Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 января 2011 г. N 102 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 073600 Технология художест стр. 2

художественно-творческая деятельность: обеспечивает разработку и воплощение световой партитуры спектакля (концерта, представления) в соответствии с замыслом и авторским проектом режиссера-постановщика, художника-постановщика; разрабатывает самостоятельно и/или с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации световой партитуры спектакля (концерта, представления) и руководит работой по сценическому воплощению световой партитуры в соответствии с замыслом режиссёра-постановщика и художника-постановщика, используя при этом новейшие достижения в области театральной техники, технологии и новых материалов;
организационно-управленческая деятельность: руководит подразделениями театра (концертной организации, цирка), занимающихся световым оформлением спектаклей (концертов, представлений), а также производящими театральное свето-техническое оборудование; проводит свето-монтировочные репетиции; контролирует точное соблюдение работниками установленной световой партитуры спектакля, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; вносит предложения по совершенствованию светотехнического сценического оборудования;
педагогическая деятельность: преподает художественно световое оформление спектакля и смежные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации.

V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях (ОК-4);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (ОК-6);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 7);
использованием основных положений и методов гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных и социальных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-8);
осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения, спасения культурных ценностей от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и основные меры по ликвидации их последствий (ОК-10);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-11).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области художественно-творческой деятельности:
способностью к воплощению внешней художественной формы спектакля (концерта, представления) в соответствии с замыслом и авторским проектом художника-постановщика и художника по сценическому костюму (ПК-1);
готовностью к разработке самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекса документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика и художника по сценическому костюму (ПК-2);
умением провести монтировочную репетицию (ПК-3);
осознанием творческого характера своей технологической работы при реализации художественных театральных проектов (ПК-4);
использованием в технологических разработках оформления спектаклей (концертов, представлений) новейших достижений в области театральной техники, технологии и новых материалов (ПК-5);
умением работать в творческом сотрудничестве с художником-постановщиком, художником по сценическому костюму, художником по свету, другими создателями спектакля (ПК-6);
осознанием собственной ответственности за производственную и пожарную безопасность как в период создания материального оформления спектакля (концерта, представления), так и при его эксплуатации (ПК-7);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью руководить подразделениями театра (концертной организации, цирка, других организаций), изготавливающими материальное оформление спектаклей (концертов, представлений) или обеспечивающими их эксплуатацию, а также занимающимися световым оформлением спектаклей (концертов, представлений) и (или) производящими театральное светотехническое оборудование (ПК-8);
в области педагогической деятельности:
готовностью преподавать технологию художественного оформления спектакля и театрального производства и смежные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-9);
способностью планировать образовательный процесс, участвовать в методических разработках (ПК-10).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
цикл истории и теории мировой художественной культуры;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
40
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, роль нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности театра; основы организации театрального дела, трудового законодательства и законодательства об авторских и смежных правах; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда; общие принципы дидактики и их реализации в конкретных предметных методиках обучения; уметь: дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния; объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности; роль искусства и науки в развитии цивилизации и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и беседу-диалог по специальности, соблюдая правила речевого этикета; читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем;владеть: государственным языком Российской Федерации - русским языком (прошедшим целевую подготовку для работы в национальном театре республики или национального округа Российской Федерации - свободно владеть языком соответствующего народа); культурой мышления; способностью логично строить свою письменную и устную речь; лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения; простейшими приемами психической саморегуляции; педагогическими технологиями.
20
ИсторияФилософияИностранный языкПсихология и педагогикаОрганизация театрального делаОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-6ОК-8ОК-11ПК-6ПК-8ПК-9ПК-10
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
20
Б.2
Цикл истории и теории мировой художественной культуры
40
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии театра, литературы, изобразительных искусств; исторические факты и имена, связанные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей, включая современные;уметь: оценивать достижения художественной культуры на основе знания исторического контекста; анализировать произведения литературы и искусства;владеть: профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в своей деятельности.
30
История литературыИстория театраИстория изобразительных искусствОК-5ОК-7ПК-1ПК-4ПК-6
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза с учетом профиля подготовки)
10
Б.3
Профессиональный цикл
140
Базовая частьВ результате освоения дисциплин базовой части модуля обучающийся должен:знать: историю театрально-декорационного искусства, творчество крупнейших театральных художников; различные живописные системы и стили, способы имитации их в оформлении спектакля; современные требования к зданию театра, оснащению сцены системами механизации, света, электроакустики и технологической связи; основы художественно-светового оформления спектакля; способы организации и оснащение производства театральных декораций и костюмов; основные принципы конструирования и производства театрального костюма; основные технологии и материалы современного российского и мирового театрального производства; грим, способы изготовления постижерских изделий, а также принципы организации творческо-производственного процесса в гримерно-постижерском цехе;уметь: использовать в своей работе новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов; творчески применять полученные знания при решении конкретных художественно-технологических задач; работать со справочной и специальной технической литературой; самостоятельно разбираться в направлениях и концепциях современной художественной жизни; работать в творческом сотрудничестве с постановщиками, другими создателями спектакля; руководить подразделениями театра (концертной организации, цирка, других организаций), изготавливающими материальное оформление спектаклей (концертов, представлений), а также обеспечивающими материально-технические условия их проведения, контролируя при этом соблюдение работниками правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; преподавать технологию художественного оформления спектакля и театрального производства, а также смежные дисциплины в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; действовать в условиях чрезвычайных ситуаций;владеть: начальными навыками рисовальной и живописной техники, опытом практических зарисовок интерьера, экстерьера, натюрморта, человека; компьютерными технологиями.
50
История театрально-декорационного искусстваУстройство и оборудование сценыТехнология театрального производстваМатериаловедениеРисунок и живописьГрим и постижБезопасность жизнедеятельностиОК-5ОК-6ОК-7ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10
Вариативная часть
90
Для профиля N 1 "Художник-технолог сцены"
В результате освоения дисциплин вариативной части цикла для профиля N 1 "Художник-технолог сцены" обучающийся должен:знать: принципы формирования театрального пространства, технологию проектирования и изготовления декораций и бутафории; современные виды свето-технического оборудования профессиональных театров; системы механизации сцены, принципы организации и устройства слаботочных систем электроакустики и связи в театре, принципы пространственной организации театрального здания и театральных мастерских, основные принципы театральной акустики; взаимозависимости технических возможностей сцены и художественных задач спектакля; методы конструирования декораций, расчета элементов театральных конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;уметь: разработать самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) полный комплекс документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика, используя при этом новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов; творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач по проектированию театральных конструкций; проводить монтировочные репетиции;владеть:технологиями изготовления декораций, обеспечивающими полноценную реализацию авторского проекта художника-постановщика; технологиями макетирования (предметного и компьютерного); теорией и практикой расчета театральных конструкций.Технология сценического оформления спектакляМакетированиеРасчет театральных конструкцийТеатрально-техническая графикаОК-5ОК-6ОК-7ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10
Для профиля N 2 "Художник-технолог театра кукол"
В результате освоения дисциплин вариативной части цикла для профиля N 2 "Художник-технолог театра кукол" обучающийся должен:знать: виды и формы технического оснащения театров кукол в историческом развитии; специфику требований к зданию театра кукол; технологические особенности различных видов театра кукол (ширма, марионеточный театр и др.) при разработке сценической конструкции в соответствии с пластическим образом спектакля авторского проекта художника-постановщика; современные принципы технического оборудования профессиональных театров кукол; технологию художественно-светового оформления спектакля в театре кукол; методы расчета элементов театральных конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; историю материальной культуры и быта; анатомию человека в объеме, необходимом для реализации проектов в театре кукол;все существующие системы театральных кукол;уметь: разработать самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) полный комплекс документации технического проекта сценического воплощения художественного замысла спектакля в театре кукол, используя при этом новейшие достижения в области театральной техники, технологии и новых материалов; творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач по проектированию театральных конструкций; работать со справочной и специальной технической литературой; самостоятельно разбираться в направлениях и концепциях современной художественной жизни в развитии искусства театра кукол; изготавливать куклы любых систем по эскизу художника, учитывая при этом задачи постижа и костюма, эстетику ансамбля кукол; выполнять чертежи, соответствующие определенной системе кукол; самостоятельно решать технические вопросы, связанные с механизацией куклы; выполнять все скульптурные работы по авторскому проекту сценического оформления спектакля художника-постановщика театра кукол (головки кукол, маски, бутафория, декорации); работать в различных пластических материалах (глина, пластилин, дерево, гипс, металл); подробно разработать и выполнить художественно-техническое задание по механике кукол в соответствии с замыслом режиссера; самостоятельно составлять художественно-технологическую документацию спектакля, выпускаемого в театре кукол; проводить монтировочные репетиции; работать в творческом сотрудничестве с художником-постановщиком, художником-скульптором, художником по свету, другими создателями спектакля; руководить подразделениями театра кукол, изготавливающими материальное оформление спектаклей, а также обеспечивающими материально-технические условия их проведения, контролируя при этом соблюдение работниками правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;владеть: технологиями изготовления вещественного оформления спектакля в театре кукол, обеспечивающими полноценную реализацию авторского проекта художника-постановщика; практическими навыками создания головок кукол, маски для живого плана, барельефа, объемных лепных декораций; технологиями макетирования (предметного и компьютерного); теорией и практикой расчета театральных конструкций.Технология художественного оформления спектакля в театре куколКонструирование и технология создания театральной куклыМакетированиеРасчет театральных конструкцийТехнология художественно-светового оформления спектакля в театре куколСкульптураТеатрально-техническая графикаОК-5ОК-6ОК-7ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10
Для профиля N 3 "Художник-технолог по сценическому костюму"
В результате освоения дисциплин вариативной части цикла для профиля N 3 "Художник-технолог по сценическому костюму" обучающийся должен:знать: взаимосвязи художественных, технологических и экономических задач создания сценических костюмов в рамках всего производственного процесса выпуска спектакля; основы композиции костюма; пластическую анатомию человека в объеме, необходимом для реализации проектов сценического костюма; процесс создания костюма, технические характеристики оборудовании мастерских по производству сценического костюма; комплектность мужского и женского костюма и аксессуаров, учитывая социальные особенности и манеру одеваться в разные исторические времена; ткани и материалы, используемые для изготовления предметов одежды, технику их изготовления, цвет, орнамент, характерные для изучаемой эпохи; историю развития костюма от Древнего мира до сегодняшнего дня; образцы кроильного искусства с ранних форм драпировочной одежды до современности; особенности кроя, тканей, способов шитья, отделки и технологии предметов исторического костюма, головных уборов, обуви и аксессуаров различных эпох с древнейших времен до наших дней и современные отечественные и зарубежные исследования в этой области; различия форменной одежды, военного и культового костюма, разных исторических эпох; технологические особенности пошива исторического костюма, основываясь на подлинных предметах из музейных коллекций; основные параметры современных и исторических текстильных материалов; свойства художественных тканей, вышивки, кружева как предметов декоративно-прикладного искусства в историческом развитии; историю украшения тканей, текстильных орнаментов всех времен и народов, символической роли текстильного орнамента в историческом костюме; особенности костюмов разных театральных жанров;уметь: разработать самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекс технологической документации, необходимой для создания костюмов по эскизам, используя при этом новейшие достижения в области швейной техники, технологии и новых материалов; определять художественно-технологические характеристики предметов сценического костюма с использованием иконографических, библиографических и этнографических источников; участвовать в исследованиях исторического опыта технологического производства предметов одежды по материалам музейных коллекций и библиографическим материалам; реализовать изготовление исторического костюма в современных условиях театрального производства; составлять технологическую и экономическую документацию изготовления сценических костюмов; работать в творческом сотрудничестве с художником по сценическому костюму, артистами, другими создателями спектакля;владеть: методами конструирования, моделирования и технологии изготовления костюма, обеспечивающими полноценную реализацию авторского проекта и замысла художника по сценическому костюму; приемами макетирования сценических костюмов; практическими навыками создания сценического костюма и аксессуаров, в подборе материалов, фактур, колористки; приемами имитации или стилизации исторического костюма, реконструкции предметов исторического костюма, используя при этом подлинные исторические технологии; приемами работы с кроильным материалом исторического костюма и современными технологиями разработки кроя с помощью компьютерных технологий; практикой копирования исторического орнамента или сочинения орнаментов на заданную тему, как на бумаге, имитируя фактуру ткани различными техническими приемами, так и в материале.Технология создания сценического костюмаМоделирование и конструирование костюмаТехнология исторического костюмаБиблиография и иконография костюмаХудожественная обработка тканиОК-5ОК-6ОК-7ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10
Для профиля N 4 "Художник-технолог по сценическому свету"
В результате освоения дисциплин вариативной части цикла для профиля N 4 "Художник-технолог по сценическому свету" обучающийся должен:знать: методику разработки и методы воплощения световой партитуры спектакля, современные виды свето-технического оборудования профессиональных театров, технологию художественно-светового оформления спектакля;уметь: разработать самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) полный комплекс документации по воплощению световой партитуры спектакля в соответствии с замыслом режиссера-постановщика и художника-постановщика, используя при этом новейшие достижения в области театральной техники, технологии и новых материалов, творчески применять полученные знания при решении конкретных художественных и технологических задач по воплощению световой партитуры спектакля; проводить свето-монтировочные репетиции;владеть: методикой разработки световой партитуры спектакля, способами применения профессионального программного обеспечения, методами виртуального моделирования сценографического и светового решения, технологиями изготовления декораций; технологиями макетирования (предметного и компьютерного).Технология художественно-светового оформления спектакляСветотехническое театральное оборудованиеМакетированиеРасчет театральных конструкцийТеатрально-техническая графика
Б.4
Физическая культура
2
Б.5
Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза)
8
Б.6
Итоговая государственная аттестация
10
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
_____________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.