а) для осветительных приборов с защитным углом менее 15° - не менее указанной в таблице 7.7;
б) для осветительных приборов с защитным углом 15° и более - не менее 3,5 м.
Допускается не ограничивать высоту подвеса осветительных приборов с защитным углом 15° и более (или с рассеивателями из молочного стекла без отражателей) на площадках для прохода людей или обслуживания технологического (или инженерного) оборудования, а также у входа в здание.
Таблица 7.7 - Наименьшая высота установки осветительных приборов по условиям ограничения слепящего действия
Светораспределение осветительных приборов | Наибольший световой поток ламп в осветительных приборах, установленных на одной опоре, лм | Наименьшая высота установки осветительных приборов, м | ||||
Полуширокое | Менее 6000 | 7,0 | ||||
От | 6000 | до | 10000 | 7,5 | ||
Св. | 10000 | " | 20000 | 8,0 | ||
" | 20000 | " | 30000 | 9,0 | ||
" | 30000 | " | 40000 | 10,0 | ||
" | 40000 | 11,5 | ||||
Широкое | Менее 6000 | 7,5 | ||||
От | 6000 | до | 10000 | 8,5 | ||
Св. | 10000 | " | 20000 | 9,5 | ||
" | 20000 | " | 30000 | 10,5 | ||
" | 30000 | " | 40000 | 11,5 | ||
" | 40000 | 13,0 |
7.4.5 Высота установки осветительных приборов рассеянного света должна быть не менее 3 м при световом потоке источника света до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм.
7.4.6 Отношение осевой силы света , кд, одного прожектора или наклонно расположенного осветительного прибора с типом кривой силы света, аналогичной кривой силы света прожектора, к квадрату высоты установки этих приборов Н, м, в зависимости от нормируемой освещенности не должно превышать значений, указанных в таблице 7.8.
Таблица 7.8 - Отношение осевой силы света к квадрату высоты установки
Нормируемая освещенность, лк | 0,5 | 1 | 2 | 3 | 5 | 10 | 20 | 30 | 50 |
100 | 150 | 250 | 300 | 400 | 700 | 1400 | 2100 | 3500 | |
Примечание - При совпадении направлений осевых сил света нескольких световых приборов допустимые значения каждого прибора определяются путем деления табличного значения на число этих световых приборов. |
7.5 Освещение селитебных территорий
7.5.1 Освещение улиц, дорог и площадей
7.5.1.1 Классификация улично-дорожной сети городов проводится в соответствии с таблицей 7.9.
7.5.1.2 Для проезжей части участков городских улиц и дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют: среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность дорожного покрытия , равномерность освещенности , пороговое приращение яркости TI согласно таблице 7.10.
7.5.1.3 Для проезжей части участков городских улиц и дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетонное и др.), или расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части Российской Федерации либо севернее 66° северной широты европейской части Российской Федерации среднюю освещенность на дорожном покрытии и равномерность освещенности нормируют согласно таблице 7.10.
Слепящее действие, оказываемое осветительной установкой на водителей, регламентируют предельной силой света светильников в направлении водителей согласно 7.5.1.9.
7.5.1.4 Энергетическую эффективность установки утилитарного наружного освещения оценивают показателем относительной удельной мощности согласно таблице 7.10. Методика определения показателя относительной удельной мощности приведена в приложении М.
7.5.1.5 Средняя яркость покрытия магистральных дорог со скоростным движением за пределами города на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам независимо от интенсивности движения транспорта должна быть не менее 1,6 .
7.5.1.6 Допускается по согласованию с администрацией города увеличивать значения средней яркости на 0,20 или средней освещенности на 5,0 лк для улиц, дорог и площадей категорий А (за исключением класса А1) и Б, а также вне города на подъездах к аэропортам, вокзалам, гипер- и супермаркетам.
7.5.1.7 Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия дорог и улиц, пересекающихся в одном уровне, должна соответствовать значениям, установленным для основной дороги или улицы, на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
На съездах и ответвлениях дорог и улиц, пересекающихся в разных уровнях, в границах транспортной развязки значение средней освещенности должно быть не менее 20 лк.
Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия улиц местного значения, примыкающих к магистральной дороге или улице, должны быть не менее 1/3 значений или , установленных для соответствующей дороги или улицы, но не ниже нормированного значения для улицы местного значения на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
7.5.1.8 Высота размещения светильников на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учетом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012.
Таблица 7.9 - Классификация городской улично-дорожной сети
Категория объекта | Класс объекта | Основное назначение объекта | Транспортная характеристика | Расчетная скорость, км/ч | Число полос движения в обоих направлениях | Пропускная способность, тыс. ед/ч | |
А. Магистральные дороги и улицы общегородского значения | За пределами центра города* | А1 | Транспортные и функциональные оси крупных городов. Выходы на внешние федеральные автомагистрали | Все виды транспорта; движение скоростное, непрерывное; пересечения в разных уровнях; наличие центральной разделительной полосы | 100 | 6-8 | Свыше 10 |
А2 | Основные транспортные каналы города, в том числе имеющие выходы на внешние автомагистрали и скоростные дороги | Все виды транспорта; движение непрерывное или регулируемое; пересечение с магистралями в одном или разных уровнях | 80-100 | 6-8 | 7-9 | ||
В центре города | A3 | Транспортные и функциональные оси исторического центра города. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 и А2 | Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечение с магистралями в одном уровне; интенсивное пешеходное движение | 90 | 6-8 | 4-7 | |
А4 | Основные транспортные каналы исторического центра города, обеспечивают внутренние связи центра. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения | То же | 80 | 4-6 | 3-5 | ||
Б. Магистрали и улицы районного значения | За пределами центра города | Б1 | Основные оси районов города. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между ними | Все виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60-70 | 4-6 | 3-5 |
В центре города | Б2 | Оси функционально-планировочных зон исторического центра города. Обеспечивают его внутренние связи. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения | Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 3-6 | 2-5 | |
В. Улицы и дороги местного значения | Жилая застройка за пределами центра города | В1 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, за исключением улиц с непрерывным движением транспорта | Легковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт, в отдельных случаях допускается общественный пассажирский транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 |
Жилая застройка в центре города | В2 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и микрорайонов, выход на магистральные улицы центра | Легковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 | |
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах | В3 | Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон | Все виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 0,5-2 | |
* Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями. |
Таблица 7.10 - Нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских поселений с регулярным транспортным движением с асфальтобетонным покрытием
Категория объекта | Класс объекта | Средняя яркость дорожного покрытия , , не менее | Общая равномерность яркости дорожного покрытия , не менее | Продольная равномерность яркости дорожного покрытия , не менее | Пороговое приращение яркости TI, %, не более | Средняя освещенность дорожного покрытия , лк, не менее | Равномерность освещенности дорожного покрытия , не менее | Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещенности, , , не более |
А | A1 | 2,00 | 10 | 30,0 | 60 | |||
А2 | 1,60 | 10 | 20,0 | 50 | ||||
0,40 | 0,70 | 0,35 | ||||||
A3 | 1,40 | 12 | 20,0 | 48 | ||||
А4 | 1,20 | 12 | 20,0 | 45 | ||||
Б | Б1 | 1,20 | 12 | 20,0 | 45 | |||
0,40 | 0,60 | 0,35 | ||||||
Б2 | 1,00 | 15 | 15,0 | 53 | ||||
В | B1 | 0,80 | 0,40 | 0,50 | 15 | 15,0 | 50 | |
В2 | 0,60 | 0,40 | 0,50 | 15 | 10,0 | 0,25 | 50 | |
В3 | 0,40 | 0,35 | 0,40 | 20 | 6,0 | 50 |
7.5.1.9 На улицах, дорогах и в транспортных зонах площадей, для которых нормируют освещенность, ограничивают силу света светильников в установке под углами 80° и 90° от вертикали в направлении водителей предельными значениями , равными 30 и 10 кд соответственно на 1 клм светового потока светильника.
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65° от вертикали. Сила света светильника под углами 80°, 85° и 90° от вертикали в направлении водителей не должна превышать предельных значений Iпред, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1 клм его светового потока.
Высота расположения светильника над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
7.5.1.10 Средняя освещенность и равномерность освещенности трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должны соответствовать указанным в таблице 7.10. Средняя освещенность на обособленном трамвайном пути должна быть не менее 6 лк, на посадочных площадках - 10 лк.
Допускается не освещать обособленные трамвайные пути на перегонах вне городской застройки.
7.5.1.11 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путепроводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам и пускорегулирующим аппаратам без применения специального инструмента.
7.5.1.12 При нормируемой средней яркости более 0,80 или средней освещенности более 15 лк для проезжей части городских улиц, дорог и площадей допускается в ночное время снижение этих норм отключением части светильников или понижением их мощности на 30% и 50% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 и 1/5 максимального значения соответственно.
Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при их установке по одному на опоре.
7.5.1.13 Для надежной ориентации водителей и пешеходов в темное время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.
7.5.1.14 Средняя освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать таблице 7.11.
Таблица 7.11 - Нормируемые показатели освещении улиц и дорог сельских поселений
Освещаемые объекты | , лк, не менее | , не менее |
Главные улицы, площади общественных и торговых центров | 10,0 | 0,25 |
Улицы в жилой застройке: | ||
- основные | 6,0 | |
- второстепенные (переулки) | 4,0 | |
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов | 2,0 | 0,10 |
7.5.1.15 Средняя освещенность на дорожном покрытии на подъездах к местам заправки транспорта, а также на открытых стоянках автомобилей должна соответствовать таблице 7.12.
7.5.1.16 Осветительные приборы, установленные на территориях автозаправочных станций и стоянок автомобилей, должны иметь силу света в направлении водителей транспортных средств, проезжающих по прилегающим к этим территориям улицам и дорогам, не более 30 кд на 1 клм светового потока этих приборов. Не допускается направлять прожекторы, установленные на крышах и навесах строений или опорах, в сторону проезжей части улицы или дороги.
Таблица 7.12 - Освещение автозаправочных станций и стоянок автомобилей
Освещаемые объекты | , лк, не менее |
Подъездные пути к объектам сервиса для улиц и дорог: | |
- категорий А и Б | 15,0 |
- категории В | 10,0 |
Места заправки и слива нефтепродуктов | 20,0 |
Проезжая часть остальной территории автозаправочных станций | 10,0 |
Открытые стоянки автомобилей на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки автомобилей в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа | 6,0 |
7.5.2 Освещение пешеходных переходов
7.5.2.1 Освещение наземных пешеходных переходов (в одном уровне с проезжей частью) должно обеспечивать пешеходам возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия, а водителям транспортных средств - видеть пешеходов на фоне дорожного покрытия проезжей части. В целях усиления распознаваемости зоны перехода для ее освещения целесообразно использовать светильники с источниками света, имеющими цветность, контрастную по отношению к цветности источников света, применяемых в светильниках для освещения проезжей части улицы.
Примечание - Например, для дороги, освещаемой светильниками с натриевыми лампами высокого давления, на переходе целесообразно использовать светильники с металлогалогенными лампами или светодиодные светильники.
7.5.2.2 На наземных пешеходных переходах улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать повышение средней освещенности не менее чем в 1,5 раза по сравнению с нормой освещенности на пересекаемой проезжей части. Повышение освещенности достигают уменьшением шага опор и установкой дополнительных или более мощных светильников.
Светораспределение светильников и их расположение относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать видимость пешехода на фоне дорожного покрытия проезжей части и не оказывать слепящего действия на водителей. Светильники следует размещать перед переходом по отношению к направлению транспортного движения. На улицах и дорогах с двусторонним движением светильники устанавливают перед переходом относительно обоих направлений движения.
Для снижения слепимости водителей следует использовать светильники с асимметричным светораспределением (кососветы), ориентируя максимум силы света в сторону перехода.
7.5.2.3 Значения средней освещенности на покрытии подземных и надземных пешеходных переходов приведены в таблице 7.13.
Таблица 7.13 - Значения средней освещенности подземных и надземных пешеходных переходов