СП 263.1325800.2016 Приспособление метрополитенов под защитные сооружения гражданской обороны. Общие правила проектирования стр. 15

16.10 Полы, потолки и стены во всех помещениях не должны иметь швов, выполняться из материалов, допускающих их помывку дезинфекционными растворами и горячей водой.
Сопряжение поверхностей полов, стен и потолков помещений следует предусматривать со скруглением углов, полы - с уклоном для стока воды в канализационные трапы. Края полов должны быть подняты на высоту 20 см и заделаны заподлицо со стенами.
Покраску стен и потолков помещений следует предусматривать краской ПВХ в четыре-шесть слоев.
16.11 Параметры микроклимата в помещениях обусловливаются параметрами воздуха, используемого для вентиляции, и строго не регламентируются.

17 Дизельная электростанция

17.1 Объемно-планировочные решения

17.1.1 ДЭС в убежищах следует размещать с учетом перспективы ее развития и при возможности предусматривать на участке глубокого заложения.
17.1.2 В состав ДЭС входят следующие блоки помещений:
а) блок ДГ - машинный зал, топливохранилище, насосная топливохранилища, водозаборные установки, мастерская, кладовая, помещения АУПТ и дежурного механика;
б) понизительная подстанция - распределительные устройства, трансформаторы, мастерская, помещение для персонала;
в) оборудование источника бесперебойного питания;
г) компрессорная установка - машинное помещение, реципиентная;
д) блок управления - КПД, релейные, аппаратные связи;
е) системы жизнеобеспечения - ФВУ, ВОУ;
ж) санитарно-бытовые помещения - туалеты, комнаты отдыха, приема пищи, спальни, гардеробные, кладовые;
и) санпропускник согласно разделу 16.
17.1.3 Размещение оборудования должно обеспечивать возможность замены и транспортировки ДГ и другого оборудования через грузовые шахты, ходки и монтажные проемы.
17.1.4 Блок ДГ не должен быть проходным для персонала, не имеющего отношения к его обслуживанию.
17.1.5 Высоту машинного зала следует предусматривать исходя из возможности разборки двигателя с применением грузоподъемных устройств, но не менее 2,4 м.
Высоту помещений и проходов следует предусматривать, не менее:
а) подвала для размещения вспомогательного оборудования - 1,8 м;
б) проходов под площадками и трубами, уложенными над проходами в подвале или в проходном канале, - 1,6 м.
Местное сужение высоты проходов допускается:
а) при пересечении его трубами по верху на протяжении не более 1 м по длине прохода - 1,4 м;
б) при пересечении его трубами по низу на протяжении не более 1 м по длине прохода - 1,3 м;
в) в проходе до нижней точки заделки в стену подкоса кронштейна (для крепления площадки бака и т.п.) при угле подъема не менее 45° - 1,5 м.
17.1.6 В машинном зале допускается не предусматривать специальную ремонтную площадку при условии, что имеющиеся проходы достаточны для осуществления ремонтных работ, монтажа и демонтажа агрегатов, и проводимые работы не мешают обслуживанию действующего оборудования.

17.2 Вентиляция и отопление

17.2.1 Для вентиляции ДЭС в режимах ЧВ и ФВ следует использовать приточный воздух, забираемый с поверхности земли местной ФВУ.
В машинном зале следует предусматривать рециркуляционную воздухоохлаждающую установку.
В системе вентиляции помещений КПД и дежурного персонала следует обеспечивать режим полной изоляции с регенерацией воздуха продолжительностью 10 ч.
17.2.2 Вытяжку воздуха из машинного зала на поверхность следует предусматривать через помещение топливохранилища с поступлением его в помещения склада и насосной ГСМ через отверстия с герметизирующими и огнезащитными устройствами. При этом в помещении топливохранилища обеспечить 8-кратный воздухообмен в час. В помещении машинного зала обеспечить 1,5-кратный воздухообмен - для газоплотных и 3-кратный - для негазоплотных дизелей в час.
17.2.3 Для поддержания в мирное время в помещениях необходимой температуры и влажности воздуха следует применять электрическое отопление. Допускается применение водяного отопления. Технические решения по теплоснабжению следует принимать согласно СП 120.13330.

17.3 Тепломеханическая часть

17.3.1 Мощность ДЭС следует определять согласно 17.6.1.
Число дизель-электрических агрегатов следует принимать не менее трех, резервные агрегаты не предусматривать. Степень автоматизации ДГ должна быть не ниже второй по ГОСТ Р 54812. Дизели следует применять в газоплотном исполнении, с двухконтурной системой охлаждения.
17.3.2 Для горения топлива в дизелях во всех режимах следует использовать наружный воздух с очисткой его в противопыльных фильтрах.
Для удаления выхлопных газов от дизелей в атмосферу следует предусматривать герметические трубопроводы с глушителями или глушителями-отсекателями. При объединении выхлопных трубопроводов в общую магистраль на трубопроводе каждого дизеля следует устанавливать гермоклапан. Соединение выхлопных трубопроводов в общую магистраль допускается только после глушителя. При установке глушителей-отсекателей другие глушители возможно не предусматривать.
На газовоздушных трактах должны быть клапаны-отсекатели, срабатывающие непосредственно от воздействия воздушной ударной волны.
17.3.3 Трубопроводы газовыхлопа в пределах сооружения должны иметь тепловую изоляцию, не выделяющую вредности (CO, CO2 и другие) и обеспечивающую температуру на ее поверхности не выше 60°С.
17.3.4 Расстояние на поверхности земли между газовыхлопной трубой и воздухозабором следует определять расчетом с учетом зоны распространения выхлопных газов от ДГ, но принимать не менее 60 м.
17.3.5 На воздушных и выхлопных трубопроводах следует предусматривать компенсаторы термического удлинения трубопроводов, исключающие также влияние вибрации двигателя на трубопроводы и попадание влаги из трубопроводов в дизель.
Разгрузку агрегатов дизеля от сил тяжести и вибрационного влияния выхлопных и воздухозаборных трубопроводов следует принимать по рекомендациям предприятия-изготовителя.
17.3.6 Система газовыхлопа должна иметь газоочистную установку, обеспечивающую в мирное время очистку выхлопных газов в зоне выброса до уровня, не превышающего ПДК.
17.3.7 Защищенный запас топлива и масла принимать из расчета непрерывной работы агрегатов со 100-процентной нагрузкой в течение заданного периода автономности. Защищенный запас ГСМ следует располагать, как правило, в отдельной выработке в торце блока ДЭС. Защищенный запас ГСМ допускается размещать в отдельном сооружении с обеспечением равной степени защиты сооружений и коммуникаций.
17.3.8 В хранилище ГСМ для топлива и масла следует применять металлические баки. Допускается применение железобетонных отсеков с внутренней металлической изоляцией.
Число резервуаров для топлива и масла должно быть не менее двух. Объем каждого резервуара следует определять из условия вместимости топлива при аварийном разливе его из одного резервуара. Выход из работы одного резервуара не должен отражаться на возможности использования топлива из других резервуаров.
Залив топлива в резервуары следует предусматривать через сепараторы и фильтры.
Резервуары ГСМ должны иметь указатели уровня и автоматическую сигнализацию максимального и минимального допустимых уровней топлива и масла.
Воздушную дыхательную систему резервуаров топлива и масла следует выводить в вытяжную систему вентиляции, в воздухозабор дизеля или наружу.