6.6.2.10 Проверку вертикальности и положения в плане опускной крепи необходимо проводить после каждой посадки крепи и не реже чем через 1 м по мере ее опускания. Замеченные смещения и перекосы должны выправляться немедленно.
6.6.2.11 Тампонаж пространства за крепью, заполненного тиксотропным раствором, следует осуществлять после проходки ствола методом опускной крепи путем замены глинистого раствора цементно-песчаным. В отдельных случаях, при обосновании, глинистый раствор может быть оставлен за крепью.
6.6.2.12 Армировку ствола выполняют после завершения ремонта гидроизоляции. Для монтажа армировки устанавливают контрольный ярус. Монтаж армировки выполняют в основном в направлении сверху вниз. При армировке в направлении снизу вверх на горизонте околостволыюго двора следует дополнительно устанавливать контрольный ярус.
Контроль геометрических параметров армировки осуществляют по результатам маркшейдерской съемки.
6.6.2.13 При монтаже армировки ствола следует соблюдать следующие допуски:
а) отклонение расстояний между ярусами расстрелов ±15 мм;
б) разность в отметках концов расстрела в местах крепления его к тюбингам - не больше 1:200 его длины;
в) отклонение расстрелов на двух смежных ярусах от их вертикальной плоскости ±5 мм;
г) отклонение каждой нитки двусторонних проводников от вертикали ±5 мм;
д) смещение стыков проводников от середины ребра расстрелов 50 мм;
е) отклонение системы армировки от проектного вертикального положения не более 1:2000 глубины ствола.
На стыках проводники должны точно совмещаться торцами без выступов.
6.6.3 Сооружение перегонных тоннелей
6.6.3.1 Монтаж щита в монтажной камере надлежит выполнять по закрепленной продольной оси тоннеля и нормали к ней. Центры поперечных сечений ножеопорного кольца и хвостовой оболочки щита должны находиться на геометрической оси щита с отклонениями не более ±10 мм. Их эллиптичность допускается не более ±5 мм.
6.6.3.2 Отклонение щита от проектного положения в плане и профиле должно быть в пределах, обеспечивающих возведение обделки с допусками согласно приложению Ж.
6.6.3.3 Проходку тоннелей с применением щитовых комплексов следует вести с заходкой на ширину одного кольца. Нагнетание тампонажного раствора за обделку необходимо выполнять за каждое собранное кольцо или через трубки в оболочке щита при его передвижке. Состав тампонажного раствора определяют в зависимости от условий проходки.
6.6.3.4 Требования к проходке тоннелей механизированными щитами с уравновешиванием давления в призабойной зоне, обеспечивающими устойчивость окружающего грунтового массива, с использованием активного гидравлического или грунтового пригруза забоя приведены в [68]. Для корректировки величины давления пригруза вдоль трассы проходки организуется сеть гидронаблюдательных скважин с целью исключения случаев обрушения забоя.
6.6.3.5 Состав бентонитового раствора, зависящий от инженерно-геологических условий участка строительства и характеристик бентонитового порошка, определяют для каждого конкретного случая технологическим регламентом.
6.6.3.6 Для проходки тоннелей в песках выше уровня грунтовых вод возможно использование частично механизированных проходческих комплексов с рассекающими площадками в щитах. Такие проходческие комплексы следует применять со сборными обделками или с обделками из монолитно-прессованного бетона.
6.6.3.7 При горном способе работ подземные выработки следует закреплять временной крепью в соответствии с паспортом с плотной забутовкой пустот между элементами крепления и грунтом.
Элементы временной деревянной крепи в устойчивых грунтах должны удаляться по мере монтажа обделки или укладки бетонной смеси за опалубку. Оставлять их за обделкой допускается в случае защемления или при возможности вывалов грунта.
6.6.3.8 Проходку перегонных тоннелей со сборной обделкой в устойчивых грунтах и грунтах средней устойчивости следует осуществлять тоннелепроходческими, щитовыми комплексами, буровзрывным способом с машинным обуриванием забоя или частично механизированными комплексами с разработкой грунта ручным механизированным инструментом и буровзрывным способом.
Разработку грунта буровзрывным способом следует осуществлять согласно СП 45.13330, СП 69.13330 методом контурного (гладкого) взрывания, требования к которому приведены в [75]. На каждый забой составляют паспорт буровзрывных работ [35].
6.6.3.9 При сооружении тоннелей щитовыми комплексами в основном следует применять сборные обделки кругового очертания из железобетонных блоков высокой точности изготовления с прокладками в стыках из эластичного материала по контуру каждого блока. Форма блоков должна обеспечивать использование обделки как для прямолинейных участков трассы, так и для кривых в плане и профиле.
6.6.3.10 Требования к первичному и контрольному нагнетанию за обделку приведены в [6] и [71].
6.6.3.11 Исключен
6.6.3.12 При сооружении тоннеля горным способом с креплением выработки набрызг-бетоном, в том числе в сочетании с арочной и/или анкерной крепью, следует предусматривать:
- разработку грунта механизированным, с использованием горно-проходческих комбайнов, или буровзрывным способом;
- набрызг-бетон для временного и/или постоянного крепления выработки с контролем напряженно-деформированного состояния конструкции;
- при временном креплении набрызг-бетоном - устройство постоянной бетонной или железобетонной обделки.
Установке арок и армосетки должно предшествовать нанесение выравнивающего слоя набрызг-бетона толщиной не менее 2-3 см.
Указания по расчету несущего слоя набрызг-бетона и использованию его в сочетании с анкерами или арками приведены в [44].
Набрызг-бетон как элемент постоянной конструкции [76] должен соответствовать требованиям 5.6.1.1, 5.6.3.
Перед возведением постоянной обделки по набрызг-бетонному креплению, при необходимости, устраивают гидроизоляцию из пленочных (мембранных) или напыляемых материалов.
6.6.3.13 При применении набрызг-бетона в сочетании с арками доработку грунта под их пяты следует осуществлять ручным механизированным инструментом по маркшейдерским отметкам.
Допускаемое отклонение установленной арки от проектного положения - не более 25 мм.
6.6.3.14 Исключен
6.6.3.15 По результатам измерений местных и общих деформаций временной крепи и постоянной обделки следует оценивать их напряженное состояние и достаточность несущей способности. При необходимости следует проводить дополнительные расчеты, уточнять расчетную схему, режимы работы временной крепи, корректировать параметры ее материалов и конструкцию крепи.
6.6.4 Сооружение станций
6.6.4.1 Строительство трехсводчатых станций следует осуществлять путем последовательной проходки станционных тоннелей (щитовым или горным способом) - в начале боковых тоннелей, затем - среднего. Проходку второго по времени бокового тоннеля следует вести с отставанием не менее 30 м относительно первого, среднего - не менее 50 м относительно второго бокового тоннеля.
Для обеспечения совпадения колец всех тоннелей по пикетажу их проходку надлежит вести в одном направлении.
6.6.4.2 Проходка тоннелей на полное сечение горным способом допускается в устойчивых грунтах или грунтах средней устойчивости.
При наличии давления со стороны лба забоя тоннели следует сооружать с предварительной проходкой пилот-тоннелей, передовых штолен или методом уступа, если это допустимо исходя из принятого конструктивного решения станции, или при помощи щитов.
6.6.4.3 Проходку тоннелей следует вести заходками на ширину одного кольца тоннельной обделки. Проходка с заходками на два кольца допускается при наличии предварительно пройденных пилот-тоннелей. При ширине колец пилот-тоннеля, равной 1 м, а станционных тоннелей - 0,75 м для монтажа одного кольца станционного тоннеля выполняют две заходки, двух колец - три заходки.
6.6.4.4 При строительстве колонных станций проходку среднего тоннеля следует вести с учетом возможного смещения боковых тоннелей в сторону оси станции.
Проходку средних тоннелей пилонного и колонного типов следует осуществлять с принятием мер против деформации боковых тоннелей путем установки распорок, стяжек и пр.
6.6.4.5 При укладке колец сборных обделок тоннелей отклонения фактических размеров от проектных не должны превышать установленных допусков согласно приложению Ж.
6.6.4.6 Односводчатые станции со сборными и монолитными обделками в устойчивых грунтах и грунтах средней устойчивости следует сооружать горным способом, начиная с устройства опорных частей свода. Верхний свод станции возводят в калоттной выработке, нижний свод сооружают после разработки грунта ядра сооружения.
Опорные части сводов сооружают в предварительно пройденных тоннелях или в штольнях.
Сечение штолен должно быть достаточным для укладки в них откаточных путей после устройства станционных опор.