а) на основе статистических данных определяется базовая частота разгерметизации . При отсутствии данных для вновь проектируемых магистральных трубопроводов допускается принимать равной:
1,4 год - для магистральных газопроводов;
2,7 год - для магистральных нефтепроводов;
б) выделяются рассматриваемые при проведении расчетов типы разгерметизации:
для магистральных газопроводов:
j=1 - проколы (трещины, точечные отверстия), определяемые как отверстия с диаметром 20 мм;
j=2 - отверстия с диаметром, равным 10% от диаметра магистрального трубопровода;
j=3 - разрыв, определяемый как образование отверстия размером, равным диаметру магистрального трубопровода;
для магистральных нефтепроводов:
j=1 - "свищи" - отверстия с характерными размерами 0,3 (Lp - характерный размер продольной трещины, D - условный диаметр магистрального трубопровода), площадь дефектного отверстия - 0,0072 ( - площадь поперечного сечения магистрального трубопровода);
j=2 - трещины, характерный размер 0,75 , площадь дефектного отверстия - 0,0448 ;
j=3 - "гильотинный" разрыв, характерный размер 0,75 , площадь дефектного отверстия - 0,179 .
Допускается при соответствующем обосновании учитывать и другие типы разгерметизации;
в) рассматриваются шесть причин разгерметизации (i = 1...6 - таблица П6.1);
г) удельная частота разгерметизации линейной части магистрального трубопровода для j-го типа разгерметизации на участке m трубопровода определяется по формуле:
, (П6.1)
где:
- базовая частота разгерметизации магистрального трубопровода, год ;
- относительная доля i-й причины разгерметизации для j-го типа разгерметизации на участке m магистрального трубопровода;
д) величины для различных типов разгерметизации для различных участков магистрального трубопровода определяются по формулам:
210 × 20 пикс.   Открыть в новом окне |
, (П6.3);
, (П6.4);
, (П6.5);
, (П6.6);
, (П6.7);
где:
, , , , , , , , - поправочные коэффициенты, определяемые по таблице П6.2 с учетом технических характеристик магистрального трубопровода.
Причина | Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, (m), % | ||||
проколы (трещины), точечные отверстия | отверстие | разрыв | всего | ||
j=1 | j=2 | j=3 | |||
i=1 | Внешнее воздействие | 13,2/16,8 | 26,6/26,2 | 9,7/6,5 | 49,5 |
i=2 | Брак строительства, дефект материалов | 10,6/11,3 | 4,7/4,6 | 1,2/0,6 | 16,5 |
i=3 | Коррозия | 15,2/15,2 | 0,2/0,2 | 0/0 | 15,4 |
i=4 | Движение грунта, вызванное природными явлениями | 1,8/2,2 | 2,2/2,2 | 3,3/2,9 | 7,3 |
i=5 | Ошибки оператора | 3,0/3,0 | 1,6/1,6 | 0/0 | 4,6 |
i=6 | Прочие и неизвестные причины | 6,5/6,5 | 0,2/0,2 | 0/0 | 6,7 |
Итого | 50,3/55,0 | 35,51/35,0 | 14,2/10,0 | 100 |
Примечание. В числителе приведены значения для магистральных газопроводов, в знаменателе - магистральных нефтепроводов.
Поправочный коэффициент | Значение поправочного коэффициента | ||
1 | 2 | ||
Поправочный коэффициент , зависящий от толщины стенки трубопровода (мм) | =ехр[-0,275( -6)] | ||
Поправочный коэффициент , зависящий от минимальной глубины заложения трубопровода (м): | |||
менее 0,8 м | =1 | ||
от 0,8 до 1 м | =0,93 | ||
более 1 м | =0,73 | ||
Поправочный коэффициент для участков переходов, выполненных методом наклонно направленного бурения (далее - ННБ): | |||
на участках этих переходов | =0 | ||
вне этих участков | =1 | ||
Поправочный коэффициент переходов через искусственные препятствия: | |||
на переходах через автодороги, железные дороги и инженерные коммуникации | =2 | ||
вне переходов либо на них предусмотрены защитные футляры (кожухи) из стальных труб с герметизацией межтрубного пространства | =1 | ||
Поправочный коэффициент , учитывающий применение материалов и средств контроля при строительстве: | |||
для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов | =1 | ||
при использовании улучшенных материалов и дополнительных средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации трубопроводов | =0,07 | ||
Поправочный коэффициент , учитывающий влияние толщины стенки трубопровода (мм) на частоту разгерметизации по причине коррозии: | |||
менее 5 | =2 | ||
от 5 до 10 | =1 | ||
более 10 | =0,03 | ||
Поправочный коэффициент , учитывающий влияние применяемых систем защиты от коррозии: | |||
для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов | =1 | ||
при использовании улучшенной системы защиты (тип и качество изоляционного покрытия, электрохимическая защита, внутритрубная диагностика и т.п.) | =0,16 | ||
Поправочный коэффициент , зависящий от диаметра трубопровода D (мм) | = exp[-0,00156(D-274)] | ||
Поправочный коэффициент , учитывающий прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки: | |||
для водных преград | =5 | ||
для заболоченных участков | =2 | ||
при отсутствии переходов либо выполненных методом ННБ | =1 | ||
Поправочный коэффициент , зависящий от диаметра трубопровода D (мм) | =exp[-0,004(D-264)] |
________________________________________________