Свод правил СП 288.1325800.2016 "Дороги лесные. Правила проектирования и строительства" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N 952/пр) стр. 2

3.10 нормы проектирования геометрических параметров: Основные, максимальные и минимальные параметры, применяемые при проектировании и строительстве дорог: расчетные скорости, радиусы в плане и профиле, продольные и поперечные уклоны, дальность видимости и т.п.
3.11 отгон виража: Плавный переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному уклону в пределах переходной кривой.
3.12 расчетная скорость: Максимально возможная скорость движения автомобиля при нормальных погодных условиях и сцепления шин с поверхностью проезжей части при предельно допустимых значениях максимальных и минимальных параметров в самом неблагоприятном их сочетании.
3.13 элементы обустройства автомобильной дороги: Средства организации дорожного движения - дорожные знаки, разметка и ограждения.
3.14 полоса движения: Продольная полоса проезжей части, имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств в один ряд, включая зазоры безопасности при встречном движении, обозначенные или нет дорожной разметкой.
3.15 искусственные сооружения: Мосты, путепроводы, водопропускные трубы, фильтрующие насыпи, водоспуски, подпорные стенки и сопутствующие устройства - регуляционные и мостовые сооружения.
3.16 дорожная одежда: Многослойная конструкция проезжей части автодорог, состоящая из покрытия, основания и подстилающего слоя, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунт.
3.17 покрытие дорожной одежды: Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких единообразных по материалу слоев, непосредственно воспринимающих нагрузку от колес транспортных средств.
3.18 основание дорожной одежды: Один или несколько слоев материалов под покрытием дорожной одежды.
3.19 подстилающий слой дорожной одежды: Песчаный слой между основанием дорожной одежды и грунтом, выполняющий функции распределения нагрузки на нижележащие слои земляного полотна: дренирующие, теплоизолирующие, выравнивающие и др.

4 Классификация и категории лесных дорог

4.1 Лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги. Лесовозные лесные дороги предназначены для вывозки заготовленной древесины с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов). Лесовозные лесные дороги строят в эксплуатирующихся лесах.
4.2 По срокам действия выделяют лесовозные лесные дороги постоянного действия и временные.
4.3 Лесовозные лесные дороги постоянного действия являются объектами капитального строительства и подразделяются на грузосборочные (лесовозные магистрали), лесовозные ветки - ответвления от лесовозной магистрали и лесовозные усы - ответвления от лесовозных веток.
4.4 Временные лесные дороги не являются объектами капитального строительства и создаются без разработки проекта, соответствующего требованиям настоящего свода правил и правил заготовки древесины. Временные лесные дороги подразделяются на лесные дороги летнего действия и зимнего (зимники).
4.5 Лесохозяйственные лесные дороги предназначены для доставки людей, лесохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и лесным пожарам, а также для патрулирования лесных массивов. Лесохозяйственные лесные дороги строят в защитных и резервных лесах и не используют для вывозки древесины.
Категории лесных дорог приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Назначение автомобильных лесных дорог
Основные транспортные средства, движущиеся по лесной дороге
Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут
Годовой грузооборот, млн т нетто
Категория лесной дороги
Лесовозные лесные дороги
Постоянного действия в соответствии с СП 37.13330.2012Лесовозные автопоезда
Более 200
От 0,35 до 0,7
I-ЛВ
100-200
От 0,14 до 0,35
II-ЛВ
50-100
Менее 0,14
III-ЛВ
Менее 50
Не установлен
IV-ЛВ
Временные:- летнего действияЛесовозные автопоезда
Менее 50
Не установлен
IV-ЛВ-л
- зимнего действия
50-100
Менее 0,14
III-ЛВ-з
Менее 50
IV-ЛВ-з
Лесохозяйственные лесные дороги
- зимнего действияГрузовой и специальный транспорт с осевой нагрузкой до 8 т
50-100
Не установлен
I-ЛХ
Менее 50
Не установлен
II-ЛХ
4.6 На лесных дорогах, предназначенных для вывозки заготовленной древесины, основным транспортным средством являются лесовозные автопоезда, составляющие до 80% интенсивности движения. Кроме того, по лесной дороге осуществляются перевозка технических грузов, преимущественно лесозаготовительной техники, и доставка рабочих к местам работ. Подробная характеристика транспортных средств приведена в приложении Е.

5 Основные указания по проектированию лесных дорог

5.1 Общие рекомендации по транспортному освоению лесного участка

5.1.1 Транспортная схема лесных дорог должна обеспечивать транспортную доступность лесов в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов на лесном участке и их использования в соответствии с разрешенными видами использования [1].
5.1.2 Транспортную схему разрабатывают с учетом ведомости лесотаксационных выделов, в которых допускаются заготовка древесины и другие виды пользования, сроков примыкания лесосек, а также с учетом территориального размещения проектируемых объектов лесной, деревообрабатывающей инфраструктуры, выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и других мероприятий [2].
Разработку транспортной схемы рекомендуется осуществлять одновременно с разработкой Проекта освоения лесов.
5.1.3 В целях использования благоприятных зимних условий для снижения затрат на строительство дорог и вывозку древесины следует предусматривать сезонное районирование транспортного освоения лесного участка.
В зону зимней вывозки следует выделять лесные участки, относящиеся к типу местности III (см. приложение Б), по характеру и степени увлажнения с неустойчивыми и заболоченными грунтами, а также с разбросанными, слабо концентрированными запасами и наиболее удаленные участки лесного массива, требующие для освоения большого протяжения дорог. При выборе направления трассы зимних дорог следует отдавать предпочтение местности со спокойным рельефом и небольшими руководящими подъемами и спусками.
Выделение лесных участков для зимней и летней вывозки рекомендуется выполнять обработкой картографических материалов с использованием ГИС-технологий и кластерного анализа.
5.1.4 При разработке транспортной схемы освоения лесного участка должно быть уделено особое внимание уменьшению отрицательного влияния дорожной сети на окружающую среду, защите водоемов от загрязнения и оттока поверхностных или подземных вод. Не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс лесных дорог по СанПиН 2.1.5.980.
5.1.5 Густота транспортной сети (плотность дорог) для вывозки древесины должна быть оптимизирована. За критерий оптимизации принимают минимум приведенных затрат на трелевку, строительство и содержание усов, веток и магистралей летнего и зимнего действия и транспортных затрат на вывозку древесины [1].
5.1.6 Размещение лесных дорог для вывозки древесины на лесном участке осуществляется с учетом требований правил заготовки древесины по размерам лесосеки, отводимой в рубку, срокам примыкания и способам примыкания лесосек, которые сводятся к следующему:
- площадь лесосек, на которых осуществляются сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах, не должна превышать 50 га при ширине лесосек не более 500 м [3];
- размещение лесосек в квартале или на лесном участке, отводимых в рубку в разные годы (примыкание), осуществляется с учетом срока, по истечении которого проводят рубку на непосредственно примыкающей лесосеке [3].

5.2 Планирование размещения лесохозяйственных лесных дорог

5.2.1 Планирование размещения лесохозяйственных лесных дорог направлено на решение следующих задач:
- определение в документации по планированию территории размещения лесных дорог, назначения лесных дорог на основе совокупности социальных, экономических, экологических, природоохранных, природно-климатических, инженерно-технических, организационных, правовых и иных факторов в целях обеспечения устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их биоресурсного потенциала, сохранения и воспроизводства, обеспечения пожарной и лесопатологической безопасности, устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также обеспечения интересов граждан и их объединений;
- подготовка документации по планировке территории лесничеств и лесопарков;
- экономическое обоснование эффективности инвестиций в объекты лесной транспортной инфраструктуры для определения размера субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство лесных дорог [4].
5.2.2 Документацию по планированию размещения лесных дорог на территории земель лесного фонда разрабатывают в соответствии с требованиями [4] - [7].
5.2.3 Документация по планированию территории может включать в себя планы размещения лесных дорог, предназначенных для выполнения следующих функций:
- охрана, защита и воспроизводство лесов;
- транспортирование древесины или иной продукции, полученной в результате осуществления лесохозяйственных мероприятий, установленных [4];
- доставка персонала, специальной техники и материалов к местам работы в лесу.
5.2.4 Планы размещения сети лесных дорог разрабатывают на перспективу не менее 10 лет.
5.2.5 План размещения лесных дорог составляют для субъекта Российской Федерации. В зависимости от уровня развития лесной дорожной инфраструктуры (лесные дороги и дороги общего пользования в границах лесничеств и лесопарков) допускается составление плана размещения сети лесных дорог только на отдельные лесные участки.
5.2.6 Основные этапы планирования размещения лесных дорог включают в себя:
- экономические изыскания;
- инженерные изыскания;
- камеральное трассирование вариантов прокладки трассы по топографическим картам;
- подготовку проекта схемы размещения лесных дорог;