Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14001-2016 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2016 г. N 285-ст) стр. 10

Руководство по применению настоящего стандарта

А.1 Общие положения
Пояснительная информация, приведенная в данном приложении, предназначена для того, чтобы предотвратить неправильную интерпретацию требований, содержащихся в настоящем стандарте. Хотя эта информация относится к этим требованиям и согласована с ними, она не предназначена для добавления, исключения или какой-либо модификации этих требований.
Требования в настоящем стандарте необходимо рассматривать с системной или комплексной точки зрения. Пользователь не должен воспринимать конкретное предложение или раздел настоящего стандарта в отрыве от других разделов стандарта. Существует взаимосвязь между требованиями в одних разделах с требованиями в других разделах. Например, организации необходимо понимать взаимосвязь между обязательствами ее экологической политики и требованиями, которые установлены в других разделах.
Менеджмент изменений играет важную роль в поддержании системы экологического менеджмента, обеспечивая уверенность в том, что организация может достигать намеченных результатов системы экологического менеджмента на постоянной основе. Менеджмент изменений рассматривается в различных требованиях настоящего стандарта, включая:
- поддержание системы экологического менеджмента (4.4);
- экологические аспекты (6.1.2);
- внутренний обмен информацией (7.4.2);
- деятельность (8.1);
- программу внутреннего аудита (9.2.2);
- анализ со стороны руководства (9.3).
Организация должна учитывать, как часть менеджмента изменений, запланированные и незапланированные изменения для обеспечения того, чтобы нежелательные последствия этих изменений не оказывали негативного воздействия на намеченные результаты системы экологического менеджмента. Примеры изменений включают:
- запланированные изменения продукции, процессов, деятельности, оборудования или зданий, сооружений, инженерных сетей;
- изменения в кадровом составе или у внешних поставщиков, включая подрядчиков;
- новую информацию в отношении экологических аспектов, экологических воздействий и связанных с ними технологий;
- изменения в принятых обязательствах.
А.2 Пояснение структуры и терминологии
Структура разделов и некоторые термины настоящего стандарта были изменены для улучшения взаимосвязи с другими стандартами на системы менеджмента. Однако в настоящем стандарте отсутствует требование, чтобы его структура разделов и терминология применялись организацией в документации системы экологического менеджмента. Отсутствует требование в отношении замены терминов, применяемых организацией, на термины, используемые в настоящем стандарте. Организации могут выбирать для применения термины, походящие к их деятельности, например, "записи", "документация" или "протоколы", а не "документированная информация".
А.3 Пояснение основных понятий
В дополнение к терминам и определениям, приведенным в разделе 3, ниже приведены пояснения отдельных понятий для предотвращения их неправильного понимания.
- В настоящем стандарте использование слова "любой" подразумевает отбор или выбор.
- Слова "подходящий" и "применимый" не являются взаимозаменяемыми. Слово "подходящий" означает годный (для, к) и подразумевает некоторую степень свободы в употреблении, в то время как слово "применимый" означает уместный или осуществимый для применения и подразумевает, что если что-то может быть сделано, это необходимо сделать.
- Слово "рассматривать" означает, что есть необходимость обдумать тему, но тема может быть исключена; тогда как "учитывать" означает, что есть необходимость обдумать тему, но тема не может быть исключена.
- Слово "постоянный" указывает на продолжительность того, что происходит в течение определенного периода времени, но с интервалами на перерывы (в отличие от "непрерывного", который указывает продолжительность без перерыва). Поэтому "постоянный" является подходящим словом для использования в контексте улучшения.
- В настоящем стандарте слово "влияние" используется для описания результата изменения для организации. Словосочетание "экологическое воздействие" относится именно к результату изменения в окружающей среде.
- Слово "обеспечить" означает, что ответственность может быть делегирована, но не означает подотчетность.
- В настоящем стандарте используется термин "заинтересованная сторона"; термин "стейкхолдер" является синонимом, так как представляет собой то же понятие.
В настоящем стандарте используется новая терминология. Ниже приведены краткие пояснения для помощи новым пользователям и тем, кто уже применял предыдущие версии настоящего стандарта.
- Словосочетание "принятые обязательства" заменяет фразу "законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять", используемую в предыдущей версии настоящего стандарта. Значение новой фразы не отличается от фразы предыдущей версии.
- "Документированная информация" заменяет существительные "документация", "документы" и "записи", употребляемые в предыдущих версиях настоящего стандарта. Чтобы разграничить значение обобщенного термина "документированная информация", в настоящем стандарте теперь применяется фраза "регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство..." для обозначения записей и "разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию" для обозначения документации, отличной от записей. Фраза "как свидетельство..." не является требованием о правовой необходимости доказательств; смысл фразы только в том, чтобы указать на необходимость регистрации и сохранения объективного свидетельства.
- Словосочетание "внешний поставщик" подразумевает внешнего провайдера организации (включая подрядчика), который предоставляет продукцию или услугу.
- Переход от "идентифицировать" к "определять" предназначен для гармонизации со стандартизированной терминологией на системы менеджмента. Термин "определять" подразумевает процесс познания, результатом которого являются знания. Смысл не отличается от предыдущих версий стандарта.
- Словосочетание "намеченный результат" - это то, что организация намеревается достичь посредством внедрения ее системы экологического менеджмента. Минимум намеченных результатов включает улучшение экологических результатов деятельности, выполнение принятых обязательств и достижение экологических целей. Организации могут устанавливать дополнительные намеченные результаты для их систем экологического менеджмента. Например, в соответствии с обязательством защищать окружающую среду организация может установить как намеченный результат работу по направлению устойчивого развития.
- Фраза "лицо(а), выполняющее(ие) работу под ее управлением", включает лиц, работающих на организацию , и тех, кто работает в ее интересах, за которых организация несет ответственность (например, подрядчики). Это словосочетание заменяет фразу "люди, работающие для нее или по ее поручению" и фразу "лица, работающие для организации или по ее поручению", употребляемые в предыдущей версии настоящего стандарта. Значение этой новой фразы не отличается от тех, что были в предыдущей версии.
- Понятие "задача", употребляемое в предыдущей версии настоящего стандарта, заключено теперь в термине "экологическая цель".
А.4 Среда организации
А.4.1 Понимание организации и ее среды
Целью подраздела 4.1 является представление высокоуровневого концептуального понимания важности факторов, которые могут оказывать влияние, положительное или отрицательное, на способ, которым организация осуществляет менеджмент собственной экологической ответственности. Эти факторы являются важными темами для организации, проблемами для дискуссий и обсуждения или изменяющимися обстоятельствами, которые оказывают влияние на способность организации достигать намеченных результатов, установленных для системы экологического менеджмента.
Примеры внутренних и внешних факторов, которые могут быть отнесены к среде организации, включают в себя:
a) экологические условия, такие как климат, качество воздуха и воды, землепользование, имеющиеся загрязнения, наличие природных ресурсов, биологическое разнообразие, которые могут оказывать влияние на цель организации или быть подверженными влиянию экологических аспектов организации;
b) внешние культурные, социальные, политические, правовые, нормативные, финансовые, технологические, экономические, природные и конкурентные обстоятельства, будь то на международном, национальном, региональном или местном уровне;
c) внутренние характеристики или условия организации, такие как виды деятельности, продукция и услуги, стратегическое направление, культура и возможности (т.е. люди, знания, процессы, системы).
Понимание среды организации используется для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения ее системы экологического менеджмента (4.4). Внутренние и внешние факторы, определенные в соответствии с 4.1, могут привести к возникновению рисков или возможностей для организации или для системы экологического менеджмента (6.1.1 - 6.1.3). Организация определяет те факторы, которые требуют своего рассмотрения и в отношении которых необходимо осуществлять менеджмент (6.1.4, 6.2, раздел 7, раздел 8 и 9.1).
А.4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Ожидается, что организация получит общее (то есть высокоуровневое, не детализированное) понимание выраженных потребностей и ожиданий тех внутренних и внешних заинтересованных сторон, которые были определены организацией как соответствующие. Организация рассматривает полученные знания при определении потребностей или ожиданий, которым она должна или выбирает соответствовать, то есть ее принятых обязательств (6.1.1).
В случае, когда заинтересованная сторона воспринимает себя как подверженную влиянию решений или действий организации, касающихся экологических результатов деятельности, организация рассматривает соответствующие потребности и ожидания, которые были известны или сообщены организации заинтересованной стороной.
Требования заинтересованных сторон не обязательно являются требованиями организации. Некоторые требования заинтересованных сторон отражают потребности и ожидания, которые являются обязательными, потому что были включены в законы, постановления, разрешения и лицензии правительственным решением или даже постановлением суда. Организация может добровольно принимать решения о том, согласиться или принять другие требования заинтересованных сторон (например, вступая в договорные отношения или подписываясь под добровольной инициативой). Такие требования, будучи принятыми организацией, становятся требованиями организации (то есть принятыми обязательствами) и должны быть учтены при планировании системы экологического менеджмента (4.4). Более подробный анализ принятых обязательств представлен в 6.1.3.
А.4.3 Определение области применения системы экологического менеджмента
Область применения системы экологического менеджмента предназначена для уточнения физических и организационных границ применения системы экологического менеджмента, особенно если организация является частью более крупной организации. Организация обладает свободой и гибкостью в определении этих границ. Организация может выбирать внедрять ли настоящий стандарт во всей организации или только в определенной(ых) части(ей) организации, если высшее руководство этой (этих) части(ей) организации имеет полномочия для создания системы экологического менеджмента.
При определении области применения доверие к системе экологического менеджмента зависит от выбора организационных границ. Организация учитывает степень управления или влияния по отношению к видам деятельности, продукции и услугам с учетом концепции жизненного цикла. Определение области применения не должно быть использовано для исключения видов деятельности, продукции, услуг или объектов, которые имеют или могут иметь значимые экологические аспекты, или в целях уклонения от выполнения принятых обязательств. Область применения - это фактическое и представительное заявление о видах деятельности организации, включенных в границы ее системы экологического менеджмента, которое не должно вводить в заблуждение заинтересованные стороны.