СП 84.13330.2016 Трамвайные пути Актуализированная редакция СНиП III-39-76 стр. 3

5.5 Рыхление (при необходимости) и разработку грунта в котловане следует вести захватками в соответствии с представленной в проекте производства работ (ППР) технологической схемой отрывки и профилировки котлована.
По окончании профилировки грунтового основания плотность грунта должна составлять не менее Купл=0,98 от максимальной плотности, определенной по методу стандартного уплотнения; при недостаточной плотности необходимо провести уплотнение основания при помощи гладковальцовых виброкатков. При необходимости стенки котлована должны быть усилены для предотвращения их обсыпки путем устройства упоров из деревянных конструкций или монтажа железобетонных уголков с высотой полки, равной глубине котлована.
5.6 Вынутый грунт для устройства земляного полотна преимущественно надлежит грузить непосредственно в транспортные средства. При невозможности немедленного вывоза выбранного грунта следует предусмотреть площадку временного хранения. Хранение отвалов грунта на дорожном полотне не допускается.
5.7 При сооружении земляного полотна следует обеспечивать постоянный отвод поверхностных и грунтовых вод. Нагорные канавы следует устраивать до начала устройства земляного полотна.
5.8 Работы по устройству продольного путевого дренажа осуществляют до начала работ по земляному полотну трамвайных путей. На участках пути с продольным уклоном, превышающим 10%0, устраивают продольный односторонний путевой дренаж по дну котлована с применением полимерных перфорированных дренажных труб диаметром 100 мм по уложенному поверх подстилающего слоя песка геотекстилю. Трубопровод дренажа располагается между бортом котлована и углублением в песчаной подушке, таким образом, чтобы верхняя точка трубы не возвышалась над прилегающим к ней подстилающим слоем песка, вывод дренажных труб проводят в водосборные колодцы.
5.9 До начала отрывки траншеи под продольный путевой дренаж должны быть выполнены следующие работы:
- отпрофилирован и уплотнен грунт основания;
- проведены плановая и высотная геодезические разбивки дренажа с устройством обноски, нагорной канавы, обозначены границы разработки траншеи, вынесены и закреплены оси дренажа, при необходимости - установлены дополнительные реперы;
- рабочие и инженерно-технические работники (ИТР) ознакомлены с технологией и организацией работ и обучены безопасным методам производства земляных работ в стесненных условиях в траншеях.
5.10 Разработку грунта в траншее следует проводить в соответствии с технологической схемой, представленной в ППР. Недобор грунта экскаватором до проектной отметки следует принимать в соответствии с требованиями СП 45.13330. Зачистку дна траншеи до проектной отметки следует проводить вручную. Ручную доработку траншеи следует проводить вне опасной зоны работы экскаватора.
5.11 Песок для устройства постели под дренажную трубу засыпается вручную, уплотняется ручными вибротрамбовками (виброплитами).
5.12 Монтаж труб, предварительно разложенных вдоль траншеи, следует проводить вручную, в соответствии с технологической схемой, представленной в ППР.
5.13 Особое внимание следует обратить на тщательность очистки поверхности труб в местах стыков от грязи, а также на герметичность стыка. Обратную засыпку труб следует проводить только после проверки герметичности стыков и составления акта освидетельствования скрытых работ.
5.14 Для заполнения канав путевых дренажей следует применять щебень фракций 40-70 или 25-60 мм для нижнего слоя и 10-40 мм - для верхнего слоя (толщиной 7-8 см). При заполнении дренажных канав щебнем следует принимать меры против повреждения и смещения дренажных труб. Щебень для обратной засыпки пазух и траншеи из отвалов следует подавать в траншею вручную или с помощью строительных машин. При обратной засыпке пазух и засыпке труб щебень следует отсыпать одновременно с обеих сторон трубы слоями толщиной 15-20 см с тщательным уплотнением. В местах, где уложены трубы, засыпку и уплотнение щебня следует проводить вручную.
Щебень и песок как фильтрующие материалы перед укладкой должны быть проверены на соответствие сертификационным показателям, загрязненность щебня не допускается.
5.15 На отдельных участках с низкой несущей способностью грунтового основания при обосновании инженерными расчетами допускается укладка геосинтетических материалов, повышающих несущую способность грунтов (георешетки, геоячейки и др.). Укладку геосинтетических материалов проводят на подстилающий слой из песка или щебня фракции 10-20 мм.
5.16 При устройстве и уплотнении слоя тощего бетона, в местах прохождения труб, соединяющих рельсовые водоотводные коробки с дренажными колодцами, следует организовать контроль с целью не допустить поломки труб и отклонения их от проектного положения.
5.17 Путевые и стрелочные водоприемные коробки следует устанавливать и соединять с водоотводными трубами и колодцами при монтаже верхнего строения пути.
5.18 Стыки водоотводных труб и места их соединения с коробками и колодцами должны быть тщательно заделаны. Швы между железобетонными кольцами путевых колодцев следует заделывать цементным раствором, а вертикальные и горизонтальные швы в колодцах из кирпича - тщательно заполнять раствором.
5.19 Операционный контроль качества земляных работ должен проводиться в процессе строительства и отвечать требованиям СП 45.13330.
При приемке законченных работ по профилировке и уплотнению грунтового основания проверке подлежат: соответствие геометрических размеров корыта проектным, как в плане, так и в профиле; соответствие проекту отметок дна грунтового основания. Отклонение размеров котлована от проектных не должны превышать допусков, указанных в СП 45.13330.
5.20 Контроль качества устройства монолитной железобетонной плиты
При бетонировании плиты необходимо контролировать: правильность установки опалубки; качество изготовленных арматурных каркасов и точность их установки в проектное положение; правила выгрузки и распределения бетонной смеси; режим уплотнения бетонной смеси; порядок бетонирования; своевременность и правильность отбора проб для изготовления контрольных образцов бетона.
5.21 Контроль качества монтажа путевой конструкции
При монтаже путевой конструкции необходимо контролировать: правильность разбивки осей трамвайных путей; раскладку в плане опорных блоков; точность установки ширины колеи; сварку стыков; установку резиновых элементов; крепление рельсов к железобетонной плите; точность установки пути в проектное положение.

6 Верхнее строение пути; балластировочные работы

6.1 Трамвайный путь, как правило, должен быть бесстыковым.
Температурно-напряженную систему бесстыкового пути следует применять при железобетонных шпалах и щебеночном основании.
На обычных линиях с дорожным покрытием рельсы надлежит сваривать в плети. Длина рельсовой плети не лимитируется и может быть ограничена только наличием несварного узла, деформационного шва на искусственных сооружениях и т.п.
На участках без дорожного покрытия, если конструкция пути не удовлетворяет требованиям бесстыкового пути, следует укладывать длинные рельсы. Плети разделяются температурными компенсаторами (уравнительными приборами). Длины плетей и типы уравнительных приборов определяются проектом.
Границы рельсовых плетей, укладываемых на мостах, путепроводах и эстакадах и монолитном основании, следует назначать с учетом расположения деформационных швов основания.
В конструкциях трамвайных путей допускается применять рельсы как обычного, так и желобчатого профиля (трамвайный профиль). Используемые скрепления должны соответствовать марке укладываемых рельсов.
При использовании рельсов обычного профиля в конструкции пути с покрытием до уровня головки необходимо предусматривать наличие прирельсового желоба для пропуска реборды колеса подвижного состава.
Рекомендуемые к использованию типы рельсов для различных условий эксплуатации приведены в таблице 1.
Таблица 1
Участок пути
Тип рельсов
обычные линии трамвая
скоростные линии трамвая
депо, парки, ремонтные заводы
на совмещенном полотне (с дорожным покрытием)
на обособленном полотне (без дорожного покрытия)
Прямой и кривой радиусом более 400 м
Тв60, Т58 (Ri60, Ri62)
Р65, Р50 (Ri60)
Р65, Р50 (Ri60)
Новые или неновые Тв60, Т58, Р65, Р50, Р43
Кривой радиусом от 200 до 400 м при продольном уклоне:
менее 
Тв60, Т58 (Ri60, Ri62)
Р65, Р50 (Ri60)
Тв60, Т58, а также при деревянных шпалах Р65 или Р50 с контррельсами Р50 или Р43 по обеим ниткам (Ri60, Ri62)
То же
более 
Тв65, Т62 (Ri60, Ri62)
Тв65, Т62, а также при деревянных шпалах Р65, Р50 с контррельсами Р43 по внутренней нитке (Ri60, Ri62)
Тв60, Т58, а также при деревянных шпалах Р65 или Р50 с контррельсами Р50 или Р43 по обеим ниткам (Ri60, Ri62)
Новые или неновые Тв60, Т58, Р65, Р50, Р43
Кривой радиусом от 75 до 200 м при продольном уклоне:
менее 
Тв65, Т62 (Ri60, Ri62)
То же
-
"
более 
Тв65, Т62 (Ri60, Ri62)
То же, по обеим ниткам
-
"
Кривой радиусом менее 75 м
Тв65, Т62 (Ri60, Ri62)
То же
-
"
На мостах, путепроводах, эстакадах и насыпях высотой более 2 м, в стрелочных переводах и глухих пересечениях
Тв65, Т62 (Ri60, Ri62)
"
Тв65, Т62, а также при деревянных шпалах Р65 или Р50 с контррельсами Р50 или Р43 по обеим ниткам (Ri60, Ri62)
Новые или неновые Тв65 или Ri62, a также при деревянных шпалах Р50 с контррельсами Р43 по обеим ниткам или Ri60
Примечание - На территориях депо и парков разрешается применять неновые рельсы, если они имеют износ, не превышающий 50% нормы, установленной Правилами технической эксплуатации трамвая.
При устройстве трамвайных путей выполнение заложенных в проект мероприятий по защите от электрического воздействия, шума и вибрации является обязательным.
6.2 Трамвайные рельсы, устанавливаемые на деревянных шпалах, надлежит соединять поперечными путевыми тягами:
- на прямых и кривых участках радиусом более 200 м - через 2,6-2,4 м;
- на кривых участках радиусом от 75 до 200 м - через 2,4-2,0 м;
- на кривых участках радиусом менее 75 м - через 1,8-1,3 м.
При покрытии пути сборными железобетонными плитами допускается изменять расстояние между тягами, которое должно быть кратным размеру плит.
На путях с железобетонными шпалами и безбалластных конструкциях установка тяг не требуется.
6.3 На путях с открытым верхним строением без дорожного покрытия, расположенных на спусках с уклоном более 20%0 и протяжением более 200 м при костыльном или шурупном скреплении, на подходах к мостам и путепроводам с безбалластной проезжей частью независимо от продольного профиля и плана пути, а также на других участках, где возможен угон пути, следует предусматривать установку противоугонов.
Число противоугонов определяют в проекте расчетом или принимают по типовым схемам.
Для путей, укладываемых на железобетонных шпалах и монолитном безбалластном основании, противоугоны не предусматриваются.
6.4 Для трамвайного пути, располагаемого на самостоятельном полотне или обособленном полотне сбоку от проезжей части, при высоте насыпи более 2 м с наружной стороны пути следует предусматривать установку охранного рельса:
- на кривых участках пути (независимо от величины радиуса) на спуске с уклоном более 50%0;
- на кривых участках пути радиусом менее 200 м.
Охранный рельс необходимо располагать на расстоянии 215 мм в свету от края крайнего ходового рельса.