Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 461-р

1. Утвердить государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года".
2. Минрегиону России разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Москва
27 марта 2013 г. N 461-р

Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 461-р)

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года"

Ответственный исполнитель программы-Министерство регионального развития Российской Федерации
Соисполнители программы-Отсутствуют
Участники программы-Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
Федеральное дорожное агентство;
Министерство энергетики Российской Федерации;
Федеральное агентство по туризму;
Министерство культуры Российской Федерации;
Министерство спорта Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство иностранных дел Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба исполнения наказаний;
Федеральная служба охраны Российской Федерации;
Федеральное медико-биологическое агентство;
Федеральное агентство по делам молодежи;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации;
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральная служба по тарифам;
Федеральная миграционная служба;
Федеральная налоговая служба;
Федеральная таможенная служба
Подпрограммы программы-Подпрограмма "Развитие приоритетных секторов экономики на территории Калининградской области";
подпрограмма "Развитие Калининградской области как культурного и туристического центра";
подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года"
Программно-целевые инструменты программы-Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года *(1)
Цели программы-Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Калининградской области
Задачи программы-Создание опорной инфраструктуры области; развитие конкурентоспособных секторов экономики;
повышение уровня и качества жизни населения;
развитие туризма и повышение мобильности населения
Целевые индикаторы и показатели программы-Производительность труда одного занятого в экономике, тыс. рублей;
объем налоговых доходов консолидированного бюджета Калининградской области, млрд. рублей;
объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения (в постоянных ценах 2003 года), рублей;
объем валового регионального продукта на душу населения, тыс. рублей;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет;
естественный прирост населения, промилле;
среднедушевые денежные доходы населения, рублей;
доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения Калининградской области, процентов;прирост количества рабочих мест, единиц
Этапы и сроки реализации программы-Программа реализуется в 2013 - 2020 годах
Объемы бюджетных ассигнований программы-Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета - 446160391 тыс. рублей *(2), в том числе:
2013 год - 6320000 тыс. рублей;
2014 год - 55993856,5 тыс. рублей;
2015 год - 91690423,4 тыс. рублей;
2016 год - 91589970,2 тыс. рублей;
2017 год - 82931722,5 тыс. рублей;
2018 год - 44940092,4 тыс. рублей;
2019 год - 33723974,9 тыс. рублей;
2020 год - 38970351,1 тыс. рублей,
в том числе по следующим подпрограммам и федеральным целевым программам:
1) подпрограмма "Развитие приоритетных секторов экономики на территории Калининградской области" -
47612009,6 тыс. рублей *(2),
в том числе:
2013 год - 0 тыс. рублей;
2014 год - 8333676,3 тыс. рублей;
2015 год - 18970861 тыс. рублей;
2016 год - 11128566,9 тыс. рублей;
2017 год - 5956307,9 тыс. рублей;
2018 год - 2166 097,5 тыс. рублей;
2019 год - 508650 тыс. рублей;
2020 год - 547850 тыс. рублей;
2) подпрограмма "Развитие Калининградской области как культурного и туристического центра" - 122803195 тыс. рублей *(1), в том числе:
2013 год - 0 тыс. рублей;
2014 год - 18627985 тыс. рублей;
2015 год - 29371236 тыс. рублей;
2016 год - 26679526,4 тыс. рублей;
2017 год - 24180614,9 тыс. рублей;
2018 год - 11744088 тыс. рублей;
2019 год - 4315216 тыс. рублей;
2020 год - 7884528,7 тыс. рублей;
3) подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" - 644000 тыс. рублей *(3) в том числе:
2013 год - 0 тыс. рублей;
2014 год - 92000 тыс. рублей;
2015 год - 92000 тыс. рублей;
2016 год - 92000 тыс. рублей;
2017 год - 92000 тыс. рублей;
2018 год - 92000 тыс. рублей;
2019 год - 92000 тыс. рублей;
2020 год - 92000 тыс. рублей;
4) Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года *(4) - 275101186,4 тыс. рублей *(1), в том числе:
2013 год - 6320000,0 тыс. рублей;
2014 год - 28760195,2 тыс. рублей;
2015 год - 43236326,3 тыс. рублей;
2016 год - 53689876,9 тыс. рублей;
2017 год - 52802 799,7 тыс. рублей;
2018 год - 31 037 906,9 тыс. рублей;
2019 год - 28 808 109,0 тыс. рублей;
2020 год - 30 445 972,4 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации программы-Динамичное социально-экономическое развитие Калининградской области, базирующееся на опережающем развитии конкурентоспособных секторов экономики региона;
проведение модернизации инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры области;
образование мультимодальной транспортно-логистической зоны;
формирование научно-образовательной системы Калининградской области на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта;
улучшение инвестиционного климата;
создание новых центров экономического развития и промышленных зон, в том числе эффективных агропромышленных производств;
увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Калининградской области;
развитие рекреационного потенциала региона
______________________________
*(1) В редакции Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения.
*(2) С учетом прогнозной ориентировочной потребности.
*(3) С учетом прогнозной ориентировочной потребности.
*(4) В редакции Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения.

Текстовая часть государственной программы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года"

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Социально-экономическое развитие Калининградской области, потенциал и приоритеты развития отраслей экономики

Экономическое положение и геополитическое значение Калининградской области обуславливаются особенностями ее создания и географическим расположением.
Калининградская область является эксклавным регионом и имеет стратегическое значение для повышения государственной безопасности Российской Федерации. Регион расположен на юго-восточном побережье Балтийского моря и является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной части страны сухопутными территориями иностранных государств (Литва, Польша) и международными морскими водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает ряд связанных с этим проблем.
Проведенные в период 1991 - 2006 годов реформы, направленные на обеспечение благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития региона, не принесли существенных результатов в связи с непоследовательностью мер поддержки региона. Одной из мер является создание свободных экономических зон на территории Калининградской области в 1996 году. Однако подобная мера поддержки с 2005 года стала применяться на территориях других субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Липецкая, Самарская, Псковская, Калужская, Ленинградская и Московская области), имеющих преимущество в сравнении с Калининградской областью, связанное с более высоким уровнем развития инфраструктуры, большей численностью трудовых ресурсов и объемом рынка сбыта.
Согласно инерционному прогнозу развития Калининградской области ожидается снижение показателей экономического роста в связи с отменой в 2016 году большей части действующих таможенных преференций, что приведет к спаду производства и снижению качества жизни населения.
В создавшихся условиях требуется принятие мер по совершенствованию подходов к экономическому развитию региона, позволяющих обеспечить, в первую очередь, территорию региона соответствующей опорной инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Основными направлениями развития экономики региона необходимо определить отрасли с высокой производительностью труда, опирающиеся на производство конкурентоспособной на внешних и внутренних рынках продукции.
Уровень жизни населения Калининградской области, как и уровень экономического развития, ниже среднероссийских показателей, несмотря на то, что темпы роста экономики региона превышают средние по стране. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2011 году составила 20448 рублей, или 108,6 процента к 2010 году, что составляет 87,5 процента от средней заработной платы по России. В 2011 году численность живущих за чертой бедности составила 13 процентов от общей численности жителей региона в связи с тем, что темпы роста доходов населения в 2011 году оказались ниже темпов роста прожиточного минимума.
Последние годы в регионе наблюдаются положительные тенденции в области демографии. Однако данные показатели также остаются ниже среднероссийских значений. С учетом неблагоприятного прогноза перехода существенной доли трудоспособного населения (до 9 процентов) в население пенсионного возраста необходимость обеспечения региона качественной социальной инфраструктурой становится особенно актуальной как для повышения качества человеческого потенциала населения региона, так и для повышения его привлекательности для миграции и решения задач ассимиляции прибывших жителей. При этом географическое положение области затрудняет естественную межрегиональную миграцию населения, свойственную центральным регионам России. Необходимость обеспечения экономики миграционным притоком за счет иностранной рабочей силы может обостриться к 2020 году, когда проявится демографическая "яма", связанная с резким сокращением рождаемости в начале 1990-х годов, что выразится в сокращении численности трудоспособного населения региона на 55 тыс. человек.
Прогнозируемое сокращение численности трудоспособного населения ведет к нарастающему дефициту квалифицированных кадров, что в комплексе со структурным несоответствием имеющихся в Калининградской области квалификаций приоритетам социально-экономического развития, а также несоответствием имеющейся системы высшего и среднего профессионального образования современным квалификационным требованиям и стандартам рынка труда негативно влияет на конкурентоспособность экономики Калининградской области.

Основные проблемы социально-экономического развития Калининградской области

Доля инновационных производств в структуре хозяйственной системы составляет меньше 2 процентов от всего комплекса предприятий.
В Калининградской области не сложились конкурентоспособные кластеры, представляющие интерес в масштабе Балтийского региона и Европейского Союза. Преобладающая ориентация продукции Калининградской области на российские рынки (рыбная и пищевая промышленность, мебельное производство, сборка бытовой техники и т.д.) в значительной степени зависит от имеющихся таможенных и налоговых преференций и, соответственно, условно конкурентоспособна.
Значительная часть инженерной и социальной инфраструктуры региона использует либо представляет собой реконструированную довоенную инфраструктуру: 38 процентов коммунальных сетей, берегозащитных сооружений, объектов мелиорации и других объектов построены до 1945 года, 58 процентов учреждений бюджетной сферы находятся в приспособленных зданиях того же периода.
Оторванность от основной территории Российской Федерации и необходимость проведения погранично-таможенных процедур приводят к увеличению временных и транспортных издержек в основе себестоимости ввозимой и вывозимой за пределы региона продукции, а также необоснованному повышению стоимости оказываемых услуг.
Общая площадь земель Калининградской области, на которых запрещен или ограничен режим хозяйственной деятельности, а также регламентировано посещение иностранных граждан, составляет 4403,1 кв. км (440,3 тыс. га), или 28,27 процента территории Калининградской области. В настоящее время 110 населенных пунктов Калининградской области, в том числе и административные центры муниципальных образований, полностью или частично находятся в таких запретных зонах или в запретных районах.

Потенциал и проблемы развития отдельных сегментов опорной социальной и инженерной инфраструктуры региона

Решение задачи обеспечения устойчивого развития Калининградской области требует комплексного подхода и модернизации всех основных систем деятельности в регионе.
Устойчивое и эффективное функционирование, развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимыми условиями высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения для интеграции Калининградской области в российскую и мировую экономику.
Транспортный комплекс региона включает в себя:
железнодорожный транспорт (участки Калининградской железной дороги, по которой в область завозится более 80 процентов грузов, являются составной частью ответвлений двух международных трансьевропейских# транспортных коридоров 1-А "Рига - Калининград - Гданьск", 9-Д "Киев - Минск - Вильнюс - Калининград");
автомобильные дороги (при наличии высокой плотности автомобильных дорог их параметры не соответствуют современным требованиям безопасности движения);
морской порт Калининграда (суммарная проектная пропускная способность морских терминалов порта "Калининград" составляет 39 млн. тонн в год различных видов грузов, которая используется на 35 процентов);
воздушное сообщение (аэропорт "Храброво" относится к региональным аэропортам федерального значения, открытым для международных рейсов).
Возможности терминального комплекса по обеспечению авиаперевозок составляют до 1,5 млн. человек в год. Развитие аэропорта "Храброво" предусмотрено государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Следует отметить, что в связи с проявлениями последствий финансово-экономического кризиса, а также устаревающей инфраструктурой и тарифной политикой в отношении грузов, следующих железнодорожным транспортом в калининградском направлении транзитом через Литовскую Республику и Республику Беларусь, с 2007 года наблюдается существенное сокращение объемов грузопотоков в калининградском направлении морским и железнодорожным транспортом.
На сегодняшний день производство электроэнергии в Калининградской области превышает ее потребление (в 2011 году потребление составило 4,16 млрд. кВт час при собственной выработке 6,43 млрд. кВт час).
Правительством Российской Федерации в 2009 году принято решение о сооружении на территории Калининградской области Балтийской атомной станции (далее - Балтийская АЭС). Строительство Балтийской АЭС позволит решить вопрос обеспечения энергонезависимости Калининградской области и обеспечить экспортные поставки электроэнергии в сопредельные государства. Необходимо актуализировать проектные решения по строительству межгосударственных линий электропередачи с иностранными государствами с учетом разрабатываемых схем выдачи мощности станции. По прогнозным оценкам, стоимость строительства межгосударственных линий составит 30 млрд. рублей.
Газоснабжение Калининградской области осуществляется природным и сжиженным газом. Природный газ поступает в Калининградскую область по магистральному газопроводу "Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград". В настоящее время потребители Калининградской области испытывают дефицит в лимитах природного газа, уровень газификации населения области природным газом составляет 55,5 процента.
Энергетический комплекс региона нуждается в реконструкции и модернизации по следующим причинам:
монотопливный характер топливно-энергетического баланса региона, который на 75 процентов строится на природном газе (выработка электроэнергии - на 99 процентов), поставки которого в регион связаны с рисками транзита по территории сопредельных государств и ростом цен на энергоносители;
сложности в транспортировке электроэнергии из-за неразвитости и высокого износа оборудования электросетевого комплекса и отсутствия свободных трансформаторных мощностей. Потери в электрических сетях находятся на недопустимо высоком уровне и составляют порядка 23 процента;
сохраняется риск выхода энергосистем стран Прибалтики из синхронного режима работы с ЕЭС России.