Рисунок 6.4 – Расчетное поле для расчета освещенности
6.4.5 Разметку узлов расчетной сетки для участка непрямоугольной формы выполняют наложением прямоугольной сетки на весь расчетный участок дороги. Пример расположения расчетных точек на развилке дороги показан на рисунке 6.5. Шаг расчетных точек в продольном D и поперечном d направлениях сетки должен быть не более 1,5 м. Расчет освещенности проводят только в узлах сетки, лежащих внутри границ релевантного участка, помеченных на рисунке 6.4 знаком «x».
385 × 375 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 6.5 – Выбор расчетных точек на нестандартном расчетном поле
6.4.6 В расчет включают ОП, проекция которых на дорожную поверхность удалена от расчетной точки на расстояние не более 5-кратной высоты H расположения ОП.
6.5 Методика расчета нормируемых параметров освещения селитебных территорий
6.5.1 Освещенность Е в заданной точке на дорожном покрытии от единичного ОП определяют по формуле
(6.19)
где I – сила света ОП в направлении расчетной точки P, кд/клм; e – угол падения, градусы; Ф – световой поток ОП, клм; H – высота световой точки ОП, м; MF – коэффициент эксплуатации.
Значение I в направлении расчетной точки определяют согласно 6.2.
6.5.2 Суммарную освещенность ЕP в расчетной точке Р от ОП, включаемых в расчет согласно 6.4 определяют по формуле
(6.20)
где Ek – освещенность в точке Р от k-го ОП, определяемая по формуле (6.19); m – число ОП, учитываемых при расчете.
6.5.3 Среднее значение освещенности на дорожном покрытии Еср, рассчитывают как среднее арифметическое значений освещенности в точках расчетного поля согласно по формуле
(6.21)
где EP,i – освещенность в i-й расчетной точке, определяемая по формуле (6.19); N0 – общее число расчетных точек расчетного поля.
6.5.4 Равномерность освещенности на дорожном покрытии Uh рассчитывают по формуле
Uh =Eмин/Eср, (6.22)
где Eмин – минимальное значение горизонтальной освещенности на расчетном участке дороги; Еср – средняя горизонтальная освещенность на расчетном участке дороги;
6.5.5 Полуцилиндрическую освещенность Eпц в заданной точке пешеходной зоны определяют для следующих условий:
- расчетная точка расположена на высоте h = 1,5 м над уровнем дорожного покрытия на релевантном участке;
задняя плоская поверхность расчетного полуцилиндра, проходящая через расчетную точку, как показано на рисунке 6.6, вертикальна и перпендикулярна главному направлению движения пешеходов, принятому для этого участка, как правило – продольное направление улицы.
298 × 396 пикс.   Открыть в новом окне |
1 – ОП; 2 – расчетный полуцилиндр; 3 – расчетная точка; 4 – плоскость падения света; I – направление силы света ОП в расчетную точку; N – нормаль к задней плоской поверхности полуцилиндра Рисунок 6.6 – Расчет полуцилиндрической освещенности
6.5.6 Полуцилиндрическую освещенность Eпц в заданной точке от единичного ОП рассчитывают по формуле
290 × 58 пикс.   Открыть в новом окне |
где asc – угол между плоскостью падения луча света от ОП и нормалью N (рисунок 6.6); I – сила света ОП в направлении расчетной точки; e – угол между вертикалью и направлением I, градус; H – высота светового центра ОП над дорогой, м; h – высота положения расчетной точки, м; Ф – световой поток ОП, клм; MF – коэффициент эксплуатации.
Значение I в направлении расчетной точки определяют по 6.2 с заменой H на (H -h) .
6.5.7 Суммарную полуцилиндрическую освещенность Eпц в расчетной точке Р от ОП, включаемых в расчет, определяют по формуле
(6.24)
где Eпц,k – освещенность в точке Р от k-го ОП, определяемая по формуле (6.23); m – число ОП, учитываемых при расчете.
6.5.8 Среднее значение полуцилиндрической освещенности в пешеходной зоне пц рассчитывают как среднее арифметическое значений полуцилиндрической освещенности в точках расчетного поля по формуле
(6.25)
где Eпц,i – полуцилиндрическая освещенность в i-й расчетной точке, определяемая по формуле (6.23).
Направление нормали N к задней плоской поверхности полуцилиндра во всех точках расчетного поля выбирают одинаковым.
6.5.9 Минимальную полуцилиндрическую освещенность Eпц, мин определяют как наименьшую полуцилиндрическую освещенность среди всех точек расчетного поля.
В расчет включают ОП, проекция которых на горизонтальную расчетную плоскость, проходящую через расчетную точку, удалена от данной расчетной точки на расстояние не более 5-кратной высоты (Н–h) расположения ОП над этой плоскостью.
Расчетное поле определяют с учетом геометрии релевантного участка пешеходной зоны.
6.5.10 Вертикальную освещенность ЕV в заданной расчетной точке на окне здания от единичного ОП (рисунок 6.7), определяют по формуле
251 × 59 пикс.   Открыть в новом окне |
где av – угол между вертикальной плоскостью, содержащей падающий от ОП луч света, и нормалью к плоскости окна (рисунок 6.7), градус; hP – высота положения расчетной точки на окне относительно уровня дороги, м.
Значение I в направлении расчетной точки определяют по 6.2 с заменой H на (Н-hР).
339 × 445 пикс.   Открыть в новом окне |
1 – ОП; 2 – плоскость окна; 3 – расчетная точка; 4 – плоскость падения света; I – направление силы света ОП в расчетную точку; N – нормаль к плоскости окна
Рисунок 6.7 – Расчет вертикальной освещенности на окне
Расположение расчетных точек определяют для каждого окна, находящегося на расчетном участке стены здания. На рисунке 6.8 показан пример расположения контрольных точек, помеченных знаком «+».
574 × 397 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 6.8 – Пример расположения контрольных точек для расчета Ev Максимальную освещенность на окне здания Ev, макс определяют как наибольшую освещенность среди всех расчетных точек окна здания.
6.6. Яркость и равномерность распределения яркости
6.6.1 Нормируемые параметры – средняя яркость Lср, общая U0 и про-дольная Ul равномерность яркости дорожного покрытия – установлены в СП 52.13330.