1,6 - при засыпке суглинками и глинами.
5.3.8 Коэффициент выступания , т.е. часть вертикального наружного диаметра в долях единицы, находящаяся выше плоскости основания траншеи, определяется по формуле
, (5.14)
где - угол охвата трубы.
Угол охвата трубы основанием может составлять при укладке:
1) на плоское основание с подбивкой пазух - 30°;
2) на профилированное основание - 60°; 90°; 120°.
Расчетная схема нагружения трубы от действия грунтовых нагрузок приведена в таблице 5.7.
5.3.9 Коэффициент концентрации давления грунта засыпки при укладке труб на ненарушенный грунт в насыпи определяется по формуле
, (5.15)
где - жесткость трубопровода по М. Леви, МПа;
- жесткость грунта засыпки, МПа; ;
- модуль упругости грунта засыпки, МПа.
Таблица 5.7 - Значения коэффициентов и для различных нагрузок, действующих на трубопровод круглого сечения, опертый на нижнюю образующую
1392 × 1566 пикс.   Открыть в новом окне |
5.3.10 Равнодействующая расчетной горизонтальной нагрузки от бокового давления грунта определяется по формулам:
- укладка в траншее; (5.16)
- укладка в насыпи. (5.17)
За расчетную принимается формула траншеи или насыпи в зависимости от того, которая из формул являлась расчетной при определении .
5.3.11 Коэффициенты бокового давления и следует принимать по таблице 5.8.
Таблица 5.8 - Коэффициенты бокового давления грунта
Категория грунта засыпки | Степень уплотнения грунта засыпки | |||
нормальная | повышенная | |||
Г-I, Г-II | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 0,5 |
Г-III, Г-IV, Г-V | 0,05 | 0,2 | 0,25 | 0,4 |
Г-Vl | 0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
5.3.12 Нормативные временные нагрузки от подвижных транспортных средств для трубопроводов закрытых водопроводных систем рекомендуется принимать по схеме А-14 или НГ-60 общим весом 588 кН (60 тс) в соответствии с ГОСТ Р 52748 и СП 35.13330.
В расчетах при соответствующем обосновании исходя из конкретных условий эксплуатации трубопровода допускается использовать нагрузки по схеме НК-80.
Равномерно распределенное давление , , от наземного транспорта, передаваемое на трубопровод через грунт, принимается в зависимости от диаметров труб и глубины заложения трубопровода для схем НГ-60, А-14 соответственно по таблицам 5.10, 5.11.
Примечание - Для расчета труб при других значениях транспортных нагрузок величину целесообразно определять с помощью формулы Буссинеска [1, с. 60-63]
, (5.18)
где Q - сосредоточенная сила;
H - глубина рассматриваемой точки от поверхности;
r - горизонтальная проекция между точкой приложения силы и точкой, в которой определяется напряжение q.
5.3.13 Равнодействующую нормативной вертикальной нагрузки на трубопровод от транспорта рекомендуется определять по формуле
, (5.19)
где - коэффициент концентрации давления грунта засыпки, определяемый по формуле (5.15);
- динамический коэффициент подвижной нагрузки, зависит от глубины заложения трубопровода Р (таблица 5.9).
Таблица 5.9 - Значения динамического коэффициента подвижной нагрузки
Н, м | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1 | 2 |
1,17 | 1,14 | 1,10 | 1,07 | 1,04 | 1 | 1 |
5.3.14 Нормативные временные нагрузки от подвижных транспортных средств следует также принимать:
для трубопроводов различного назначения всех диаметров, прокладываемых под автомобильными дорогами, - нагрузку от колонн автомобилей или от колесного транспорта НК-80 в зависимости от того, какая из этих нагрузок оказывает большее силовое воздействие на трубопровод;
для подземных трубопроводов, прокладываемых в местах, где возможно нерегулярное движение автомобильного транспорта, - нагрузку от единичных автомобилей А-14 или от гусеничного транспорта НГ-60 в зависимости от того, какая из этих нагрузок вызывает большее воздействие на трубопровод;
для трубопроводов, прокладываемых в местах, где движение автомобильного транспорта невозможно, - равномерно распределенную нагрузку с интенсивностью 4 .
Величину нормативной временной нагрузки от подвижных транспортных средств допускается увеличивать или уменьшать при соответствующем обосновании исходя из конкретных условий рассматриваемого трубопровода.
5.3.15 Приведенную глубину заложения трубопровода рекомендуется определять по формуле
, (5.20)
где Н - глубина заложения трубопровода, считая до верха покрытия, м;
- толщина слоя покрытия (дорожной одежды), м;
- общий модуль упругости (деформации) покрытия, МПа, зависит от его конструкции и свойств материала покрытия.
Для покрытий, состоящих из нескольких разнородных слоев, характеризуемых собственными модулями упругости (деформации) , общий модуль упругости (деформации) покрытия определяется по формуле
, (5.21)
где - толщина слоев покрытия в количестве от 1 до n;
- модули упругости (деформации) соответствующих i-х от 1 до n слоев покрытия;