СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 23

Е.11 При проектировании труб в l1 ДКЗ применяют преимущественно 1-й принцип использования грунтов в основании, в l2 – 2-й, на всей территории зоны вечной мерзлоты – 3-й с учетом Г.7.
Е.12 При использовании 1-го и 2-го принципов для уменьшения толщины грунтовой подушки предусматривают в основании теплоизолирующие слои по расчету.
Е.13 Трубы следует проектировать с входными и выходными оголовками. При низких насыпях могут быть предусмотрены многоочковые безнапорные трубы без выходных оголовков. Металлические гофрированные трубы допускается проектировать без устройства оголовков при соблюдении требований СП 35.13330.
В остальных случаях предпочтительнее применять воротниковые оголовки, а при необходимости, портальные и раструбные с небольшим заглублением (от 0,4 до 0,5 м) в грунты основания.
Е.14 На водотоках, основание которых в пределах двойной мощности сезоннооттаивающего слоя сложено непросадочными грунтами, конструкции укреплений подводящих и отводящих русел принимают в соответствии с типовыми решениями для обычных условий, исходя из гидравлических расчетов.
Е.15 На всех водотоках отводящее русло, как правило, должно быть устроено с уклоном не менее 2 %.
Тип укрепления подводящих и отводящих русел, сложенных просадочными грунтами, принимают в зависимости от их уклона:
а) не более 1 % – бутовую кладку по слою теплоизоляции из мха, торфа толщиной не более 20 см в плотном состоянии;
б) от 1 до 5 % – цементобетон (сборный или монолитный) по слою теплоизоляции из мха, торфа толщиной не более 30 см в плотном состоянии;
в) более 5 % – быстротоки по слою теплоизоляции в соответствии с требованиями перечисления (б).
Е.16 На водотоках, основание которых сложено сильнопросадочными грунтами, тип укрепления принимают в зависимости от уклона русел:
  • не более 1 % – в соответствии с перечислением (б) Е.15;
  • от 1 до 5 % – в соответствии с перечислением (в) Е.15;
  • более 5 % – бетонные, металлические или деревянные лотки на сваях, заглубляемых в вечномерзлый грунт по расчету на выпучивание.
На местности с уклоном более 1 % отводящие русла целесообразно укреплять по всей длине косогора, устраивая у его подножия гасители энергии водного потока.
Е.17 Дополнительными мероприятиями, обеспечивающими устойчивость труб, являются:
- максимальное сохранение мохорастительного покрова на расстоянии не менее 20 м от концевых звеньев трубы и не менее 20 м в каждую сторону от нее;
  • засыпка пазух в котлованах, подсыпка под фундаменты, устройство подготовок, под крепления русел водонепроницаемыми глинистыми грунтами;
устройство насыпей с уположенными откосами или бермами на расстоянии, равном четырехкратной высоте насыпи в каждую сторону от трубы;
1,5 м выше уровня верха трубы на 1 м или торфяной изоляции толщиной не менее 1 м до уровня верха трубы, протяженность которых вдоль дороги равна четырем диаметрам трубы в каждую сторону от ее оси или оси крайних звеньев для многоочковых труб;
засыпка понижений в районе трубы глинистым грунтом в виде бермы высотой от 0,2 до 0,3 м с уклоном ее верха от 2 % до 4 % в сторону русла водотока с целью предотвратить застой воды и увеличить скорость ее протекания вдоль подошвы насыпи;
  • обеспечение в условиях большой снегозаносимости (в тех случаях,
когда отверстие трубы полностью заносится снегом) проветривания труб в зимний период с помощью вентиляционных труб, концы которых выводят за пределы снежных отложений, или других устройств согласно [20].
Е.18 Строительство железобетонных труб осуществляют, руководствуясь указаниями СП 46.13330, а металлических гофрированных труб – указаниями [20].
Е.19 На водотоках, где предусмотрено сохранение грунтов основания в мерзлом состоянии, все виды строительно-монтажных работ выполняют в холодный период года. Кроме того, необходимо:
  • строительную площадку организовывать с низовой стороны искусственного сооружения на расстоянии не менее 70 м от него;
  • не допускать пересечения трассы построечными дорогами на расстоянии менее 50 м от оси сооружения;
  • подъезды к местам строительства сооружения и стоянок механизмов устраивать на грунтовых подсыпках толщиной не менее 0,5 м.
Е.20 На водотоках, где допускается оттаивание грунтов основания, строительно-монтажные работы выполняют в любой период года.
При производстве работ в летнее время необходимо:
  • располагать строительную площадку в соответствии с требованиями Е.19;
отсыпать грунтовые площадки толщиной не менее 0,5 м под места стоянок механизмов и располагать их на расстоянии не менее 50 м от оси трубы;
  • строить временные искусственные сооружения (деревянные, из металлических труб) для пропуска поверхностных вод.
Е.21 При производстве работ в летний период интервал между устройством котлована и закладкой фундамента или грунтовой подушки не должен превышать 24 ч.
Е.22 При бурении скважин и установке свай в мерзлых грунтах не допускается применение воды, пропаривание и другие способы предварительного оттаивания грунтов.
Подготовленную скважину закрывают щитом для предотвращения попадания в нее атмосферных осадков, грунта и случайных предметов.
Сваи устанавливают в скважины не позднее чем через 3 сут после окончания бурения.
Е.23 Сборные фундаменты устраивают так же, как и в обычных условиях. Швы между блоками заполняют цементопесчаным раствором с водоцементным отношением не более 0,5.
  • зимнее время поверхность блоков перед заполнением швов прогревают горячим воздухом.
Е.24 Монолитные фундаменты и плиты свайных ростверков устраивают из жесткой смеси, приготавливаемой на быстротвердеющем цементе с пластифицирующими добавками.
В зимний период укладываемую смесь защищают от охлаждения и замерзания тепляками, обогреваемыми горячим воздухом, электричеством или паром.
Е.25 Пазухи между боковыми поверхностями котлована и фундамента засыпают суглинком или глиной оптимальной влажности слоями 20 см каждый и уплотняют до значений не менее 0,95 максимальной плотности. Категорически запрещается засыпать обводненные пазухи.
Е.26 При устройстве бесфундаментных труб на грунтовых подушках котлованы (траншеи) заполняют дренирующим грунтом слоями по 20–30 см и уплотняют механизмами виброударного и вибротрамбующего действия или катками.
Е.27 При монтаже железобетонных труб запрещается укладка звеньев труб «насухо». Во всех случаях должна быть предусмотрена подготовка из цементного раствора марки 150 с водоцементным отношением не выше 0,65 при глубине погружения конуса от 6 до 8 см.
Монтаж металлических гофрированных труб и устройство дополнительного защитного покрытия должны быть выполнены в соответствии с требованиями [17].
Е.28 Построенные и принятые (с составлением акта) железобетонные трубы засыпают грунтом одновременно с обеих сторон слоями толщиной от 15 до 20 см с уплотнением до требуемых значений. Толщина грунтового слоя над трубой должна быть не менее 1 м.
Засыпку металлических гофрированных труб следует выполнять в соответствии с [20].
Чтобы повысить несущую способность гофрированной трубы и надежность ее работы, рекомендуется до засыпки придать ее поперечному сечению овальность с большей осью по вертикали, увеличив вертикальный диаметр не более 3 % номинального, путем закрепления сечения стойками или путем устройства жесткого слоя засыпки согласно [20].
Е.29 На автомобильных дорогах III–V категорий в качестве водопропускных труб допускается применять некондиционные толстостенные металлические трубы с учетом положений [20].