10.1.16 В фундаментных плитах уголковых стенок с внешней анкеровкой для обеспечения устойчивости лицевых плит во время монтажа конструкции, до засыпки пазухи, следует устраивать местные поддерживающие упоры, предотвращающие опрокидывание вертикальной плиты в сторону берега.
10.1.17 Монтаж сборных блоков или элементов гравитационной стенки причального сооружения следует проводить на тщательно выровненную постель.
10.1.18 Лицевую панель уголковых стенок с внешней анкеровкой следует крепить двумя тягами, расположенными на одном уровне (см. 6.7-6.8).
10.1.19 Уровень крепления анкерных тяг к лицевой панели следует назначать выше строительного уровня воды.
10.1.20 Анкерные тяги в уголковых стенках с внешней анкеровкой следует выполнять из стали круглого сечения (см. 6.7-6.8).
10.1.21 Анкерные опоры для уголковых стенок с внешней анкеровкой следует выполнять в виде железобетонных плит. Допускается устройство анкерных шпунтовых стенок, обеспечивающих возможность осуществления тылового закрепления, насухо.
10.1.22 Секции причальных сооружений из правильной кладки обыкновенных массивов следует выполнять горизонтальными курсами с перевязкой швов или столбами без перевязки швов (столбовая кладка). Пустотелые бетонные массивы применяются только в столбовой кладке.
Монолитность секций в первом случае обеспечивается перевязкой швов и железобетонной надстройкой, во втором - устройством железобетонной надстройки.
Примечание - Под обыкновенными массивами понимаются бетонные монолиты, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда, в том числе со скошенными гранями и срезанными ребрами, под пустотелыми массивами - бетонные ящики без днища с толщиной стен не менее 500 мм.
10.1.23 Изменение глубины заложения подошвы подводных стен причальных сооружений из правильной кладки бетонных массивов следует предусматривать ступенями высотой в один курс.
10.1.24 Массу основных массивов рекомендуется принимать максимально возможной с учетом условий транспортирования и укладки их имеющимся подъемно-транспортным оборудованием.
Для причальных сооружений с глубиной у кордона до 11,5 м рекомендуется применение массивов массой до 100 т, а при больших глубинах - массой более 100 т.
Для замыкания курсов при обеспечении правильной перевязки швов следует применять массивы массой меньше 100 т.
10.1.25 В подводной зоне причального сооружения из правильной кладки обыкновенных массивов минимальный класс бетона по прочности должен быть: для сооружений с глубиной у причала до 13,0 м - В12,5, с глубиной 13 м и более - В15. Класс бетона пустотелых массивов следует назначать не менее В25.
Для массивов верхнего курса, с консольным свесом, устанавливаемых в зоне переменных уровней воды, класс и марку бетона принимают с учетом обеспечения прочности и морозостойкости [11].
10.1.26 Число типов обыкновенных массивов должно быть минимальным и обоснованным технико-экономическими данными.
Отношение наибольшего размера массива в плане к его высоте должно быть:
- в кладке по курсам с перевязкой швов - не более 3 для глубины у причала менее 13 м и не более 2,5 - для глубин у причала 13,0 м и более;
- в столбовой кладке без перевязки швов - не более 4 для глубин у причала менее 13 м.
Отношение наименьшего размера массива в плане к его высоте должно быть в кладке по курсам с перевязкой швов не менее 1,0, а для массивов, замыкающих курсы, - не менее 0,75.
Требования настоящего пункта не распространяются на массивы верхнего курса, если они используются в качестве разгрузочных консолей стенки. В этом случае возможное применение массивов относительно меньшей высоты компенсируется повышением класса бетона (см. 10.1.25). При надлежащем обосновании допускается конструктивное армирование массивов нижнего курса.
Рекомендуется в конструкции причального сооружения из пустотелых бетонных массивов применять один тип массива. Рекомендуемые типы пустотелых массивов приведены на рисунке 10.1.
Отношение наибольшего размера массива в плане к его высоте в столбовой кладке пустотелых массивов следует назначать не более 2.
Минимальную толщину стенки пустотелого бетонного массива следует принимать не менее 500 мм, а также в соответствии с условиями его изготовления и требованиями долговечности. Окончательно значение толщины устанавливают расчетом прочности массива.
Для фиксирования мест концентрации напряжений по горизонтальным поверхностям пустотелых массивов следует предусматривать установку упругих прокладок из антисептированных досок.
При обосновании допускается конструктивное армирование пустотелых бетонных массивов.
Монтажные отверстия (не менее трех) рекомендуется устраивать в боковых стенках пустотелых массивов, осуществляя их подъем тросами, в том числе с применением траверсы.
![]() | |
547 × 372 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 10.1 – Типы пустотелых массивов
10.1.27 Перекрытие швов между массивами при правильной кладке с перевязкой швов должно быть, м, не менее:
- 0,9 - в поперечном разрезе кладки стенки;
- 0,7 - в продольном разрезе и в плане каждого курса кладки;
- 0,9 - в вертикальных сечениях отдельно стоящих опор причальных сооружений.
Перекрытие швов допускается уменьшить до 0,5 м, но число таких перекрытий
швов не должно превышать 10% их общего числа или в продольном разрезе, или в плане каждого курса.
10.1.28 Ширину вертикальных швов в пределах секции между массивами правильной кладки, а также между секциями следует принимать:
а) 20 мм - в кладке с перевязкой швов;
б) 40 мм - в столбовой кладке.
Ширину вертикальных осадочных швов между секциями следует принимать равной 50 мм.
10.1.29 Для обеспечения грунтонепроницаемости швов массивовой кладки, а также для уменьшения активного давления на сооружение следует устраивать за стенкой разгрузочную призму из камня. Грунтонепроницаемость стенки из пустотелых бетонных массивов следует обеспечивать заполнением штраб между столбами массивов щебнем. Грунтонепроницаемость стенок также может быть обеспечена применением нетканых материалов.
10.1.30 Секции причальных сооружений допускается компоновать из минимального числа типов массивов одинаковой массы. В каждом курсе кладки следует устанавливать массивы одного типа в соответствии с приложением Д.
10.1.31 Для набережной стенки из массивовой кладки следует выполнять отгрузку постели в целях ее обжатия и образования заданного проектом уклона стенки.
10.1.32 Надстройку, как правило, следует выполнять уголкового типа из сборно-монолитного или монолитного железобетона с учетом условий прокладки инженерных коммуникаций. Тумбовые массивы следует омоноличивать с надстройкой.
10.1.33 К стенкам из оболочек большого диаметра относятся гравитационные конструкции из заполненных грунтом тонкостенных железобетонных элементов цилиндрического или полигонального очертания, устанавливаемых на каменную постель или непосредственно на грунт основания.
10.1.34 Оболочки следует выполнять монолитной или сборной конструкции. Сборные оболочки образуются из вертикальных цилиндрических или плоских панелей, соединенных друг с другом сплошными гибкими или жесткими связями, или из монолитных колец, устанавливаемых друг на друга свободно или с последующим омоноличиванием стыка.
В зоне переменного уровня воды и на участках интенсивного истирающего воздействия наносов толщину оболочки следует увеличивать на 100 мм.
10.1.35 При применении железобетонных оболочек большого диаметра на нескальных основаниях их допускается погружать в грунт основания на глубину, определенную расчетом, без устройства постелей или устанавливать в предварительно отрытый котлован или траншею. Минимальную глубину заложения подошвы оболочки следует принимать не менее 1,5 м для плотных грунтов в основании и не менее 2,0 для песчаных грунтов. При этом следует предусматривать мероприятия по защите дна перед сооружением от размыва.
Конструктивные особенности причальных сооружений из оболочек большого диаметра изложены в [25], [26], [29].
10.2 Общие положения расчета
10.2.1 Расчет причальных сооружений гравитационного типа следует выполнять в соответствии с СП 58.13330 и разделом 7.