15 Пожарная безопасность
15.1 Общие положения
15.1.1 Требования по обеспечению пожарной безопасности сооружений метрополитена приведены в [1] и других нормативных документов по пожарной безопасности метрополитенов.
15.1.2 Помещения сооружений должны быть категорированы по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.
15.2 Противопожарные требования к объемно-планировочным решениям и ограничению распространения пожара в пожарном отсеке, сооружении
15.2.1 Для ограничения распространения пожаров, обеспечения условий их тушения, защиты людей от опасных факторов пожара (ОФП) объект должен быть разделен на пожарные отсеки. Объем каждого пожарного отсека в КПМ, помещений ДЭС и ФВУ следует предусматривать не более 5000 м3, но в каждом сооружении должно быть не менее двух отсеков. В отдельных случаях при технологической необходимости и соблюдении требований пункта 1.6 СП 112.13330объемы отсеков могут быть увеличены.
15.2.2 Каждый пожарный отсек, где предусмотрены постоянные рабочие места, должен иметь не менее двух рассредоточенно расположенных эвакуационных выходов. Эвакуационные выходы должны вести наружу, в смежный пожарный отсек, или один наружу и один в смежный пожарный отсек.
Допускается оборудовать один эвакуационный выход и один аварийный выход в тупиковых пожарных отсеках и пожарных отсеках без постоянных рабочих мест.
15.2.3 При пересечении противопожарными стенами эвакуационных путей на границах пожарных отсеков должны быть устроены тамбуры с двумя дверями: со стороны отсека - противопожарная, со стороны пути эвакуации - герметическая. Тамбур на границе одинаковых по всем показателям пожарных отсеков допускается устраивать по усмотрению проектировщиков.
15.2.4 При размещении в одном отсеке взрывоопасных и пожароопасных помещений следует предусматривать мероприятия по предупреждению взрыва и предотвращению распространения пожара. Помещения категорий А и Б должны отделяться друг от друга, а также от помещений категорий В1-В4, Г и Д и коридоров противопожарными стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 150.
15.2.5 Резервуары с ЛВЖ и ГЖ следует размещать в обособленном помещении, отделенном от коридора тамбуром с одной противопожарной и одной герметической дверью. Запрещается устраивать выход из топливохранилища непосредственно во взрывоопасные помещения, а также в помещения распределительных устройств. Требования к системе вентиляции - в соответствии с 15.6 и [1].
15.2.6 Резервуары ЛВЖ и ГЖ должны быть оборудованы специальной дыхательной системой, позволяющей производить выпуск паров ЛВЖ и ГЖ из резервуаров за пределы помещений, в которых они установлены. Выпуск паров ЛВЖ и ГЖ должен осуществляться в отдельные трубопроводы, в которые должен подаваться воздух от системы вентиляции для разбавления паров до концентраций ниже нижнего предела распространения пламени. В этом же трубопроводе должны быть расположены устройства, препятствующие распространению пламени. Выпуск паров ЛВЖ и ГЖ в помещения, где расположены резервуары, запрещается.
15.2.7 Трубопроводы для транспортировки ЛВЖ и ГЖ следует прокладывать в каналах, перекрываемых плитами (крышками) из негорючих материалов. Предел огнестойкости плитки, крышки каналов для кабелей и трубопроводов транспортировки ЛВЖ и ГЖ должен быть не менее EI 90.
Через каждые 75 м, а также в местах пересечения стен и перегородок каналы должны разделяться перегородками из негорючих материалов, препятствующих растеканию жидкости по каналу в случае разрыва трубопроводов. Пределы огнестойкости перегородок канала в местах пересечения ограждающих конструкций помещений должны быть одинаковы с пределами огнестойкости последних. Все каналы должны иметь приямки для удаления возможных проливов.
Допускается прокладывать трубопроводы для транспортировки ЛВЖ и ГЖ открыто в пределах машинного зала дизельной электростанции.
Допускается не оборудовать расположенные в тоннелях, потернах, ходках трубопроводы для подачи топлива каналами при соблюдении следующих требований:
- трубопровод используется периодически для заправки топливом резервуаров;
- трубопровод после окончания заправки следует опорожнять и продувать воздухом;
- процесс заправки (подачи топлива) следует проводить в соответствии с организационно-техническими требованиями по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренными в соответствующих нормативных документах;
- для сбора пролива должна быть предусмотрена аварийная емкость, расположенная вне зоны возможного развития пожара. При этом тоннель (ходок, потерна) должен иметь уклон в сторону этой емкости.
15.2.8 Трубопроводы должны быть выполнены из бесшовных труб, только на сварке и должны иметь запорные устройства для отключения поврежденных участков. Расстояние между запорными устройствами определяют из условий минимизации последствий пожара за счет сгорания топлива в поврежденном трубопроводе. Открытые трубы должны быть защищены от механических повреждений.
Допускается выполнение разъемов в местах подсоединения оборудования и запорной арматуры.
15.2.9 Кабельные линии следует прокладывать в кабельных каналах, тоннелях, шахтах, фальшполах, коробах, помещениях ввода кабелей и т.п. Ограждающие самонесущие конструкции кабельных каналов должны иметь предел огнестойкости не менее EI 90, а ограждающие несущие конструкции не менее REI 90.
15.2.10 В кабельных проходных каналах через каждые 150 м следует устраивать несгораемые перегородки и противопожарные двери с пределами огнестойкости не менее EI 90. Каждый такой отсек должен иметь систему вентиляции и дымоудаления.
15.3 Требования к огнестойкости и пожарной опасности строительных конструкций
15.3.1 Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и величины пределов огнестойкости строительных конструкций, сооружений и отсеков следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 120.13130* и [1].
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 120.13330.
15.3.2 Наземные сооружения инфраструктуры метрополитена: ОЗЭП, здания и сооружения электродепо и наземные здания другого назначения следует предусматривать не ниже степени огнестойкости II и иметь класс конструктивной пожарной опасности не ниже С1.
15.3.3 Подземные и наземные сооружения метрополитена: станционные комплексы, вестибюли, перегоны, галереи, эстакады, притоннельные сооружения следует предусматривать класса конструктивной пожарной опасности не выше СО*.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу.
15.3.4 Обходные кабельные тоннели на станциях следует разделять на участки длиной не более 150 м противопожарными перегородками 1-го типа. Также следует отделять противопожарными перегородками 1-го типа в месте их примыкания к станции, перегонным тоннелям и НВУ. Двери в перегородках должны быть противопожарные маятниковые дымогазонепроницаемые с пределом огнестойкости не менее EI S45.
15.3.5 При пересечении противопожарных и других внутренних стен и перекрытий различными коммуникациями зазоры между коммуникациями и стенами и перекрытиями следует заделывать наглухо строительным раствором или огнезащитными материалами на всю толщину строительной конструкции, не снижающими предела огнестойкости конструкций.
15.3.6 Мебель и другой инвентарь помещений должны быть выполнены из негорючих несущих элементов и иметь индекс НГ по ГОСТ 30244, за исключением специально выделенных помещений. При этом в обязательном порядке должны быть выполнены компенсирующие мероприятия по обеспечению их противопожарной защиты.
15.4 Требования к системам электроснабжения
15.4.1 Требования пожарной безопасности к системам электроснабжения сооружений следует определять в соответствии с 15.1.1.
Электроснабжение сооружений должно осуществляться от независимых внешних источников электроснабжения и от системы автономного электроснабжения.
Нижеприведенные требования относятся к периоду функционирования объекта от внешних источников электроснабжения или во время работы ДЭС.
В период автономного электроснабжения (от установок аккумуляторных батарей специального назначения) требования к электроприемникам должны определяться в соответствии с заданием заказчика.
15.4.2 Категории надежности электроснабжения электроприемников сооружений следует устанавливать в соответствии с [5].
15.4.3 Системы противопожарной защиты (СПЗ) сооружений должны относиться к электроприемникам особой группы первой категории по надежности электроснабжения с использованием кабелей и способов их прокладки, обеспечивающих их работоспособность в условиях пожара в течение времени выполнения данными техническими средствами своих функциональных задач.
15.4.4 Для потребителей этой категории должен быть предусмотрен третий независимый источник питания, обеспечивающий работу электроприемников в течение времени, необходимого для выполнения основной задачи. В качестве такого источника могут быть использованы дизельные электростанции.
15.4.5 Электроприемники первой категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий:
- каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания;
- секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.
15.4.6 Питающие кабели от трансформаторных подстанций (ТП) и автономного источника питания до вводно-распределительных устройств (ВРУ), расположенных в электрощитовых для каждого пожарного отсека, должны прокладываться в раздельных выделенных огнестойких каналах (коробах), или выполняться огнестойкими кабелями в соответствии с ГОСТ 31565 и приложением Д.
15.4.7 Допускается расположение ВРУ разных пожарных отсеков в помещении главной электрощитовой при условии установки ВРУ в отдельных отсеках электрощитовой с нормируемым пределом огнестойкости. Питающие кабели от ВРУ до электрощитовых каждого пожарного отсека должны прокладываться в раздельных, выделенных в противопожарном отношении огнестойких каналах (коробах) или выполняться кабелями, сохраняющими работоспособность при стандартном температурном режиме пожара по ГОСТ Р 53316.
15.4.8 Помещения вводно-распределительных устройств и электрощитовых должны быть выделены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90.
15.4.9 Переключение с основного источника электроэнергии на резервный должно быть автоматическим с применением автоматического выключателя резерва (АВР) с автономным питанием.