Вместе с тем показатели смертности от болезней системы кровообращения начинают уменьшаться. Смертность от болезней системы кровообращения в Челябинской области в 2012 году составила 757,7 случая на 100 тысяч населения (2011 год - 760 случаев на 100 тысяч населения). Однако темпы снижения показателей остаются недостаточно быстрыми.
В Челябинской области в 2012 году смертность от внешних причин составила 168,2 случая на 100 тыс. человек (2011 год - 166,7 случая на 100 тыс. человек). При этом в структуре смертности от внешних причин максимальный процент приходится на самоубийства и транспортные травмы всех видов. В 2012 году смертность от злокачественных новообразований составила 233,1 случая на 100 тыс. человек (2011 год - 234,8).
В целях проведения оптимизации системы здравоохранения Челябинской области в 2012 году проведена реорганизация дерматовенерологической, противотуберкулезной, психиатрической служб, начата реорганизация учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению.
В рамках мероприятий, направленных на оптимизацию лечебной сети в целом по Челябинской области, сокращены стационарные койки с круглосуточным пребыванием на 1 474 койки (с 29 247 в 2011 году до 27 773 в 2012 году), в том числе 1 149 коек, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, и 325 коек, финансируемых за счет бюджета Челябинской области, при этом планируется открытие дополнительно 465 коек дневного стационара, в том числе: увеличение дневного стационара на дому с 511 до 596 коек, коек дневного стационара при поликлинике с 4 487 до 5 247, с сокращением коек дневного стационара при круглосуточных стационарах с 1 328 до 948.
Необходимость повышения эффективности функционирования отрасли здравоохранения, внедрение новых форм работы, направленных на повышение качества предоставляемых населению медицинских услуг, продиктованы следующими территориальными особенностями и структурой населения региона:
Челябинская область, где проживают около 3,5 млн. человек, характеризуется обширностью территории, различной плотностью населения и разностью географических зон, неравной удаленностью поселков от крупных больниц. Эти обстоятельства обусловливают существование диспропорций в доступности медицинских услуг для городского и сельского населения;
в Челябинской области обеспечена положительная динамика основных медико-демографических показателей, регистрируется устойчивое снижение убыли населения, ежегодный рост рождаемости, что наряду с применением новых критериев живорождения Всемирной организации здравоохранения требует ввода новых площадей лечебных учреждений родовспоможения и детства.
Для удовлетворения потребностей населения в медицинских услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы здравоохранения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям путем решения следующих задач:
1) повышение эффективности функционирования структуры системы здравоохранения.
Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения планируется проведение структурных преобразований, направленных на формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи:
1 уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью;
2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме;
3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
На сегодняшний день система здравоохранения Челябинской области представлена учреждениями 1 уровня (муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения, станции скорой медицинской помощи, городские и центральные районные больницы), 2 уровня (медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные), а также районные и городские диспансеры и многопрофильные городские больницы, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь) и учреждениями 3 уровня (окружные многопрофильные и окружные специализированные учреждения, станция переливания крови, учреждения медицинской реабилитации и восстановительного лечения, перинатальные центры, дома ребенка).
В этой связи планируется формирование 6 зон медицинского обслуживания населения (2 уровень оказания медицинской помощи) с выделением многопрофильных зональных медицинских учреждений, центральных городских (межмуниципальных) учреждений для оказания специализированной медицинской помощи, в том числе экстренной.
Создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи позволит решить следующие задачи:
обеспечение маршрутизации потоков пациентов по единым принципам;
повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельскому населению, посредством сохранения фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, офисов общей врачебной практики с одновременной реорганизацией участковых больниц во врачебные амбулатории с местами дневных стационаров, расширения выездных форм работы, в том числе профилактической;
создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания;
оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров;
оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованных госпитализаций в стационар;
развитие ресурсосберегающих и стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии);
развитие системы осуществления медицинской реабилитации и оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе детям;
создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи, обеспечение всех станций (отделений) скорой медицинской помощи автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов и использование системы ГЛОНАСС;
создание регионального фрагмента единой государственной информационной системы посредством облачной медицинской информационной системы, действующей по модели SaaS, интегрированной с федеральным информационным ресурсом;
2) совершенствование системы управления здравоохранением Челябинской области.
Совершенствование системы управления здравоохранением Челябинской области позволит построить прямое нормативно-правовое регулирование и обеспечит концентрацию финансовых и кадровых ресурсов (Министерство здравоохранения Челябинской области, территориальные управления здравоохранения, ведущие учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, многопрофильные межрайонные медицинские учреждения, центральные городские (межмуниципальные) учреждения здравоохранения, организации, учрежденные для осуществления обеспечивающих управленческих функций);
3) оптимизация кадрового потенциала.
Для её осуществления в 2013 году планируется провести анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Челябинской области стандартам и порядкам оказания медицинской помощи в Российской Федерации.
Реализация мероприятий по указанному направлению будет направлена на обеспечение совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков медицинскими и фармацевтическими работниками на этапе дополнительного профессионального образования.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских и фармацевтических работников будут организованы на базе государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования, в рамках соответствующего государственного задания на оказание государственных услуг по реализации программ дополнительного профессионального образования.
Подготовка специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется на базе ГБОУ ВПО "ЧелГМА". Ежегодный выпуск этого учреждения составляет в среднем не менее 300 человек на лечебном факультете, 130 человек - на педиатрическом факультете и 50 человек - на стоматологическом факультете. Не менее 90 студентов обучаются в ГБОУ ВПО "ЧелГМА" на условиях целевого приема. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Челябинской области остается работать не менее 90 процентов выпускников ГБОУ ВПО "ЧелГМА";
4) финансовое обеспечение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 19.12.2012 г. N 681-П "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее именуется - Территориальная программа).
Территориальная программа сбалансирована по объемам медицинской помощи и нормативам финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по условиям ее оказания.
Нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи сформированы с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Челябинской области, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и расселения на территории Челябинской области. Нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи без учета районного коэффициента соответствуют федеральным нормативам.
Общая стоимость Территориальной программы на 2013 год составляет 34 959,65 млн. рублей, в том числе 24 411,68 млн. рублей за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения Территориальной программы на 2013 год установлены в расчете на одного человека в год и составляют в среднем 10 045,46 рубля, в том числе 7 014,56 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования и 3 030,90 рубля за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее именуются - соответствующие бюджеты).
Общая стоимость Территориальной программы на 2014 год составляет 39 931,68 млн. рублей, в том числе 28 506,68 млн. рублей за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения Территориальной программы на 2014 год установлены в расчете на одного человека в год и составляют в среднем 11 474,15 рубля, в том числе 8 191,24 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования и 3 282,91 рубля за счет средств соответствующих бюджетов.
Общая стоимость Территориальной программы на 2015 год составляет 44 781,95 млн. рублей, в том числе 32 318,65 млн. рублей за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения Территориальной программы на 2015 год установлены в расчете на одного человека в год и составляют в среднем 12 867,86 рубля, в том числе 9 286,59 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования и 3 581,27 рубля за счет средств соответствующих бюджетов.
Расчет подушевого норматива финансового обеспечения Территориальной программы за счет средств областного бюджета произведен с учетом перехода медицинских учреждений на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и на 2013 год составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1650,94 рубля;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями за счет средств соответствующих бюджетов - 311,65 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 306,25 рубля (включая расходы на финансовое обеспечение отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, здравпунктов в образовательных учреждениях);
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями за счет средств соответствующих бюджетов - 887,57 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 888,15 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 392,04 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневного стационара за счет средств соответствующих бюджетов - 584,55 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)) - 655,50 рубля;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 122 191,99 рубля;