СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения Правила проектирования стр. 6

7.16 Специальные требования к основным и вспомогательным помещениям с учетом посетителей-инвалидов приведены в таблице А.3.

Демонстрационные спортивные сооружения

7.17 Демонстрационные спортивные сооружения, функционирующие в учебно-тренировочном режиме более 60% времени, рекомендуется рассчитывать на совместное использование МГН и остальными посетителями. Следует рассматривать их как один из элементов единой системы физкультурно-спортивных сооружений.
Размещение мест для зрителей-инвалидов в спортивно-зрелищных залах показано на рисунке Б.22.
7.18 Все основные и дополнительные элементы спортивных зданий и сооружений должны быть доступны для маломобильных посетителей.
Если на трибунах спортивных и спортивно-зрелищных объектов предусматривается звуковая информация, то она должна дублироваться текстовой информацией.
7.19 Требования к проектированию тренировочных залов и вспомогательных помещений даны в таблице А.3, к размещению инвалидов на трибунах - в таблице А.4.
7.20 Количество мест для инвалидов на креслах-колясках на трибунах спортивно-зрелищных залов рекомендуется принимать из расчета 2% от общей численности зрителей сооружений плюс 1 место на каждые 100 при вместимости свыше 1000 зрителей. На существующих сооружениях места могут быть приспособлены за счет временного демонтажа сидений.
Минимальное количество мест на трибунах для инвалидов в креслах-колясках с сопровождающими их лицами - 4.

8 Здания и помещения зрелищного и культурно-просветительного назначения

Библиотеки

8.1 На участке библиотек рекомендуется, по возможности, предусматривать озелененные территории, включающие площадки, которые необходимо оборудовать скамьями для чтения, навесами, перголами и другими малыми архитектурными формами для чтения на открытом воздухе.
Зону для чтения на открытом воздухе рекомендуется организовывать в стороне от улиц с транспортным движением.
8.2 В основу функционально-планировочного решения библиотек рекомендуется закладывать принцип совместного обслуживания всех категорий инвалидов, не выделяя специализированные помещения для какой-либо одной группы.
Планировочные требования к среде обитания инвалидов заключаются в том, чтобы она способствовала социальной интеграции, реализации возможностей интеллектуальных контактов инвалидов.
8.3 Помещения читальных залов библиотек следует располагать, как правило, в одном уровне, многоуровневое расположение допускается только для крупных библиотек.
8.4 В универсальных научно-технических библиотеках (областных и республиканских) рекомендуется предусматривать возможность получения в единой зоне всего необходимого инвалиду объема информационных услуг - организацию автоматизированной системы каталога, отражающего фонды библиотеки, получение необходимых справочно-библиографических данных на компьютере, размещение фонда для слепых и слабовидящих.
8.5 Вспомогательные помещения обслуживания следует проектировать с учетом требований СП 136.13330, блок помещений, включающий кружковые комнаты и лекционные залы-аудитории - в соответствии с требованиями раздела "Культурно-просветительские учреждения".
8.6 Библиотечное обслуживание инвалидов рекомендуется осуществлять во всех типах библиотек. В зависимости от местных условий и принятого функционально-планировочного решения в библиотечной системе могут быть предусмотрены организации обслуживания населения:
Вариант "А" - обслуживания всех категорий посетителей во всех помещениях читательского блока;
Вариант "Б" - обслуживания инвалидов в специально оборудованных отделах обычных библиотек, с выделением самостоятельных путей движения и зон обслуживания.
8.7 Площади помещений функциональных подразделений (зоны аван-зала, зоны читального зала, зоны хранения открытого фонда и абонемента) рекомендуется определять как сумму площадей, занимаемых рабочими местами сотрудников-методистов, набором необходимых функционально-технологических элементов, рассчитанных на здоровых читателей и инвалидов (в том числе стеллажами выставки новых поступлений, каталожными шкафами с местами для работы, кафедрами выдачи литературы с подсобными фондами закрытого хранения) из расчета - 8 м2 на 1 читателя-инвалида.
8.8 Количество читательских мест, специально оборудованных и предназначенных для библиотечного обслуживания инвалидов всех категорий, следует определять на базе предпроектных исследований по расчету для каждого функционального подразделения. В любом случае оно должно составлять не менее 5% от общего числа читательских мест в библиотеках Централизованной библиотечной сети, в том числе для обслуживания инвалидов на креслах-колясках - не менее 4 специальных мест.
В читальных залах и в зонах читальных залов рекомендуется места, отведенные для читателей-инвалидов, размещать в непосредственной близости к кафедрам выдачи литературы или рядом с местом дежурного библиотекаря.
8.9 В отделениях городских библиотек для обслуживания читателей с нарушением зрения рекомендуется выделять фонд не менее 2,5 тыс. экз. литературы со шрифтом Брайля или аудиокниг, общей площадью 32 м2.
8.10 Для обслуживания читателей - инвалидов по зрению, пользующихся специализированным книжным фондом, рекомендуется предусматривать либо специализированный отдел, либо выделять часть читального зала. Количество мест для читателей с нарушением зрения рекомендуется предусматривать не менее 4 в виде кабин, кабинетов с возможностью размещения секретаря-чтеца и тифлотехнических средств (цифровые проигрыватели, электронные лупы, принтеры со шрифтом Брайля, компьютеры и плееры для слепых с аудиопрограммами и т.п.).
В зоне обслуживания слепых и слабовидящих читательские места и специальные стеллажи с литературой со шрифтом Брайля рекомендуется оборудовать добавочным освещением. При размещении читательских мест и фондов открытого доступа для читателей, обладающих слабым зрением, необходимо предусматривать высокий уровень естественной освещенности этой читательской зоны (КЕО - 2,5%), а уровень освещения читательского стола не менее 1000 лк.
8.11 Специальную зону для работы инвалидов в читальных залах рекомендуется оборудовать следующим образом: четыре читательских места за одноместными столами пригодны для работы инвалидов на колясках, специальные стеллажи с наклонными полками для размещения как обычной литературы, так и книг с шрифтом Брайля (не менее двух стеллажей вблизи читательских мест). В зоне должны находиться несколько банкеток, кресел или стульев. Желательно наличие одного каталожного столика с каталогом, выполненным шрифтом Брайля (рисунок Б.26).
Рекомендуется принимать оптимальные габариты площади поверхности стола читателя с недостатками зрения для работы с секретарем-чтецом - 1,5x0,7 м в кабинах, полукабинах или кабинетах.
8.12 Необходимо предусмотреть отдельное помещение для функционального подразделения, где используются аудиовизуальные средства обслуживания. Для читателей с нарушением слуха помещения аудиовизуального обслуживания и помещения для групповой работы - кружковая и аудитория - должны быть изолированы планировочно, а также техническими средствами.
8.13 В помещении аудиовизуального обслуживания можно предусматривать зону для организации аутотренинга, предназначенного для психологической разгрузки, прослушивания музыки, а также читательские места для лиц с недостатками зрения.
8.14 Помещение должно быть радиофицировано, оборудовано аппаратурой для прослушивания музыки, креслами и, при необходимости, столами. Ряд кресел следует оборудовать специальным устройством для снятия мышечного напряжения с рук для инвалидов с полной потерей зрения.

Музеи и выставки

8.15 Все виды музеев должны быть доступны для всех категорий посетителей, включая инвалидов. Требования по доступности относятся как к планировке участка, так и здания с экспозицией.
8.16 При проектировании музеев следует применять, как правило, общие универсальные пути движения для здоровых и маломобильных посетителей и приспособление для их нужд помещений. В отдельных случаях, когда мемориальные и другие типы музеев невозможно адаптировать для посетителей инвалидов (на креслах-колясках, инвалидов по зрению), следует создавать специальные экспозиционные зоны вне здания или помещения, дающие представление указанным категориям инвалидов о содержании основной экспозиции (решения по варианту "Б").
Зону постоянной экспозиции рекомендуется создавать с анфиладным или кольцевым маршрутом движения. Тупиковая планировка не желательна.
Пандусы допускается использовать для организации последовательного движения и одновременного осмотра экспозиции.
8.17 Следует обеспечить беспрепятственный доступ всех категорий посетителей в экспозиционную зону участка, которая является продолжением постоянной экспозиции здания под открытым небом: скульптур, архитектурных фрагментов, крупногабаритных экспонатов и т.д.
При наличии резких перепадов рельефа, ценных зеленых насаждений на участке возможно выделение только отдельной зоны, доступной для инвалидов.
8.18 Для посетителей-инвалидов рекомендуется обеспечивать доступность основных функциональных блоков музеев в соответствии с таблицей 8.1 и рисунками Б.27 и Б.28.
При невозможности использовать визуальную информацию для инвалидов по зрению в помещениях с особыми требованиями к художественному решению интерьеров, в экспозиционных залах художественных музеев, выставок и т.п. допускается применять иные компенсирующие мероприятия.
Таблица 8.1
Функция
Место
Доступность для инвалидов
Содержание экспонатов:
ПоказЭкспозиционные и выставочные залыДля всех групп
Сбор и хранениеФондохранилища и реставрационные мастерскиеВ исключительных случаях
ИзучениеРабочие комнатыЖелательно оборудование специальных комнат
Обслуживание посетителей:
ПриемВестибюль, кинолекционный зал, кружковые комнатыДля всех групп
ПоказЭкспозиционные и выставочные залыДля всех групп
ИнформацияИнформационные службы, библиотекаДля всех групп (с использованием специального оборудования)
8.19 Требования, предъявляемые к зонам постоянной экспозиции (зальным помещениям) музеев, приведены в таблице А.5.
Навесная витрина должна находиться на высоте, доступной для визуального восприятия с кресла-коляски (низ на отметке не более 0,85 м от уровня пола).
8.20 В крупных музеях в уровне вестибюля должен быть предусмотрен медпункт для оказания экстренней помощи посетителям, в том числе маломобильным.
8.21 При необходимости ознакомления с работой реставраторов, с процессом подготовки выставок рекомендуется обеспечить доступность в служебно-реставрационную зону.
В том случае, когда невозможно обеспечить доступность реставрационных мастерских, в стене, отделяющей их от коридора, рекомендуется запроектировать смотровое окно. Низ окна не должен быть выше 0,85 м от пола. Освещение коридора не должно создавать бликов на стеклах смотровых окон.

Культурно-просветительские учреждения

8.22 Зоны участка, не занятые обязательным перечнем сооружений, рекомендуется оборудовать разнообразными малыми формами, создающими максимальную функциональную и информативную насыщенность среды: небольшими водными аттракционами, специально оборудованными детскими песочницами и клумбами для занятий любителей садоводства. В спортивную зону участка рекомендуется включать разнообразные игровые площадки развлекательно-оздоровительного характера для активного отдыха инвалидов: площадки для крокета, кеглей, мини-гольфа, метательных игр и т.п. (рисунок Б.29)