Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части" (утв. приказом Федерального агентств стр. 10

7.6.3.1 Собственные лаборатории
Собственная лаборатория организации должна иметь документально оформленную область деятельности, определяющую ее способность проводить требуемые контроль, испытания или калибровки/поверки. Эта документированная область деятельности лаборатории должна быть включена в документацию системы менеджмента качества. Лаборатория должна устанавливать основные технические требования, обеспечивающие:
- достаточность процедур лаборатории;
- компетентность персонала лаборатории;
- испытания продукции;
- возможности правильного осуществления данных услуг, прослеживаемых по отношению к соответствующему стандарту на процесс;
- анализ соответствующих записей.
Примечание - Допускается проводить аккредитацию по ИСО/МЭК 17025, чтобы продемонстрировать соответствие собственной лаборатории поставщика настоящему требованию.
7.6.3.2 Внешние лаборатории
Внешняя/коммерческая/независимая лаборатория, используемая организацией для проведения контроля, испытаний или услуг по калибровке/поверке, должна иметь возможность проводить требуемые контроль, испытания или калибровки/поверки, приемлемые для потребителя.
Лаборатория должна быть аккредитована по ИСО/МЭК 17025.
Примечания
1 Свидетельство приемлемости лаборатории для потребителя может быть продемонстрировано оценкой потребителя или одобренной потребителем оценкой второй стороны, свидетельствующей о соответствии лаборатории ИСО/МЭК 17025.
2 Если для какого-либо оборудования невозможно воспользоваться услугами квалифицированной лаборатории, то допускается осуществление услуг по калибровке/поверке производителем этого оборудования. В таких случаях организация должна гарантировать выполнение требований 7.6.3.1.

8 Измерение, анализ и улучшение

8.1 Общие положения

+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 8 Измерение, анализ и улучшение |
| |
| 8.1 Общие положения |
| |
| Организация должна планировать и применять процессы мониторинга,|
|измерения, анализа и улучшения, необходимые для: |
| |
| а) демонстрации соответствия требованиям к продукции; |
| |
| b) обеспечения соответствия системы менеджмента качества; |
| |
| с) постоянного повышения результативности системы менеджмента|
|качества. |
| |
| Указанная деятельность должна включать в себя определение |
|применимых методов, в том числе статистических, и область их |
|использования. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
8.1.1 Определение статистических методов
Соответствующие статистические методы для каждого процесса должны быть установлены в ходе планирования качества продукции и включены в план управления.
8.1.2 Знание основных статистических понятий
Основные понятия, такие как вариация, управление (стабильность), возможности процесса и излишняя регулировка, должны быть поняты всеми и применяться во всей организации.

8.2 Мониторинг и измерение

8.2.1 Удовлетворенность потребителей
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 8.2 Мониторинг и измерение |
| |
| 8.2.1 Удовлетворенность потребителей |
| |
| Организация должна проводить мониторинг информации, касающийся|
|восприятия потребителем выполнения организацией его требований, как|
|одного из способов измерения работы системы менеджмента качества.|
|Должны быть установлены методы получения и использования этой|
|информации. |
| |
| Примечание - Мониторинг восприятия потребителями может включать в|
|себя получение информации из таких источников, как исследования|
|удовлетворенности потребителей, данные от потребителей о качестве|
|поставленной продукции, исследования мнений пользователей, анализ|
|оттока клиентов, благодарности, претензии по гарантийным обязательствам|
|и отчеты распространителей. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
Примечание - Рекомендуется уделять внимание как внутренним, так и внешним потребителям.
8.2.1.1 Удовлетворенность потребителей - дополнение
Мониторинг удовлетворенности потребителей осуществляется посредством постоянного оценивания функционирования процессов жизненного цикла продукции. Показатели функционирования должны быть основаны на объективных данных и включать в себя следующие данные (не ограничиваясь ими):
- показатели качества поставляемых компонентов;
- нарушения требований потребителей, включая возвраты изделий из эксплуатации;
- выполнение графика поставки (включая случаи дополнительных поставок);
- уведомления потребителей, касающиеся вопросов качества или поставки.
Организация должна проводить мониторинг показателей процессов производства, чтобы подтвердить соответствие требованиям потребителей относительно качества продукции и эффективность процессов.
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 8.2.2 Внутренние аудиты (проверки) |
| |
| Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через|
|запланированные интервалы времени в целях установления того, что|
|система менеджмента качества: |
| |
| а) соответствует запланированным мероприятиям (7.1), требованиям|
|настоящего стандарта и требованиям к системе менеджмента качества,|
|разработанным организацией; |
| |
| b) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии. |
| |
| Программа аудитов (проверок) должна планироваться с учетом статуса|
|и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов|
|предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы|
|аудитов должны быть определены. Выбор аудиторов и проведение аудитов|
|должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита.|
|Аудиторы не должны проверять свою собственную работу. |
| |
| Должна быть установлена документированная процедура для определения|
|ответственности и требований, связанных с планированием и проведением|
|аудитов, ведением записей и составлением отчетов о результатах. |
| |
| Записи об аудитах и их результатах должны поддерживаться в рабочем |
|состоянии (4.2.4). |
| |
| Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности,|
|должно обеспечить, чтобы все необходимые коррекции и корректирующие|
|действия предпринимались без излишней отсрочки для устранения|
|обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия|
|должны включать в себя верификацию принятых мер и отчет о результатах|
|верификации (8.5.2). |
| |
| Примечание - См. ИСО 19011 для руководства. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
8.2.2.1 Аудит системы менеджмента качества
Организация должна проводить аудит системы менеджмента качества для верификации соответствия требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям к системе менеджмента качества.
8.2.2.2 Аудит процесса производства
Организация должна проводить аудит каждого процесса производства для установления его результативности.
8.2.2.3 Аудит продукции
Аудиты продукции на соответствующих стадиях производства и поставки проводят с определенной частотой, чтобы провести верификацию на соответствие всем установленным требованиям (геометрическим параметрам продукции, функциональности, укладке в тару, этикетированию).
8.2.2.4 Планы внутренних аудитов
Внутренние аудиты, охватывающие все процессы менеджмента качества, все виды деятельности и рабочие смены, проводят по графику исходя из годового плана.
По мере появления внутренних/внешних несоответствий или жалоб потребителей должна, соответственно, возрастать и частота аудитов.
Примечание - Для каждого аудита рекомендуется использовать конкретные проверочные листы.
8.2.2.5 Квалификация внутренних аудиторов
В организации должны быть внутренние аудиторы, квалифицированные на проведение аудита требований настоящего стандарта (6.2.2.2).
8.2.3 Мониторинг и измерение процессов