2) для городов с расчетной температурой наружного воздуха для теплого периода года по параметру А более 24 °С - не выше естественной температуры грунта, но не ниже 10 °С;
б) температуру воздуха в кассовых залах - не ниже 10 °С.
Необеспеченность указанных параметров должна составлять не более 700 ч времени работы в течение года.
5.8.2.11 Концентрация вредных веществ в тоннелях и на станциях не должна превышать ПДК согласно ГОСТ 12.1.005 с учетом фоновых концентраций этих веществ в местах размещения воздухоприемных устройств.
Концентрацию вредных веществ в местах забора наружного воздуха следует принимать с учетом фоновых концентраций этих веществ, но не более ПДК в воздухе населенных мест.
При превышении ПДК вредных веществ в местах забора воздуха обеспечение подачи приточного воздуха с нормируемым содержанием вредных веществ должно осуществляться снижением их концентрации до нормируемых величин. Мероприятия и затраты по нормализации воздушной среды следует определять на ранних стадиях проектирования с участием территориальных органов власти и служб Роспотребнадзора.
5.8.2.12 В расчетах систем вентиляции подземных и закрытых наземных линий следует принимать следующие параметры наружного воздуха:
а) в теплый период года - параметры А согласно СП 60.13330;
б) в холодный период года - для подземных линий - средние температуры и соответствующие им теплосодержания в этот период согласно СП 131.13330;
в) для закрытых наземных участков линий - параметры Б согласно СП 60.13330.
Расчеты необходимо проводить с учетом следующих положений:
а) для линий глубокого заложения - изменения расчетной температуры приточного воздуха в каналах вентиляционной установки с учетом их протяженности и расчетного периода года;
б) для линий мелкого заложения в теплый период года - влияния солнечной радиации на температуру прилегающих к тоннелям грунтов;
в) для однонаправленной схемы вентиляции с круглогодичной подачей наружного воздуха на перегоне и удалением со станции - принимать температуру в конце расчетного участка равной нормируемым параметрам на станциях в соответствующий период года.
В холодный период года температуру воздуха на платформах станций и в коридорах между станциями при обосновании невозможности поддержания нормируемых верхних пределов температуры следует принимать по результатам расчета такой, при которой достигаются нормируемые значения параметров воздушной среды в течение расчетного срока эксплуатации. При этом предельную температуру воздуха следует принимать равной 16 °С.
5.8.2.13 В УТВ станций, перегонных тоннелей и тупиков, включая однопутные тупики, следует предусматривать не менее двух вентиляторов, в УТВ соединительных тоннелей - один вентилятор. Вентиляторы следует оборудовать устройством плавного пуска и регулирования производительности.
Вентиляторы должны обеспечивать поддержание расчетных условий в заданных режимах эксплуатации, включая противодымную вентиляцию, с учетом местных климатических условий.
Производительность каждого вентилятора, в зависимости от применяемой схемы вентиляции, должна составлять 50% или 100% требуемой производительности УТВ.
Производительность и напор вентиляторов необходимо определять с учетом:
- параллельной работы вентиляторов;
- влияния поршневого эффекта, возникающего при движении поездов;
- обеспечения противодымной вентиляции при пожаре согласно 5.16.
Электрооборудование следует размещать в отдельном помещении (щитовой), примыкающем к машинному помещению. В щитовой должны быть системы вентиляции и отопления, обеспечивающие температуру воздуха не менее 5°С.
Машинные помещения и щитовые следует располагать в уровне перегонных тоннелей, допускается их расположение и в уровне верхнего вентиляционного тоннеля.
5.8.2.14 Для вентиляции тоннелей ветки в электродепо следует предусматривать отдельную вентиляционную установку. Расположение установки следует принимать исходя из конструкции тоннеля и трассы ветки.
Возможно применение струйных вентиляторов в сочетании с приточной вентиляционной камерой или без нее. Необходимость реверсирования определяется схемой вентиляции. Возможно применение других технических решений.
5.8.2.15 Вентиляционный тоннель УТВ должен примыкать независимо к каждому тоннелю. Допускается примыкание к одному тоннелю при условии сооружения сбойки между тоннелями, площадь живого сечения которой определяют расчетом. При этом должен быть обеспечен режим противодымной вентиляции из каждого тоннеля независимо от другого.
Примыкание вентиляционных тоннелей к перегонным следует предусматривать сбоку, к сбойке между тоннелями - сверху или, в исключительных случаях, снизу с обеспечением возможности удаления дренажных вод из вентиляционных тоннелей, расположенных ниже уровня головок рельсов. Примыкание вентиляционных тоннелей к двухпутному перегонному тоннелю следует предусматривать исходя из конструкции тоннеля с учетом требований 5.16.5.3. Для приточных шахт, размещаемых в одном котловане со станцией, вентиляционный тоннель должен примыкать к перегонному тоннелю в торце станции при обеспечении мер, исключающих попадание холодного воздуха на станцию и в станционные сооружения.
Примыкание каналов сверху (за исключением каналов эжекционной вентиляционной установки) или снизу непосредственно к перегонным тоннелям не допускается.
Примыкание приточных каналов следует предусматривать не ближе 200 м от ВОУ. При невозможности соблюдения этого требования должны быть предусмотрены технические решения, обеспечивающие работоспособность ВОУ и прилегающих к ней открытых и закрытых дренажей при воздействии отрицательных температур.
5.8.2.16 Количество приточного воздуха для теплого и холодного периодов года определяется с учетом 5.8.2.4, 5.8.2.7, 5.8.2.9:
а) по теплоизбыткам, составляющим разницу между тепловыделениями в тоннелях и теплопоступлениями в грунт, - для теплого периода года;
б) по тепловыделениям, составляющим сумму тепловыделений в тоннелях и теплопоступлений из грунтов, - для холодного периода года, и следует принимать наибольший из полученных результатов.
В расчетах необходимо определять:
- среднечасовые значения суммарных тепловыделений в тоннелях и на станциях от поездов, оборудования, осветительных приборов, кабельных сетей и пассажиров в течение суток за период движения поездов;
- нестационарный тепловой поток из тоннелей в грунт в теплый период года, а также из грунта в тоннели в холодный период года для охлаждения грунтов до температуры, минимально превышающей естественную температуру грунта, определенную до начала эксплуатации линии;
- циркуляционные потоки воздуха, возникающие при движении поездов;
- аэродинамическое сопротивление воздушного тракта (включая перегонные тоннели и станционные пассажирские помещения) при движении по нему воздуха, подаваемого вентиляторами, с учетом циркуляционных потоков воздуха, создаваемых поршневым действием при движении поездов.
За расчетный участок следует принимать расстояние между осями двух смежных станций или между осью станции и вентиляционной установкой, расположенной в конце тупика.
Удаление избыточного тепла, аккумулированного грунтом в теплый период года, следует предусматривать путем использования максимальной производительности вентиляционных установок в переходные периоды года при температуре наружного воздуха выше 0 °С и ниже температуры грунтов, окружающих тоннели, включая ночное время суток.
5.8.2.17 Подачу и удаление воздуха необходимо предусматривать:
а) в уровне пассажирских платформ станций - по горизонтальным каналам под платформами или над ними и по вертикальным каналам у обоих концов платформ и через отверстия под и над платформой или в их концах; на станциях пилонного типа, кроме того (при конструктивной возможности), по вертикальным каналам в каждом пилоне, с выпуском (забором) воздуха со стороны платформенных и средних залов, а также другие способы распределения с учетом принятой схемы тоннельной вентиляции;
б) в эскалаторном тоннеле - раздельно по двум частям сечения тоннеля: верхней - пассажирской и нижней - вентиляционно-кабельному отсеку. Вместо вентиляционно-кабельного отсека возможно использовать ствол станционной шахты, сооружаемой для обеспечения подземных строительных работ, а также специально сооружаемые ствол или скважины;
в) в коридорах между станциями длиной менее 50 м - по сечению коридора; длиной более 50 м - по воздуховоду (каналу) с выпуском воздуха равномерно вдоль коридора или сосредоточенно и удалением - по сечению коридора;
г) в перегонных тоннелях, тупиковых и соединительных тоннелях, кассовых залах вестибюлей станций, подуличных пешеходных переходах - по сечению указанных сооружений;
д) посредством использования вентиляционного канала или воздуховода.
Высота горизонтальных каналов в свету должна быть не менее 1,8 м; на отдельных участках длиной не более 15 м допускается уменьшение высоты каналов до 1,1 м.
5.8.2.18 Перегонные УТВ следует располагать с учетом принятой системы вентиляции:
а) для схем вентиляции обоих тоннелей одной установкой - в середине перегона и, по возможности, между тоннелями. Для линий в городах с расчетной температурой наружного воздуха самого холодного месяца ниже 0°С допускается расстояние от конца платформы станции до места примыкания вентиляционного тоннеля к перегонному принимать равным 1/3 длины перегона, но не менее 400 м;
б) для схем с раздельной вентиляцией каждого тоннеля - у станций (с принятием технических решений, исключающих охлаждение станций);