3.41 спредер: Специальный грузозахват, которым оснащаются контейнерные краны и погрузчики для автоматического захвата и перемещения крупнотоннажных контейнеров.
3.42
трансформаторная подстанция; ТП: Электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов. [ГОСТ 24291-90, статья 26] |
3.43 число мест погрузки или разгрузки контейнеров на терминале: Количество автомобильных погрузочно-разгрузочных участков на терминале, на которых можно одновременно разгружать или грузить контейнеры на автомобильный транспорт.
3.44 штабель: Способ складирования грузов и контейнеров методом установки их друг на друга, без дополнительного стеллажного оборудования.
3.45 весовой путь: Железнодорожный путь, предназначенный для подачи вагонов на весы (вагонные весы) и взвешивания грузов в вагонах.
4. Общие положения
В настоящем своде правил установлены требования к составу основных исходных данных для проектирования контейнерного терминала, к планировочным решениям, к определению параметров основных элементов терминала (площадок хранения грузов и контейнеров, складов, зданий, сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных и внутренних автомобильных и железнодорожных путей) и их взаимосвязи.
Проектирование контейнерных терминалов КТ выполняют на основании технологических расчетов, выбора и расстановки оборудования, конфигурации коммуникаций и технологических планировок, обеспечивающих обоснование планировочной организации земельного участка (компоновка терминала, функциональных зон, технологическое зонирование, размещение инженерных коммуникаций), описания технологических процессов и выдачи заданий на выполнение смежных разделов проектирования терминала и его элементов.
В настоящем своде правил установлены также правила реконструкции существующих контейнерных терминалов. Разработка проектов реконструкции КТ должна быть направлена на развитие логистических систем, цепей поставок, транспортных сетей, совершенствование взаимодействия различных видов транспорта в интер- и мультимодальных перевозках.
Настоящий свод правил разработан с учетом положений СП 22.13330, СП 48.13330, СП 63.13330, СП 70.13330 и требований [1], [2], [3].
Настоящий свод правил устанавливает требования к контейнерным терминалам, взаимодействующим с железнодорожным и автомобильным транспортом по прибытию и отправлению контейнерных грузопотоков и тарно-штучных грузов. Контейнерные терминалы широко используют также для переработки контейнерных грузопотоков в пунктах взаимодействия сухопутных видов транспорта с морским и внутренним водным транспортом. Многие общие положения по проектированию и строительству контейнерных терминалов, изложенные в настоящем Своде правил, применимы также и при проектировании морских контейнерных терминалов. При этом необходимо учитывать особенности морских контейнерных терминалов, взаимодействующих с железнодорожным, автомобильным и морским транспортом:
- на морских терминалах грузооборот определяют как сумму прибывающих и отправляемых грузов;
- на морских терминалах участки погрузки и разгрузки судов (в виде причалов) отличаются по устройству, конструкции, технологии и организации работ от железнодорожных и автомобильных грузовых фронтов (погрузо-разгрузочные участки);
- на морских терминалах три вида погрузочно-разгрузочных участков: морской, железнодорожный и автомобильный;
- транспортные средства большой грузоподъемности (суда-контейнеровозы) и крупные транспортные партии грузов;
- большой временной интервал между прибытием судов-контейнеровозов;
- наличие прикордонных (на причале) и тыловых складов (удаленные от причалов);
- большая стоимость простоя судов;
- суда различной модификации (по размерам, грузоподъемности);
- большие грузопотоки;
- наличие разнообразных грузов в одном и том же порту;
- наличие для различных грузов разных грузовых районов в порту;
- разные владельцы и операторы (судоходные компании, морская администрация, стивидорные, экспедиторские компании);
- специальный государственный контроль (таможенный, санитарный и т.д.);
- большие размеры морских терминалов;
- в одном порту возможны разные грузовые районы (терминалы).
4.1 КТ предназначены для сортировки и хранения груженых и порожних крупнотоннажных контейнеров жесткой конструкции.
4.2 Классификация, типы и размеры грузовых контейнеров принимают по ГОСТ Р 53350. Типы, основные параметры и размеры специализированных контейнеров принимают по ГОСТ 30302. Основные типы, размеры и параметры грузовых контейнеров приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные типы, размеры и параметры грузовых контейнеров
Типоразмер | Масса брутто, т | Тара, т | Наружные размеры, мм | Внутренние размеры, мм | Внутренний объем, м3 | |||||
номинальная | максимальная | длина | ширина | высота | длина | ширина | высота | |||
Крупнотоннажные контейнеры | ||||||||||
IAA | 30 | 30,48 | 4,05 | 12192 | 2438 | 2591 | - | - | - | 65,5 |
IAA | 30 | 30,48 | 4,25 | 12192 | 2438 | 2896 | - | - | 74,5 | |
IA | 30 | 30,48 | 4,00 | 12192 | 2438 | 2438 | 11998 | 2299 | 2197 | 61,3 |
IAX | 30 | 30,48 | 12192 | 2438 | 2438 | 11998 | 2299 | 2197 | <*> | |
IBB | 25 | 25,4 | 9125 | 2438 | 2591 | - | - | - | 48,8 | |
IB | 25 | 25,4 | 9125 | 2438 | 2438 | - | - | 45,7 | ||
IBX | 25 | 25,4 | 9125 | 2438 | 2438 | - | <*> | |||
ICC | 24 | 24 | 2,18 | 6058 | 2438 | 2591 | 5867 | 2299 | 2350 | 32,3 |
1C | 20 | 24 | 2,115 | 6058 | 2438 | 2438 | 5867 | 2299 | 2197 | 30,6 |
ICX | 20 | 24 | 6058 | 2438 | 2438 | 5867 | 2299 | 2197 | <*> | |
1Д | 10 | 10,16 | 2991 | 2438 | 2438 | 2802 | 2299 | 2197 | 14,8 | |
1ДX | 10 | 10,16 | 2991 | 2438 | 2438 | 2802 | 2299 | 2197 | <*> | |
<*> Определяется расчетом в зависимости от принятой наружной высоты контейнера. Примечание - Классификацию типов и размеров контейнеров необходимо уточнять в связи с появлением новых модификаций. |
4.3 КТ в зависимости от вида транспорта, с которыми они взаимодействуют, подразделяют:
- на КТ, оснащенные только подъездными путями железнодорожного транспорта;
- КТ, оснащенные только подъездными автомобильными дорогами;
- КТ, оснащенные железнодорожными и автомобильными подъездными путями.
4.4 КТ включает в себя комплекс устройств и оборудования, к которым относят:
- контрольно-пропускной пункт;
- открытые складские площадки для сортировки, хранения и размещения контейнеров (контейнерные площадки);
- железнодорожные и автомобильные подъездные и внутренние пути;
- крытые складские корпуса;
- служебно-технические, административные и бытовые здания;
- стоянки для автомобилей, гаражи и ремонтные мастерские для транспортных средств, тары, контейнеров, подъемно-транспортных машин;
- топливозаправочные и экипировочные устройства для транспортных средств;
- таможенный пост;
- промышленные весы;
- технологическое оборудование (подъемно-транспортные средства);
- внешние и внутриплощадочные инженерные сети;
- устройства пожарной и охранной сигнализации;
- устройства пожаротушения;