Приказ от 31.05.2012 N 88 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований" стр. 2

а) представлен не полный перечень документов, указанный в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований";
б) представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований";
в) документы отозваны главой муниципального образования.

III. Подготовка и принятие решения о государственной регистрации

13. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта <*>.
--------------------------------
<*> Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Указанная проверка осуществляется после проверки представленных документов, необходимых для проведения государственной регистрации.
14. По результатам проведенной проверки готовится заключение о соответствии устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.
В заключении отражаются следующие сведения:
оценка соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава или муниципального правового акта;
соответствие содержания устава муниципального образования требованиям части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
соответствие устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;
вывод о возможности регистрации устава или муниципального правового акта.
Образцы заключений приведены в приложениях N 2 и N 3.
15. В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 N 77 "Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований" (зарегистрирован Минюстом России 12.04.2010, регистрационный N 16868) результаты антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта отражаются в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы по форме, установленной названным приказом.
16. Решение о государственной регистрации устава или муниципального правового акта оформляется на бланке приказа территориального органа, который подписывает начальник.
Дата издания приказа территориального органа о государственной регистрации устава или муниципального правового акта должна совпадать с днем внесения сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Образцы приказов приведены в приложениях N 4 и N 5.
17. При проставлении соответствующего штампа, в том числе о зарегистрированных изменениях в устав, и гербовой печати следует иметь в виду, что они ставятся на титульном листе обоих экземпляров устава, муниципального правового акта.
Образцы штампов приведены в приложении N 6.
18. На последней странице устава, муниципального правового акта делается отметка о количестве пронумерованных и прошитых страниц, скрепляемую подписью начальника территориального органа и гербовой печатью.

IV. Подготовка отказа в государственной регистрации

19. Если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации <*>.
--------------------------------
<*> Часть 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Решение об отказе в государственной регистрации оформляется в виде заключения с указанием причин отказа.
При описании норм акта указываются положения (абзац, подпункт, пункт, статья) устава или муниципального правового акта, не соответствующие федеральному законодательству и (или) законодательству субъекта Российской Федерации, а также содержание выявленных коррупциогенных факторов <*>.
--------------------------------
<*> Часть 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Заключение об отказе в государственной регистрации с одним экземпляром документов, представленных на регистрацию, направляются главе муниципального образования в 5-дневный срок со дня принятия решения (лично или почтовой связью).
Образец заключения об отказе в государственной регистрации приведен в приложении N 7.
20. Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав рекомендуется считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, если они:
- содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;
- регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальными правовыми актами о внесении изменений в устав;
- не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;
- содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.
21. Под нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, рекомендуется считать:
- принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;
- принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;
- принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава;
- нарушение регламента представительного органа местного самоуправления или порядка проведения собрания (схода) граждан, повлекшее невозможность установить результаты волеизъявления депутатов или граждан при голосовании по проекту устава.
22. При проведении антикоррупционной экспертизы в отношении уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов, в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения следует руководствоваться Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 26.02.2010 N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084).

V. Выдача документов и свидетельства о государственной регистрации устава

23. В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации.
Основанием для выдачи свидетельства о государственной регистрации устава является издание приказа о государственной регистрации устава. При государственной регистрации муниципального правового акта свидетельство о государственной регистрации не выдается.
Форма свидетельства о государственной регистрации устава утверждена приказом Минюста России от 03.07.2009 N 203 "Об утверждении форм свидетельств о государственной регистрации устава муниципального образования" (зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2009, регистрационный N 14394).
24. Свидетельство заполняется от руки, разборчивым почерком или машинописным способом на компьютере и подписывается начальником территориального органа. Заполненное свидетельство скрепляется печатью территориального органа, осуществившего государственную регистрацию уставов.