слабые отношения партнерства между учреждениями профессионального образования и базовыми предприятиями, отсутствие связей между профессиональным образованием и рынком труда в целом.
Поэтому содержанием модернизации профессионального образования являются меры по совершенствованию профессиональной подготовки рабочих и специалистов в соответствии с кадровыми потребностями социально-экономической сферы Челябинской области.
Реализация мероприятий Программы по формированию эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на перспективные потребности региональных рынков труда, позволит укрепить связи между профессиональным образованием и производством, сформировать областной заказ на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования отраслевыми министерствами и работодателями, расширить участие бизнеса во всех этапах образовательного процесса.
9. Развитие науки и инноваций и, как следствие, высокотехнологичных производств обусловливает постоянное повышение требований к компетенциям выпускников образовательных учреждений профессионального образования. В свою очередь, это напрямую связано с повышением привлекательности программ профессионального образования.
"Точками роста" в системе начального и среднего профессионального образования стали 28 ресурсных центров и 9 инновационных образовательных площадок, организованных с 2006 года.
В 2006 году объем финансирования, направленного на создание ресурсных центров, составил 25 000 тысяч рублей за счет средств областного бюджета и 25 000 тысяч рублей за счет внебюджетных источников.
В течение 2006-2010 года проведена работа по приобретению для учреждений начального и среднего профессионального образования технологического оборудования для пищеблоков, спортивного инвентаря, компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест для учителя и библиотекаря, медицинского оборудования для медицинских пунктов.
Реализация областных целевых программ "Информатизация системы образования Челябинской области на 2000-2005 годы" и Программы реализации национального проекта "Образование" на 2006-2008 годы позволила обеспечить 100 процентов учреждений начального профессионального образования современной компьютерной техникой. Во всех образовательных учреждениях начального профессионального образования оборудованы автоматизированные места библиотекаря, 100 процентов руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования используют в работе ноутбуки.
10. Но, несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в системе профессионального образования в период с 2006 года, сохраняется отставание от уровня современного высокотехнологичного производства. Профессиональные училища и техникумы не могут стать привлекательным местом для обучения для потенциальных абитуриентов, учащихся общеобразовательных школ, "социальным стартом" их жизненной успешности, что влияет на показатели набора в учреждения профессионального образования.
Концепция непрерывного профессионального образования зачастую трактуется как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. Это снижает ценность и социальную значимость рабочих профессий, трудовых династий, всегда составлявших гордость заводских коллективов. Несмотря на появляющиеся высокие предложения заработной платы, статус рабочего труда в общественном сознании остается крайне низким.
Перераспределение выпускников общеобразовательных школ в пользу получения высшего профессионального образования ведет к дисбалансу в соотношении уровней профессионального образования. Снижается охват учащихся в возрасте 15-19 лет системой начального профессионального образования.
Так, доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения начального профессионального образования, уменьшилась с 9,3 процента в 2006 году до 7,1 процента в 2010 году.
Данное снижение показателя начального профессионального образования происходит и из-за процессов реорганизации образовательных учреждений начального профессионального образования.
Слабо развито обучение взрослого населения по программам начального профессионального образования. Это связано с отсутствием прогноза намерений взрослого населения в получении профессий начального профессионального образования. Так, доля взрослых, прошедших подготовку, переподготовку, повышение квалификации в образовательных учреждениях начального профессионального образования, снизилась с 45,6 процента в 2006 году до 22,8 процента в 2010 году, прошедших обучение по программам среднего профессионального образования: с 46,8 процента в 2006 году до 19,2 процента в 2010 году.
Материально-техническое оснащение образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение комплексной безопасности образовательных учреждений.
В этой связи обновление учебно-материальной базы профессионального образования требует системной и перманентной деятельности. Приоритетными направлениями являются, с одной стороны, оснащение образовательных учреждений современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием для повышения привлекательности программ профессионального образования, а также предоставление каждому обучающемуся возможности получать профессиональное образование в условиях, предъявляемых к современной организации образовательного процесса.
Рассматривается привлечение широкого круга работодателей для создания территориально-экономических кластеров по направлениям подготовки: металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, дорожное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство.
Создание территориально-производственных кластеров позволит решить проблему оснащенности образовательных учреждений современным оборудованием, расширить методы, направленные на повышение престижа и имиджа рабочих профессий, продолжить создание технопарков и бизнес-инкубаторов при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, увеличить долю научных проектов, которые решают жизненно важные проблемы жителей Челябинской области, устранить дисбаланс между гуманитарными и техническими научными исследованиями, привлечь инвестиционные потоки разного уровня (прямые инвестиции, спонсорская помощь, средства работодателей, собственные средства предприятий).
Реализация мероприятий Программы по повышению привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда, позволит продолжить работу по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений, оснастить их современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием, сформировать условия для профессионального выбора молодежи.
11. В 2011-2012 годах предстоит переход образовательных учреждений всех уровней профессионального образования на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам. В этой связи возрастает роль региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.
Ежегодно около 40 профессиональных образовательных учреждений вводят в свой перечень новые профессии, отвечая на запросы рынка труда. Особенно востребованы на предприятиях выпускники, освоившие профессии технического профиля: "металлообработка", "горнодобывающая промышленность", "производство черных металлов", "строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы", "транспорт", социально-экономического профиля - "общественное питание, торговля и производство пищевой продукции".
Учреждения профессионального образования осуществляют переход на инновационные механизмы управления качеством и ориентируются на международные стандарты, внедряется сертифицированная система менеджмента качества. Переход на эту систему осуществили 6 вузов и 8 ссузов.
На базе ресурсных центров и инновационных площадок, действующих на базе областных государственных учреждений профессионального образования, создана система оценки качества образования с участием работодателей. Их профиль определен на основании потребностей регионального рынка труда: машиностроение, сфера обслуживания, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, общественное питание, торговля, дорожно-строительные работы, автотранспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство. В Челябинской области действуют аттестационный пункт (на базе ресурсного центра Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 111" г. Златоуста) центра сертификации квалификаций сварщиков Национального агентства контроля и сварки (НАКС), аттестационный пункт (на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 120 имени Героя Социалистического Труда Иванова Николая Маркеловича") СУР-1ГАЦ-9АП Уральского центра аттестации по аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, центр "Универсум", осуществляющий сертификацию по профессии парикмахер (сертифицировано 30 человек).
Необходимо создать и реализовать механизмы общественно-государственного взаимодействия при определении номенклатуры и формировании государственного заказа на разработку наиболее значимых для социально-экономического развития региона программ профессионального образования и профессиональной подготовки.
Реализация мероприятий Программы по модернизации региональной государственно - общественной системы оценки качества профессионального образования позволит сформировать региональный сегмент независимой оценки качества профессионального образования со стороны объединений работодателей, создать систему сертификации квалификации выпускников учреждений профессионального образования всех уровней.
12. Эффективное ресурсное обеспечение невозможно без развития организационно-экономических и финансовых механизмов регулирования системы профессионального образования, в том числе реорганизации сети учреждений профессионального образования, включая изменение их структуры подчинения и организационно-правовых форм, а также системную интеграцию учреждений как по горизонтали (укрупнение образовательных учреждений одного уровня), так и по вертикали (интеграция образовательных учреждений различных уровней профессионального образования). Начался процесс создания автономных образовательных учреждений.
Важным условием финансового стимулирования является введение новой системы оплаты труда. За январь - ноябрь 2010 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников отрасли "Образование" Челябинской области составила 58,7 процента к среднему уровню заработной платы работников, занятых в организациях Челябинской области.
Перед системой профессионального образования встают задачи, связанные с механизмами бюджетного финансирования системы профессионального образования, в частности в виде субсидий образовательным учреждениям. Финансирование автономных и бюджетных образовательных учреждений должно осуществляться на основе субсидий, выделяемых на возмещение нормативных затрат на предоставление этими учреждениями государственных образовательных услуг в соответствии с государственными заказами.
Реализация мероприятий Программы по внедрению новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования позволит экономить бюджетные средства за счет более эффективного использования совокупных ресурсов системы профессионального образования, повысить доступность программ профессионального образования при обеспечении необходимого уровня качества их реализации.
13. Образовательные учреждения профессионального образования располагают высокоинтеллектуальным персоналом, занятым исследованиями и разработками. В Челябинской области ученые степени доктора наук имеют 863 работника, кандидата наук - 3 829 работников.
По численности работников, занятых научными исследованиями, Челябинская область занимает II место в Уральском федеральном округе. Несмотря на это, треть аспирантов заканчивает обучение в аспирантуре без защиты кандидатских диссертаций, тематика кандидатских и докторских диссертаций не соответствует потребностям и приоритетам развития Челябинской области.
В системе начального и среднего профессионального образования работает около 8 тысяч педагогических работников. Более 50 процентов педагогических работников учреждений начального профессионального образования составляют работники возрастной группы 40-55 лет (11,4 процента - педагогические работники и 29,5 процента - руководители образовательных учреждений пенсионного возраста). Высшее профессиональное образование имеют 58 процентов руководящих и педагогических работников, высшую и первую квалификационные категории - 36,5 процента руководящих и педагогических работников.
Анализ качественного состава инженерно-педагогических работников в областной системе начального и среднего профессионального образования свидетельствует о снижении качества подготовки инженерно-педагогических работников, их профессиональной, психолого-педагогической, информационной компетентности, о слабой мотивации приобретения ими исходного (базового) опыта профессионально-педагогической диагностики. Недостаточны численность и уровень подготовки инженерно-педагогических кадров.
Острота проблемы заключается не только в дефиците мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Характер современного процесса модернизации системы требует иного уровня качества деятельности инженерно-педагогических кадров.
Реализация мероприятий Программы по развитию кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования создаст условия для современного повышения квалификации и переподготовки специалистов, развития системы повышения престижа инженерно-педагогического труда и привлечения в профессиональное образование молодых специалистов.
14. Реализация мероприятий Программы должна способствовать формированию государственно-общественных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, созданию прозрачной и открытой системы информирования граждан об образовательных услугах.
Пошаговый мониторинг обеспечит своевременную корректировку и управление изменениями в системе профессионального образования, позволит соотносить реализующиеся мероприятия с меняющимися социально-экономическими условиями.
Программа является важнейшим инструментом реализации единой государственной политики в сфере профессионального образования, позволяющим привести в соответствие требования рынка труда и уровень образовательных услуг, обеспечить принцип равных возможностей и доступа населения Челябинской области к качественному профессиональному образованию.
Глава II. Основные цели и задачи Программы
15. Цель Программы - обеспечение необходимых условий и механизмов для модернизации системы профессионального образования, повышения эффективности профессионального образования для обеспечения социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
1) разработка прогноза потребности экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах;
2) приведение структуры профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка, в соответствие с прогнозом потребностей экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах, учитывающим основные факторы социально-экономического развития, демографическую ситуацию и миграционную политику;
3) развитие государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих и специалистов;
4) развитие перспективных форм сотрудничества учреждений профессионального образования и предприятий - социальных партнеров, включающих создание условий для повышения инвестиционной привлекательности учебных заведений;
5) формирование системы непрерывного профессионального образования, в первую очередь, технико-инженерного профиля;
6) оснащение учреждений профессионального образования современным высокотехнологичным оборудованием и внедрение информационных технологий;
7) обеспечение системы профессионального образования высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Глава III. Сроки реализации Программы
16. Реализация Программы рассчитана на 2011-2015 годы.