Приказ Минфина РФ от 24 февраля 2010 г. N 16н "Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного стр. 3

35. Наблюдению в ходе внешней проверки подлежит:
а) работа каждого контролера независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;
б) работа, выполняемая на каждом этапе внешней проверки.
36. Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется руководителем группы контролеров, а также более опытными контролерами в отношении работы менее опытных контролеров.
37. Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется по мере проведения этой проверки до составления отчета о внешней проверке.
38. В ходе наблюдения должна быть получена достаточная уверенность в том, что:
а) контролеры имеют единое четкое понимание программы внешней проверки;
б) внешняя проверка проводится в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", настоящим федеральным стандартом аудиторской деятельности, а также правилами саморегулируемой организации аудиторов;
в) программа внешней проверки исполняется;
г) рабочая документация содержит доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам выполнения процедур контроля;
д) все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам выполнения процедур контроля, обоснованы и подтверждены доказательствами;
е) все ситуации, связанные с ошибками, недостатками и необычными обстоятельствами, были надлежащим образом выявлены, задокументированы и разрешены, либо на них было обращено внимание руководителя группы контролеров и (или) более опытных контролеров;
ж) достигается цель внешней проверки;
з) отчет о внешней проверке надлежащим образом отражает результаты внешней проверки.
39. При проведении внешней проверки должны быть получены доказательства, подтверждающие результаты этой проверки.
К доказательствам относятся описание системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, рабочие документы аудитора, отчетность объекта ВККР, результаты процедур контроля, проведенных в ходе внешней проверки, письменные заявления должностных лиц объектов ВККР, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
40. Доказательства получают в результате следующих процедур контроля:
а) получения информации о: характере и масштабах аудиторской деятельности объекта ВККР и применяемых им формах и методах проведения аудита; системе внутреннего контроля качества работы; процедурах соблюдения норм профессиональной этики и независимости аудиторов и аудиторских организаций; процедурах обучения по программам повышения квалификации аудиторов;
б) тестирования эффективности процедур мониторинга, применявшихся объектом ВККР в проверяемый период, а также оценки того, насколько контролеры могут полагаться на эти процедуры;
в) проверки соблюдения правил внутреннего контроля качества выполнения конкретных аудиторских заданий;
г) повторной оценки достаточности объема внешней проверки путем анализа результатов этой проверки с целью определения, необходимы ли дополнительные процедуры контроля;
д) обсуждения результатов работы, выводов и рекомендаций контролеров, а также отчета о внешней проверке с представителями объекта ВККР;
е) проведения иных процедур контроля.
41. Проведение внешней проверки подлежит документированию.
42. Рабочая документация (рабочие документы), т.е. документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением внешней проверки, составляется при подготовке и проведении внешней проверки, а также при осуществлении наблюдения в ходе этой проверки.
43. В рабочих документах должно быть отражено обоснование всех существенных вопросов, по которым контролеру необходимо выразить профессиональное мнение. В случаях, когда контролер рассматривал сложные принципиальные вопросы или выражал по каким-либо существенным вопросам профессиональное мнение, в рабочие документы должно быть включено описание всех существенных фактов, известных контролеру на момент формирования такого мнения.
44. Рабочие документы должны составляться с такой степенью полноты и подробности, которая необходима и достаточна для обеспечения понимания проведенной внешней проверки и ее результатов.
45. Объем рабочей документации по каждой внешней проверке определяется контролерами, которые руководствуются своим профессиональным мнением. Включение в рабочую документацию каждого рассмотренного в ходе внешней проверки документа либо отражение в рабочем документе каждого рассматриваемого вопроса не является обязательным. Вместе с тем объем рабочей документации должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому контролеру, не имеющему опыта работы по данной внешней проверке, новый контролер смог исключительно на основе полученной рабочей документации понять проделанную работу и обоснованность выводов прежнего контролера.
46. Форма и содержание рабочих документов определяются контролером с учетом следующих факторов:
предмета и объема внешней проверки;
требований, предъявляемых к отчету о внешней проверке;
масштаба, характера и сложности деятельности объекта ВККР; доказательности отдельных документов;
состояния системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;
необходимости указаний членам группы контролеров и осуществления наблюдения за ними;
процедур контроля, применяемых при проведении внешней проверки.
47. При включении в рабочую документацию документов и иных материалов, подготовленных объектом ВККР, контролер должен убедиться в том, что такие документы и материалы подготовлены надлежащим образом.
48. Рабочая документация по каждой внешней проверке должна включать:
документы, отражающие подготовку внешней проверки, включая программу внешней проверки;
сведения о сроках проведения и объеме внешней проверки, а также ее результатах;
документы о выполнении отдельных процедур контроля с указанием исполнителей и времени выполнения;
копии документов объекта ВККР, в том числе подтверждающие выявленные нарушения и недостатки;
письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных работников объектов ВККР;
копии обращений, направленных другим субъектам ВККР, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
документы, подтверждающие, что работа, выполненная контролерами, осуществлялась под наблюдением руководителя группы контролеров и (или) более опытных контролеров.
49. Рабочие документы должны быть систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам конкретной внешней проверки.
50. Для подготовки и проведения внешней проверки могут применяться утвержденные субъектом ВККР формы рабочей документации (вопросники, типовые письма, обращения и т.п.), а также единая структура систематизации рабочих документов.
51. Субъект ВККР устанавливает надлежащие процедуры обеспечения конфиденциальности и сохранности рабочих документов.
52. Рабочая документация подлежит хранению субъектом ВККР.
Срок хранения рабочей документации после завершения внешней проверки устанавливается субъектом ВККР. Этот срок должен быть таков, чтобы субъект ВККР и орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, могли осуществлять контроль за проведением внешних проверок.
Рабочая документация, а также отчеты о внешней проверке комплектуются, учитываются и хранятся в порядке, установленном субъектом ВККР.