ПШЗ - пост у шлюзового затвора;
РУ - распределительное устройство;
СВВ - сейсмовзрывная волна;
СПЗ - система пожарной защиты;
ТПП - тяговопонизительная подстанция;
УАЖ - участок с автономным жизнеобеспечением;
УТВ - установка тоннельной вентиляции;
ФВ - фильтровентиляция;
ФВУ - фильтровентиляционная установка;
ЦУС - центральная усилительная станция;
ЧВ - чистая вентиляция;
ЧС - чрезвычайная ситуация;
ЭМИ - электромагнитный импульс.
4 Общие положения
4.1 Приспособление метрополитена под укрытия гражданской обороны
4.1.1 Объекты метрополитенов, приспосабливаемые под укрытия гражданской обороны, предназначены для защиты укрываемых от фугасного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций от обрушения вышерасположенных этажей зданий различной этажности и при чрезвычайных ситуациях мирного времени.
4.1.2 Создание и приспособление объектов метрополитена в качестве укрытий гражданской обороны осуществляется в мирное время, а также в период мобилизации и в военное время в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4.1.3 Ввод укрываемого населения в метрополитен осуществляется в соответствии с 4.3.4, при этом время заполнения не нормируется.
4.1.4 Вывод населения из метрополитена после воздействия средств поражения осуществляется в соответствии с 4.3.5.
4.1.5 Расчетную продолжительность непрерывного пребывания укрываемого населения в сооружениях метрополитенов, приспосабливаемых под укрытие ГО, следует принимать равной 12 ч.
Для обеспечения укрываемых следует предусматривать водоснабжение, канализацию, электроснабжение и инвентарь для размещения людей (лежаки, складные стулья, раскладушки и т.д.) в соответствии с разделами 11, 12.
4.1.6 Управление работой метрополитена в военное время предусматривается из защищенного командного пункта метрополитена в соответствии с 4.3.7, 4.3.8.
4.1.7 Проектирование дополнительных сооружений и устройств следует осуществлять в соответствии с 4.3.6, 4.3.10-4.3.15.
4.1.8 Расчеты укрытий на фугасное действие обычных средств поражения и поражения обломками строительных конструкций от обрушения вышерасположенных этажей зданий различной этажности проводят по методикам, изложенным в СП 88.13330.
Наряд средств поражения определяют территориальные органы МЧС России. При отсутствии данных для ориентировочной оценки рекомендуется использовать наряд средств поражения, приведенный в СП 88.13330.
4.2 Приспособление метрополитена под противорадиационные укрытия гражданской обороны
4.2.1 Приспособление станций и линий метрополитена в качестве противорадиационных укрытий ГО осуществляется в случае их расположения в зоне возможного радиоактивного загрязнения от объектов использования атомной энергии.
4.2.2 Приспособление объектов метрополитена в качестве противорадиационных укрытий гражданской обороны следует осуществлять в соответствии с 4.3.
4.2.3 Расчет противорадиационной защиты проводят в соответствии с требованиями СП 88.13330. Зону возможного радиоактивного загрязнения от объектов использования атомной энергии определяют в соответствии с требованиями СП 165.1325800.
4.3 Приспособление метрополитена под убежища гражданской обороны
4.3.1 Объекты метрополитенов, приспосабливаемые под убежища гражданской обороны, предназначены для защиты укрываемого населения в военное время и при чрезвычайных ситуациях мирного времени.
Решение о приспособлении станций и линий метрополитена в качестве убежища ГО принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями СП 120.13330.
В военное время убежища должны обеспечивать защиту от расчетного воздействия средств поражения, высоких температур и продуктов горения при пожарах, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ а также при необходимости от аварийно химически опасных веществ, в соответствии с требованиями СП 165.1325800.
Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характеров определяются исполнительным органом субъекта Российской Федерации совместно с территориальными органами МЧС России по результатам анализа рисков их возникновения.
4.3.2 Сооружения и устройства метрополитенов, эксплуатируемые в мирное время в транспортном режиме, максимально используют в режиме убежища для защиты и жизнеобеспечения укрываемых людей.
Дополнительные сооружения и устройства не должны приводить к ухудшению эксплуатационных качеств сооружений и устройств и нарушению условий работы метрополитена в транспортном режиме.
4.3.3 Все подземные линии метрополитенов должны быть изолированы от внешней среды защитно-герметическими затворами. Приспосабливаемые под убежища линии метрополитена должны быть разделены на участки длиной не более 10 км, в каждом из которых необходимо предусматривать дополнительные сооружения и устройства, обеспечивающие его автономное функционирование (участки с автономным жизнеобеспечением).
Участки необходимо отделять от наружной среды и от других участков защитно-герметическими устройствами. Каждый участок, кроме того, разделяется линиями герметизации на два-три отсека длиной до 5 км с включением в отсек не более трех станций. Режим работы транспортных средств в рабочем режиме на этих участках определяет начальник метрополитена.
4.3.4 Ввод укрываемого населения в метрополитен необходимо предусматривать через входы вестибюлей станций, через дополнительные входы в порталах тоннелей и в середине перегонных тоннелей при расстоянии между осями смежными торцами платформ* соседних станций более 3000 м, а также по отдельному заданию в местах расположения предприятий и учреждений.
_______________
* Текст документа соответствует оригиналу.
Расчетное время заполнения станций и тоннелей укрываемыми людьми по сигналам ГО следует принимать равным 10 мин. В отдельных случаях заданием на проектирование допускается увеличение указанного времени до 15 мин.
4.3.5 Для вывода населения из метрополитена после воздействия средств поражения следует предусматривать эвакуационный выход - не менее одного на два-три отсека, приспосабливая для этой цели подземные сооружения метрополитенов, сообщающиеся с поверхностью земли. Для этой цели следует использовать:
а) на линиях мелкого заложения - подземные вестибюли станций с примыкающими к ним подземными пешеходными переходами, порталы тоннелей, стволы шахт вентиляционных установок, дополнительные входы на перегонах;
б) на линиях глубокого заложения - эскалаторные тоннели и подземные вестибюли станций с примыкающими к ним подземными пешеходными переходами, эскалаторные тоннели и наземные вестибюли, дополнительные входы на перегонах.
Эвакуационный выход должен располагаться за пределами зон возможных завалов.
4.3.6 Проектирование дополнительных сооружений и устройств должно осуществляться исходя из следующих условий:
- размеры (интервалы) движения поездов в военное время устанавливают в соответствии с объемами намечаемых перевозок;
- число обращающихся на линии поездов определяют исходя из условий их расстановки: по два поезда на каждой станции и по одному - на каждом станционном пути. Расстановка поездов в перегонных тоннелях не предусматривается;
- на платформах станций предусматриваются сходные устройства для спуска людей на путь;