Закон г. Москвы от 20 октября 2004 г. N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве"
Настоящий Закон определяет цели, принципы, общие организационно-правовые основы экологического мониторинга и регулирует отношения в области экологического мониторинга в городе Москве.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
2) природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
3) антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
4) мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
5) специализированная организация экологического мониторинга (специализированная организация) - юридическое лицо, уполномоченное Правительством Москвы осуществлять государственный экологический мониторинг по направлениям, соответствующим уставным целям и задачам организации;
6) локальный экологический мониторинг - система непрерывных наблюдений за воздействием конкретного объекта хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды;
7) субъект локального экологического мониторинга - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на территории города Москвы хозяйственную и иную деятельность, за воздействием которой на состояние окружающей среды по решению Правительства Москвы необходимо непрерывное наблюдение;
8) экологическая информация общего назначения (экологическая информация) - сведения о соответствии фактического и прогнозируемого состояния окружающей среды установленным нормативам качества окружающей среды, полученные в результате обработки данных государственного экологического мониторинга;
9) специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств;
10) экстренная информация - незамедлительно передаваемая информация об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;
11) данные экологического мониторинга - результаты измерений характеристик окружающей среды, полученные в установленном порядке.
Статья 2. Законодательство города Москвы в области экологического мониторинга
1. Законодательство города Москвы в области экологического мониторинга основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства об охране окружающей среды, Устава города Москвы и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных законов и нормативных правовых актов города Москвы.
2. Нарушение требований законодательства города Москвы в области экологического мониторинга влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Статья 3. Цели экологического мониторинга
Экологический мониторинг осуществляется в следующих целях:
1) соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды;
2) получение объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых обеспечивается градостроительное планирование, планирование транспортных систем, землепользования и хозяйственной деятельности;
3) информирование населения о состоянии окружающей среды;
4) выявление источников загрязнения окружающей среды и определение их вклада в загрязнение;
5) оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий, а также мероприятий в области градостроительного планирования и развития транспортного комплекса;
6) получение объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых осуществляется социально-гигиенический мониторинг;
7) иные цели в области охраны окружающей среды.
Статья 4. Принципы осуществления экологического мониторинга
Экологический мониторинг осуществляется на основе следующих принципов:
1) гласность мероприятий, проводимых в области государственного экологического мониторинга, с учетом соблюдения требований законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне;
2) гласность, полнота, точность и достоверность информации о состоянии окружающей среды, его изменении;
3) совместимость данных экологического мониторинга, осуществляемого на территории города Москвы, с данными других информационных систем;
4) единство и сопоставимость методов измерений (наблюдений), сбора, хранения, оценки, анализа данных экологического мониторинга и прогноза состояния окружающей среды;
5) научная обоснованность, системность и комплексность подхода к осуществлению экологического мониторинга;
6) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
7) непрерывность и оперативность осуществления экологического мониторинга;
8) несовместимость функций осуществления государственного экологического мониторинга и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Статья 5. Объекты экологического мониторинга
Объектами экологического мониторинга являются:
1) компоненты природной среды, в том числе атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, грунты, зеленые насаждения, животные и другие организмы, находящиеся в пределах административных границ города Москвы, физические воздействия на окружающую среду (шумы, вибрации и другое воздействие), а также природные процессы;
2) природные и природно-антропогенные объекты, находящиеся в пределах административных границ города Москвы;
3) природно-климатические условия;
4) воздействие антропогенных объектов на состояние окружающей среды.
Статья 6. Субъекты экологического мониторинга
1. Уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы (далее - уполномоченный орган), а также специализированные организации экологического мониторинга осуществляют государственный экологический мониторинг на территории города Москвы в пределах их компетенции.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории города Москвы хозяйственную и иную деятельность, в ходе которой может быть оказано негативное воздействие на окружающую среду, осуществляют локальный экологический мониторинг по решению Правительства Москвы.
3. Юридические и физические лица вправе осуществлять добровольный экологический мониторинг в городе Москве.