Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 43"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 035100 Телевидение (квалифик стр. 3

Код
УЦ
ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
48-52
Базовая часть
24-26
В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: основные категории и понятия философии, истории, культурологии, менеджмента и права; иметь представления об основных закономерностях функционирования социума; этапах его исторического развития; способах управления социально-экономическими процессами и трудовыми коллективами, путях сохранения и развития отечественных национально-культурных традиций;уметь: использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук в профессиональной деятельности;владеть: навыками системного мышления, анализа и обобщения информации, постановки цели и выбора путей ее достижения; навыками использования иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации.ИсторияФилософия Иностранный языкКультурология Менеджмент в сфере СМИПравовые основы деятельности СМИ
ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-7
ОК-10
ОК-11
ПК-2
ПК-13
ПК-14
ПК-15
ПК-16
ПК-17
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2
Общепрофессиональный цикл
70-76
Базовая часть
36-38
В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: основные понятия и термины наук о языке и литературе, основные этапы истории русской и зарубежной литературы и кинематографии; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;уметь: использовать основные методы защитыпроизводственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; нормами и ресурсными возможностями русского литературного языка, различными формами речевого поведения и общения, нормами русского речевого этикета.Информационные технологии на телевидении и в СМИБезопасность жизнедеятельностиВведение в литературоведение История русской литературыИстория зарубежной литературыСовременный русский языкСтилистика и литературное редактированиеИстория зарубежного и отечественного кино
ОК-8
ОК-9
ОК-12
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-5
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.3
Профессиональный цикл
94-100
Базовая часть
46-50
В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: специфику, основные этапы истории и перспективы развития телевидения, историю и специфику отечественной и зарубежной тележурналистики, понимать социальную роль телевидения, механизмы его влияния на общественноесознание;уметь: создавать, редактировать, трансформировать и оценивать текстовый, аудио-, видео- или -интернет- материал, предназначенный для телевещания,владеть: различными видами информационно-коммуникативного воздействия; специальными навыками трансляции и выведения информационного материала в эфир; основными навыками сценаристской, режиссерской, операторской, дикторской, монтажной, продюсерской работы; основами актерского мастерства; современной технической базой и новейшими цифровыми технологиями, применяемыми на телевидении.История русской журналистики История зарубежной журналистики История отечественного телевиденияТехника и технология аудиовизуальных средств массовой информацииТеория и практика современной телевизионной журналистикиОсновы актерского мастерстваОсновы телережиссурыОсновы продюсированияОсновы сценарного делаОсновы мастерства телеведущегоОсновы операторского делаОсновы режиссуры монтажаОсновы компьютернойграфикиОсновы фотодела
ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-5
ОК-6
ОК-7
ОК-11
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.4
Физическая культура
2
ОК-13
Б.5
Учебные и производственные практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
8-10
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-8
ОК-9
ПК-3
ПК-4
ПК-6
ПК-7
ПК-8
ПК-9
ПК-10
ПК-11
ПК-12
ПК-16
ПК-17
Б.6
Итоговая государственная аттестация
12
ОК-1 ОК-2
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ОК-10
ОК-11
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9
ПК-10
ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16
ПК-17
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
_____________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися.
Трудоемкость факультативных дисциплин не должна превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической подготовки, в том числе игровых видов, должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области информационных технологий, стилистики и литературного редактирования, русского и иностранного языков, основ актерского мастерства, телережиссуры, продюсирования, сценарного дела, мастерства телеведущего, операторского дела, режиссуры монтажа, компьютерной графики и фотодела, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих /документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебные и производственные практики" является обязательным и определяет вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП бакалавра телевидения, как правило, предусматриваются следующие виды практик:
учебные, формирующие умения и навыки подготовки видеосюжета (полный цикл - от съемки до монтажа) с использованием всех необходимых технических средств;
производственные (например, режиссерская, операторская, редакторская).
Конкретные виды учебных и производственных практик, продолжительность отдельных видов практик и сроки их проведения определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности устанавливаются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании отчета студента о прохождении практики. Форма отчета устанавливается вузом. По результатам практики выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной и производственной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможности:
изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении прикладных разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступать с докладами на конференциях, различных научных и общественных мероприятиях.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 30 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. К преподаванию привлекаются лица, имеющие государственные почетные звания, почетные звания в области кино, телевидения, искусства и культуры (Заслуженного или Народного артиста, Заслуженного деятеля искусств, Заслуженного работника культуры, Заслуженного или Народного художника СССР, России), лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и национальных премий в соответствующей профессиональной сфере.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебных должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.