СП 120.13330.2012 Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 (с Изменениями N 1, 2) стр. 46

- двустороннюю связь ДПС со всеми помещениями, в которых находится персонал, ответственный за обеспечение безопасной эвакуации людей;
- включение звуковых и световых указателей рекомендуемого направления эвакуации;
- передачу сигналов оповещения одновременно в несколько зон и, при необходимости, последовательно в отдельные зоны;
- функционирование в течение всего времени эвакуации, включая эвакуацию из перегонных тоннелей.
Число оповещателей звуковых, речевых, их расстановка и мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах пребывания людей. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств.
Приборы управления и аппаратура СОУЭ должны соответствовать требованиям государственных стандартов.
5.16.4.9 СОУЭ должна обеспечивать оперативную корректировку управляющих команд и кроме трансляции фонограммы с магнитофона предусматривать прямую трансляцию речевого оповещения и управляющих команд через микрофоны из ДПС.

5.16.5 Система противодымной защиты (СПЗ) метрополитена

5.16.5.1 Система противодымной защиты (СПЗ) метрополитена включает в себя: СПЗ станционных комплексов, СПЗ перегонных двухпутных и/или однопутных тоннелей, СПЗ пассажирских зон и СПЗ блоков служебных и технических помещений.
СПЗ предназначена для защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей наружу или в безопасную зону, а также создания условий для работы пожарно-спасательных подразделений.
5.16.5.2 Для системы противодымной защиты пассажирских зон на станции следует использовать один или несколько элементов СПЗ:
а) систему тоннельной вентиляции;
б) приточно-вытяжные системы противодымной вентиляции;
в) подпорные вентиляционные установки в вестибюлях;
г) противодымные экраны в верхней части платформенного (среднего) зала станции для создания дымовых зон с высотой от поверхности пути эвакуации не более 2,5 м;
д) объемно-планировочные и конструктивные решения, предотвращающие распространение опасных факторов пожара за пределы очага пожара;
е) систему вентиляции с раздельным проветриванием перегонных тоннелей;
ж) удаление дыма из верхней зоны платформенных залов станций;
и) увеличение производительности вентиляционных установок тоннельной вентиляции.
Системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции для защиты вестибюлей должны обеспечивать блокирование и/или ограничение распространения продуктов горения в помещения безопасных зон и по путям эвакуации людей, в том числе с целью создания необходимых условий пожарным подразделениям для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и локализации очага пожара.
5.16.5.3 СПЗ участков линий с однопутными и двухпутными перегонными тоннелями должна обеспечивать эвакуацию людей из подземных сооружений при пожаре в основном системой тоннельной вентиляции. При невозможности достижения целей противодымной защиты при помощи тоннельной вентиляции необходимо применять специальные системы дымоудаления и/или конструктивные решения по ограничению распространения опасных факторов пожара по длине тоннеля.
На участках линий метрополитена с однопутными тоннелями, а также на участках с двухпутными тоннелями, разделенными глухой вертикальной перегородкой на два транспортных отсекам, необходимо предусматривать систему тоннельной вентиляции с раздельной вентиляцией перегонных тоннелей.
На участках линий метрополитена с двухпутными тоннелями без разделения на два транспортных отсека необходимо предусматривать систему тоннельной вентиляции с вентиляционным каналом в верхней части тоннеля с дымоприемными отверстиями с шагом, определяемым расчетом, но не более 100 м.
Для реверсивных вентиляторов станционной УТВ необходимо предусматривать максимальную производительность в режиме вытяжки.
5.16.5.4 СПЗ в однопутных перегонных тоннелях должна обеспечивать направление воздушного потока навстречу эвакуирующимся людям и его устойчивость на участках, склонных к изменению направления воздушного потока (при эвакуации людей в одном направлении от очага пожара) в соответствии с 5.16.5.10.
ПДЗ путей эвакуации в перегонных тоннелях должна обеспечивать направление воздушного потока навстречу эвакуирующимся людям и его устойчивость на участках, склонных к изменению направления воздушного потока (при эвакуации людей в одном направлении от очага пожара).
5.16.5.5 Работу системы тоннельной вентиляции в аварийных режимах следует рассчитывать для следующих случаев;
- для станции - при пожаре вагона в центре поезда только на одном из путей станции;
- для перегона (при невозможности выполнения требований 16.6.4) - при пожаре в головном, хвостовом, среднем вагонах движущегося поезда на 1-м и 2-м путях каждого полуперегона;
- для перегона - при пожаре стационарных объектов, при необходимости.
В расчетную схему вентиляционной сети станции должны входить сооружения и вентиляторы на участке трассы, включая соседние станции; для пересадочной станции - смежная станция и участки до соседних с ней станций.
При расчетах следует учитывать наличие остановленных в тоннелях поездов и открытое положение дверей вестибюля на выходе.
Расчетная схема вентиляционной сети тоннеля должна включать участки трассы с не менее чем двумя УТВ с обеих сторон аварийного участка.
5.16.5.6 Исключен
5.16.5.7 Защиту людей от дыма в период эвакуации из платформенных залов станции следует осуществлять путем создания под сводом залов "резервуара дыма" необходимого объема или удаления дыма из верхней части сооружения.
5.16.5.8 Для защиты людей от проникновения дыма на пути эвакуации следует предусматривать создание воздушного потока в зоне примыкания эвакуационных путей к платформенным залам станции со скоростью не ниже 1,3 м·с-1.
Если система тоннельной вентиляции не обеспечивает указанные параметры, применяют подпорные вентиляторы в вестибюле с забором воздуха с поверхности для подачи воздуха в эскалаторный тоннель (лестничные сходы). Подпорные вентиляторы должны включаться только при работе станционной (перегонной) УТВ на вытяжку.
Примечание - Если эвакуация людей наружу в соответствии с расчетами завершается до блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара в зале станции, то требования к параметрам воздушных потоков не применяются.
5.16.5.9 Незадымление прилегающих к станции тоннелей обеспечивают созданием в них воздушного потока в сторону станции со скоростью не ниже 0,5 м·с-1.
Для незадымления перегонного тоннеля без пожара от перегонного тоннеля, в котором произошел пожар, следует предусматривать технические решения по предотвращению перетекания дыма из одного тоннеля в другой на всем протяжении перегона от станции до станции, включая все съезды.
5.16.5.10 Устойчивость воздушного потока в тоннелях определяют из условия
, (5.15)
где Vр - расчетная скорость воздуха в тоннеле при введении аварийного вентиляционного режима, м·с-1;
Vтр- скорость воздуха в тоннеле, требуемая для предотвращения распространения дыма навстречу вентиляционному потоку, м·с-1.
Требуемую скорость воздуха следует принимать по таблице 5.36.
Таблица 5.36
Тоннель перегонный
Требуемая скорость воздуха, м·с-1
Уклон тоннеля, ‰
0
10
20
30
40
50
Кругового очертания внутренним диаметром 5,6 м
2,17
2,23
2,30
2,38
2,43
2,50
То же, 5,1 м
2,23
2,30
2,36
2,43
2,50
2,56
Прямоугольного очертания однопутный
2,28
2,35
2,42
2,49
2,56
2,63
То же, двухпутный
1,8
1,86
1,91
1,97
2,02
2,07
Следует предусматривать схему работы тоннельной вентиляции в режиме дымоудаления для каждого тоннеля.
Параметры работы СПЗ в аварийном режиме определяются на основании проведения инженерного анализа, включающего анализ динамики развития пожара в соответствии с принятыми сценариями и характеристик воздушных потоков, рассчитанных с использованием лицензированных программных средств на базе методов вычислительной газодинамики.
5.16.5.11 Для систем тоннельной вентиляции необходимо предусматривать вентиляторы с пределами огнестойкости в зависимости от расчетной температуры перемещаемых газов, но не менее чем 1,0 ч/250 °С, для систем удаления дыма из верхней зоны платформенных залов станции - не менее 1,0 ч/400 °С.