СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением № 1) стр. 3

3.13 бетонная смесь: Готовая к применению смесь неорганического вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и минеральных добавок.
3.14 бровка: Линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна в местах их сопряжения. По ней определяются рабочие отметки земляного полотна автомобильной дороги.
3.15 водоотвод дорожный: Комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном покрытии.
3.16 выемка: Земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.
3.17 выторфовывание: Удаление слабого грунта (торфа) в основании насыпи земляного полотна.
3.17а георадиолокация: Геофизический метод, основанный на излучении импульсов электромагнитных волн и регистрации сигналов, отраженных от различных объектов зондируемой среды.
3.17б георадар: Геофизический прибор, предназначенный для георадиолокационных исследований любой среды, кроме металла, (грунты, материалы, горные породы, акватории, строительные конструкции и т.д.), применяется для оценки однородности уложенных дорожностроительных материалов.
3.18-3.24Исключены.
3.25 геосинтетический материал: Материал из синтетических или природных полимеров, неорганических веществ, контактирующий с грунтом или другими средами, применяемый в дорожном строительстве[ГОСТ Р 55028-2012, статья 2.1.1]
3.26 геосинтетический материал рулонный: Двумерный материал в виде гибкого полотна, изготавливаемый главным образом или частично из синтетического сырья, предназначенный преимущественно для работы в грунтовой среде.
3.27 геотекстиль: Рулонный геосинтетический материал в виде гибких полотен, полученный методами текстильной промышленности из волокон (филоментов, нитей, лент) с образованием пор (ячеек) размером менее 2,5 мм.
3.28 геотекстиль нетканый: Рулонный геосинтетический материал, состоящий из хаотически расположенных в плоскости полотна филоментов (волокон), соединенных между собой механически (иглопробивным способом) или термически.
3.29 геотекстиль тканый: Рулонный геосинтетический материал, состоящий из двух переплетенных между собой волоконных систем (нитей, лент), имеющих взаимно перпендикулярное расположение и образующих поры (ячейки) размером менее 2,5 мм. Места пересечения нитей (узлы) могут быть усилены посредством третьей волоконной системы.
3.30 глубина промерзания: Расстояние от земной поверхности до нижней границы промерзшего за зимний период грунта.
3.31 гравийная смесь: Гравийный материал в виде природной или искусственно составленной смеси с содержанием зерен гравия размером более 5 мм в количестве от 50 до 80%.
3.32 гравийно-песчаные материалы: Разновидность карьерных гравийных материалов с массовой долей песчаных зерен более 50% и гравийных не менее 20%.
3.33 гранулометрический (зерновой) состав грунта: Содержание по массе групп частиц грунта различной крупности по отношению к общей массе абсолютно сухого грунта.
3.34 грунт: Горные породы, залегающие преимущественно в пределах зоны выветривания земли и являющиеся объектом инженерно-строительной и хозяйственной деятельности человека.
3.35 грунтобетон: Уплотненная грунтобетонная смесь.
3.36 грунтобетонная смесь: Смесь, состоящая из асфальтобетонного гранулята, грунта, органического и/или минерального вяжущего и воды.
3.37 грунтовая смесь оптимальная: Смесь грунтов или естественные грунты, отличающиеся наибольшей плотностью и определенным содержанием песчаных зерен, пылеватых и глинистых частиц.
3.38 грунты вечномерзлые (многолетнемерзлые): Грунты, которые в условиях природного залегания находятся в мерзлом состоянии непрерывно (без оттаивания) в течение многих (трех и более) лет.
3.39 грунты пучинистые: Общее название грунтов, относительное морозное пучение которых превышает 1%.
3.40 грунты слабые: Связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в природном залегании менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки при нагрузке 0,25 МПа более 50 мм/м (модуль деформации ниже 0,5 МПа); требуют укрепления или замены.
3.41 грунты укрепленные: Грунты, обработанные в установке или на дороге минеральными и/или органическими вяжущими, синтетическими смолами.
3.41а дополнительный слой основания: Конструктивный слой основания, выполняющий по назначению отдельные либо совместные защитные функции (дренирующие, морозозащитные, изолирующие, капилляропрерывающие и другие).
3.41б дорожная конструкция: Инженерное сооружение, включающее земляное полотно и дорожную одежду с дополнительными слоями.
3.42 дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
3.43 дорожное ограждение: Устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения с встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения, а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть.
3.44 дренаж: Геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод. Различают: откосный, перехватывающий и подкюветный дренажи.
3.45 жесткость бетонной смеси: Технологическое свойство, характеризующее удобоукладываемость (определяется в секундах).
3.46 задел: Полезный объем дорожных работ, определяемый планом организации работ по опережению одних видов работ перед другими.
3.47 захватка: Участок строящейся дороги с повторяющимися производственными процессами, составом и объемом работ, на котором расположены основные производственные средства, выполняющие одну или несколько совмещенных по времени рабочих операций специализированного потока.
3.48 защитный слой откоса: Конструктивный элемент, обеспечивающий защиту откоса от внешних воздействий (эрозии, воды и т.п.).
3.49 земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.
3.50 зернистый материал: Природный сыпучий минеральный крупнозернистый материал (песчано-гравийная смесь, гравий, дробленый щебень) или искусственный материал (асфальтобетонный или цементобетонный гранулят, керамзит, шлак) и (или) смесь этих материалов.
3.51 интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение автомобильной дороги в единицу времени (за сутки или за один час).
3.52 искусственные сооружения: Сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы и др.
3.53 капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и/или их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы.
3.54 качество продукции: Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в течение срока службы в сфере потребления. Для оценки качества продукции и степени ее пригодности используют установленные показатели качества, приведенные в нормативных документах.
3.55 класс бетона: Гарантированное значение показателя прочности тяжелого бетона. Определяют на основе унифицированных показателей прочности, принимаемых с гарантированной обеспеченностью 95%.
3.56 комплект дорожных машин: Совокупность дорожных машин, включающая в себя ведущую машину для выполнения основных работ и комплектующие (вспомогательные) машины, обеспечивающие совместное полное выполнение того или иного вида работ на строительстве дорог и мостовых сооружений или их эксплуатации. Рекомендуется и рассчитывается по технологическим возможностям и производительности ведущей машины при минимуме затрат и максимуме использования всех машин комплекта.
3.57 консолидация грунта: Уплотнение водонасыщенного грунтового слоя во времени, происходящее за счет выжимания воды или сближения грунтовых частиц.
3.57а конструктивный слой: Каждый несущий слой дорожной одежды, состоящий из однородных строительных материалов и отличающийся от соседних слоев видом материала, его составом и прочностными характеристиками.
3.58 конструктивный элемент: Конструкция, воспринимающая внешние и внутренние нагрузки и передающая их другим конструкциям или основанию.
3.59 контроль качества: Включает в себя входной, операционный и приемочный контроль, осуществляемые в подготовительный период, в процессе строительства и при сдаче объекта в эксплуатацию.
3.60 Исключен.
3.61 марка бетона по морозостойкости: Показатель морозостойкости бетона, соответствующий числу циклов замораживания и оттаивания образцов, определенному при испытании базовыми методами, при которых характеристики бетона, установленные настоящим стандартом, сохраняются в нормируемых пределах и отсутствуют внешние признаки разрушения (трещины, сколы, шелушение ребер образцов).[ГОСТ 10060-2012, пункт 3.3]
3.61а международный показатель ровности (International Roughness Index); IRI, мм/м: Отношение величины суммарного перемещения неподрессоренной массы (колеса) относительно подрессоренной (кузова автомобиля) к длине участка дороги.Примечание - Определяется расчетом в результате моделирования движения по микропрофилю 1/4% части эталонного автомобиля со скоростью 80 км/ч.[ГОСТ 33101-2014, пункт 3.14]
3.62 механизация дорожных работ: Выполнение технологических процессов строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог с помощью машин, механизмов, оборудования и средств малой механизации.