Марка бетона по морозостойкости должна быть не ниже F150, по водонепроницаемости не ниже W4 - при расчетной температуре наружного воздуха до минус 40°С и не ниже F200, W6 - при расчетной температуре наружного воздуха ниже минус 40°С.
6.3.2.13 При временном креплении болтов (до установки стойки или анкерной проушины) гайки следует закручивать только до касания опорной плиты, для того чтобы избежать их вытягивания из шпуров.
6.3.2.14 При постоянном креплении (после достижения 100% прочности раствора омоноличивания) момент затяжки гаек должен составлять: для болтов М36 - 200 Нм, М42 - 240 Нм.
6.3.2.15 Вид заполнения пазух котлованов следует принимать в зависимости от значения уровня рН грунта и грунтовых вод.
6.3.2.16 При значениях уровня рН, близких к нейтральному (7,0) или отличающихся не более чем на 0,5, следует выполнять засыпку пазух песчано-гравийной смесью с соотношением 1:1. Засыпку должны проводить слоями толщиной 200 мм с уплотнением до плотности окружающего грунта.
6.3.2.17 При наличии агрессивных грунтов в месте установки фундаментов со значениями уровня рН, отличающимися от нейтрального более чем на 0,5, пазухи котлована должны быть забетонированы с принятием мер для обеспечения срока службы не менее 50 лет (применение гидроизоляции и сульфатостойкого бетона в щелочной среде или битумной мастики в кислой среде по периметру всей подземной части).
6.3.2.18 Мероприятия по защите фундаментов от агрессивного воздействия для конкретных условий строительства разрабатывают отдельно на основании химического состава грунтов и грунтовых вод.
8.3.2.19 Одновременно с засыпкой пазух котлована песчано-гравийной смесью или бетонированием следует производить постепенную выемку инвентарного щитового крепления стенок котлована с шагами по 200 мм.
6.3.2.20 Прочность бетона для заполнения пазух котлована должна быть не менее В25 (марки М300). Марка бетона по морозостойкости при температуре не более минус 40°С должна быть не ниже F150, при температуре ниже от минус 40°С до минус 55°С включительно - F200, марка бетона по водонепроницаемости - W6.
6.3.3 Сооружения в плотных и щебенистых грунтах на скальном основании
6.3.3.1 Установку фундаментов с уширенной полкой следует производить железнодорожным или автокраном в разработанный механизированным или ручным способом котлован на выровненную площадку.
6.3.3.2 Расстояние между УОФ и РПГ должно быть не более 300 мм (с учетом допуска на установку фундамента по высоте, равного 100 мм). Глубина заделки должна составлять не менее 2,2 и 2,7 м для фундаментов длиной 2,5 и 3,0 м соответственно.
6.3.3.3 Размеры котлована в плане должны быть не более чем на 100 мм больше соответствующих размеров фундамента. Фундамент должен быть установлен уширенной полкой вплотную к стенке котлована.
6.3.3.4 Фундаменты длиной 2,5 м следует устанавливать в раздробленных скальных грунтах, а также в мягких грунтах с условным расчетным давлением на грунт не менее 0,20 МПа.
Фундаменты длиной 3,0 м следует устанавливать в мягких грунтах с условным расчетным давлением на грунт 0,15, 0,20 МПа и в грунтах с крупнообломочными включениями.
6.3.3.5 При установке фундаментов на откосе насыпи вокруг фундамента должна быть устроена присыпка грунта с послойным уплотнением. Толщина слоя должна быть не более 300 мм. В выемке или на нулевом месте фундамент следует устанавливать перед кюветом.
6.3.3.6 В случае необходимости применения сдвоенных фундаментов длиной 2,5 м для установки стойки несущей способностью более 98 кНм на них монтируют металлический ростверк. Расстояние между осями фундаментов должно составлять
мм. Фундаменты устанавливают в один котлован.
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/534/094/1/files/image4.emf.jpg)
6.3.3.7 Обратную засыпку пазух котлованов следует выполнять щебенистым грунтом с крупным или средней крупности песком с послойным уплотнением грунта.
6.3.4 Установка на слабом основании
6.3.4.1 Фундамент состоит из двух сборных железобетонных элементов; трехлучевого фундамента и ростверка.
6.3.4.2 Трехлучевой фундамент вибропогружают в грунт агрегатом АВФ в положение уширенным лучом к "полю", после чего на спланированную на обочине площадку устанавливают ростверк и объединяют его с фундаментом.
Большей стороной ростверк должен быть расположен вдоль оси пути. При необходимости со стороны откоса устраивают присыпку из дренирующего грунта.
6.3.4.3 Объединение фундамента с ростверком осуществляют с помощью трех металлических валиков и последующим омоноличиванием цементным раствором зазоров между фундаментом и ростверком.
6.3.4.4 Стык фундамента с ростверком следует заполнить цементным раствором прочностью не менее 300
. На момент нагружения опор прочность раствора должна составлять не менее 255
. Омоноличивание стыка следует производить при положительной температуре воздуха.
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/534/094/1/files/image5.emf.jpg)
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/534/094/1/files/image6.emf.jpg)
6.3.4.5 Установка фундаментов в разработанные котлованы допускается только в случае наличия подземных коммуникаций (кабелей, водопровода, канализации) с последующей засыпкой пазух котлована с послойным уплотнением грунта.
6.3.4.6 На железнодорожных насыпях, расположенных на слабых основаниях (на болотах, марях, торфяных, илистых и других слабых грунтах), а также в выемках и нулевых местах с водонасыщенными пластичными грунтами, погружение односвайных фундаментов вибропогружателями допускается производить в предварительно образованные направляющие скважины.
6.3.4.7 Для обеспечения точного погружения свай свайных фундаментов на заданную проектом глубину, уменьшения динамических воздействий на сваю, более точного выявления геологических данных в местах сооружения свайного фундамента, забивку свай следует производить в предварительно образованные в грунте направляющие скважины.
6.3.4.8 Площадь поперечного сечения направляющих скважин должна быть равна от 30% до 50% площади поперечного сечения свай.
6.3.4.9 Сверху на сваю устанавливают оголовок для крепления стойки на болтах, а стык сваи с оголовком омоноличивают. Использование сборного оголовка позволяет произвести его регулировку и обеспечить требуемую точность установки опоры в случае значительного отклонения при вибропогружении сваи в грунт.
6.3.4.10 При сооружении анкеров на слабом основании применяют стоечные и свайные анкеры.
6.3.5 Установка в многолетнемерзлых пучинистых грунтах и районах глубокого сезонного промерзания
6.3.5.1 Завинчивание винтовых свай "с пути" следует производить с помощью гидравлического кабестана через стыковочный блок, установленный вместо вибропогружателя, или "с поля" с помощью машины на автомобильном ходу с применением инвентарного наголовника (переходника).
6.3.5.2 Погружение свай в твердомерзлые грунты и тугопластичные глины и суглинки следует выполнять в предварительно разбуренные направляющие скважины. Скважины следует производить на всю глубину погружения сваи, диаметром не более диаметра ствола сваи.
6.3.5.3 При завинчивании свай с предварительной разработкой лидирующих скважин (в мерзлых грунтах) следует трамбовать верхний слой грунта вокруг сваи до плотности окружающего на глубину не менее 1 м.
6.3.5.4 При сооружении винтовых свай в многолетнемерзлых пучинистых грунтах и районах глубокого сезонного промерзания (не более 4 м) должны быть применены винтовые сваи с зубьями на нижнем торце ствола сваи.
6.3.5.5 Завинчивание свай в мягкие грунты (с сопротивлением менее 0,20 МПа) в лидирующие скважины не допускается.
6.3.5.6 После завинчивания до проектного положения внутренняя полость свай должна быть заполнена гидрофобной смесью.
6.3.5.7 Допускается применять винтовые сваи в обычных грунтовых условиях (мягких, талых песчаных и глинистых грунтах) при глубине сезонного промерзания грунта более 1,2 м.
6.4 Установка стоек для опор контактной сети
6.4.1 Сооружение нераздельных железобетонных опор контактных сетей железных дорог с пути следует осуществлять комплектом машин, включающим установочный поезд и котлованокопатели, а сооружение опор "с поля" - комплектом машин, включающим бульдозер, котлованокопатель, краны на пневмоколесном ходу и транспортные средства для развозки опор. Установку нераздельных опор "с поля" рекомендуется совмещать с их разгрузкой с транспортных средств.
6.4.2 Опоры следует устанавливать с помощью стропов или захватов, обеспечивающих возможность подъема опор, их перевода в вертикальное положение, установку в котлован и снятие стропа без подъема рабочих на опоры. Применяемые стропы или захваты должны обеспечивать безопасность работы и не допускать повреждений опор.
6.4.3 При установке опор необходимо соблюдать расстояния от оси пути или борта дороги до передней грани каждой опоры и обеспечивать правильность ее заглубления и расположения закладных деталей для крепления консолей, а также положения отверстий для кабельных выводов и блоков грузовых компенсаторов.
6.4.4 После установки железобетонной опоры в котлован и выверки правильности ее расстояния относительно оси железнодорожного пути опору следует закрепить, засыпав пазухи котлована на 1 м, и после этого произвести расстроповку.
6.4.5 Одновременно с засыпкой фундаментной части следует производить регулировку нераздельной опоры таким образом, чтобы ее вертикальная ось была наклонена в летнее время на 1,5-2%, а зимой - на 2-3% в сторону, противоположную действию основных нагрузок. Наклон опоры, устанавливаемой с внешней стороны кривой и на прямом участке пути, следует делать в сторону поля, а на внутренней стороне кривой опоры устанавливать вертикально.
Загрузку опоры контактной сети трамвая и троллейбуса, установленной в бетонный монолитный фундамент, можно осуществлять не ранее достижения бетоном прочности на сжатие 200 (100)
.
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/534/094/1/files/image7.emf.jpg)
6.4.6 На свежеотсыпанных насыпях установка нераздельных опор не допускается.
6.4.7 Опорные плиты следует устанавливать под анкерные опоры и стойки жестких поперечин при наличии слабых оснований (по расчету) в соответствии с рабочими чертежами и планом контактной сети железных дорог.
6.4.8 Окончательную вертикальную регулировку и засылку фундаментной части нераздельных опор следует производить в день их установки (после "окна"); для обеспечения безопасности движения поездов установленные железобетонные опоры должны находиться под наблюдением строительного мастера или бригадира до полной засыпки котлованов.
6.4.9 При установке опор и анкеров в районах распространения вечномерзлых грунтов в теплое время года с применением деревянных коробов разрыв во времени между окончанием разработки котлована и установкой опоры или анкера должен быть не более 1 сут; разрыв во времени между установкой короба и его засыпкой дренирующим грунтом - не более 2 сут.
6.4.10 При установке опор с применением специальных конструкций и мероприятий, предотвращающих морозное выпучивание грунта с опорой, следует составлять акты на освидетельствование скрытых работ по установленной форме.