоотводом следует устанавливать поперечные или точечные фонари, для пролетных зданий с внутренним водоотводом – продольные фонари, для зданий ячейкового и зального типов – точечные фонари. Поперечные фонари целесообразно применять в случаях, когда световые проемы образуются в несущих конструкциях покрытия с использованием конструктивной высоты ферм или разницы в высотах главных и второстепенных несущих элементов покрытия.
7.8.4 В целях унификации конструктивных элементов фонари шириной 6 м следует применять при пролетах до 18 м и шириной 12 м – при пролетах 24 и 30 м.
7.8.5 Несущий каркас фонаря-надстройки может быть стальным или железобетонным. Он состоит из поперечных рам или ферм, скрепленных между собой в продольном направлении раскосами и связями, верхней и нижней обвязками и настилом покрытия.
7.8.6 Ограждающие конструкции фонаря-надстройки включают покрытие, переплеты остекления и борт фонаря (нижняя глухая часть под остеклением).
7.8.7 Световые фонари, располагаемые непосредственно в пределах ограждающей конструкции покрытия, следует выполнять в виде световых куполов, плоских и скатных плафонов и панелей из стеклопакетов, оргстекла и стеклопластика.
7.8.8 Конструктивно такие фонари подразделяют на мелкоразмерные точечные светопроемы, устраиваемые между несущими ребрами сборных железобетонных плит покрытия, и на крупноразмерные взаимозаменяемые световые панели, со сборными железобетонными плитами покрытия.

7.9 Наружные ограждающие конструкции