Приказ Министерства регионального развития РФ от 17 ноября 2008 г. N 253 "Об утверждении государственных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы в сфере градостроительной деятельности" стр. 33

1.30.67. В нормах табл. 30-04-009 затраты на устройство шпальных клеток следует учитывать дополнительно.
1.30.68. Указанный в ГЭСН части 30 размер "до" включает в себя этот размер.
1.30.69. Нормой 1 табл. 30-02-024 затраты на окраску перил, устройство лесов и подмостей не учтены.

Аэродромы

1.31. В части 31 "Аэродромы" содержатся ГЭСН на выполнение работ по строительству, реконструкции, расширению и техническому перевооружению аэродромов.
1.31.1 Работы, входящие в состав комплекса по сооружению и реконструкции аэродромов, но не вошедшие в ГЭСН части 31, следует определять по соответствующим частям ГЭСН.
1.31.2. Для определения группы грунтов следует пользоваться приложением 1.1 части 1 "Земляные работы".
1.31.3. В нормах табл. 31-01-002 предусматривается один проход машин по одному следу. Количество проходов определяется проектом.
1.31.4. ГЭСН части 31 учтены затраты на доставку воды на расстояние до 5 км. При расстоянии более 5 км на каждый дополнительный километр доставки 100  воды к нормам эксплуатации поливомоечных машин следует добавлять 1,3 маш.-ч и соответственно увеличивать затраты на эксплуатацию машин.
1.31.5. При устройстве монолитных железобетонных прямоугольных смотровых колодцев к нормам расходов материалов табл. 31-01-011 (нормы 1, 2) и 31-01-015 (нормы 1, 2) добавлять 0,056 т арматурной стали (код 204-9001), а норму расхода бетона (код 401-9001) принимать 1,015  .
При устройстве монолитных железобетонных круглых смотровых колодцев к нормам расходов материалов табл. 31-01-011 (нормы 3, 4) и 31-01-015 (нормы 3, 4) добавлять 0,0479 т арматурной стали (код 204-9001), а норму расхода бетона (код 401-9001) принимать 1,015  .
1.31.6. При устройстве монолитных железобетонных прямоугольных смотровых колодцев с металлическими решетками к нормам расходов материалов табл. 31-01-013 добавлять 0,0538 т арматурной стали (код 204-9001), а норму расхода бетона (код 401-9001) принимать 1,015  .
1.31.7. Нормами табл. 31-01-025 на устройство асфальтовой отмостки на щебеночном основании следует пользоваться при строительстве дождеприемных колодцев, расположенных за кромкой искусственных покрытий, а также при выполнении восстановительных работ и реконструкции.
1.31.8. Нормы табл. 31-01-044 предусматривают устройство оснований из местных грунтов. При доставке грунта из резерва нормы и расценки на разработку и доставку грунта определяются в соответствии с проектными данными по ГЭСН части 1 "Земляные работы".
1.31.9. При замене битумной эмульсии в нормах табл. 31-01-047 другими материалами следует принимать следующий расход в т: латекс - 0,3; лак этиноль - 0,6; помароль - 0,4 (при максимальной расчетной температуре до +25 град.С); помароль - 0,6 (при максимальной расчетной температуре более +25 град.С).
1.31.10. Затраты на усиление существующих покрытий укладкой второго слоя пескоцементной смеси или бетона следует определять по нормам табл. 31-01-046, 31-01-054. Затраты на подготовительные работы (очистку поверхности от пыли и грязи, разборку бетонных покрытий и оснований и т.д.) следует определять по ГЭСН части 27 "Автомобильные дороги".
1.31.11. Расход бетона для цементобетонных и железобетонных оснований и покрытий следует определять по нормам табл. 31-01-093 ГЭСН части 31 и приложениями 31.1, 31.2. Указанными нормами предусмотрено приготовление бетона с классами по морозостойкости от F150 до F400. Производительность бетонного завода предусматривается проектом организации строительства.
1.31.12. Нормами табл. 31-01-041 предусмотрена укатка щебня с пределом прочности на сжатие свыше 98,1 МПа (1000  ). При укатке щебня с пределом прочности менее 98,1 МПа (1000  ) следует пользоваться коэффициентами, приведенными в п.п. 3.1 и 3.2 приложения 31.4.
1.31.13. Нормами табл. 31-01-030 предусмотрено устройство бетонного выходного оголовка для примыкания труб диаметрами до 500 мм и до 1000 мм на основании из песка. При устройстве оголовка на основании из щебня или гравия и основании из каменной наброски следует пользоваться коэффициентами, приведенными в п.п. 3.3 и 3.4 приложения 31.4.
1.31.14. Нормами табл. 31-01-040 предусмотрено устройство основания из песчано-гравийной смеси. При устройстве основания из гравийного материала оптимального состава следует пользоваться коэффициентами, приведенными в п. 3.5 приложения 31.4.
1.31.15. Нормами табл. 31-01-046 предусмотрено устройство основания из готовой грунтоцементной смеси для песчаных, супесчаных грунтов. При устройстве основания из грунтоцементной смеси для щебеночных, гравийных, гравийно (щебеночно)-песчаных и золошлаковых смесей пользоваться коэффициентами, приведенными в п. 3.6 приложения 31.4.
1.31.16. В случае, когда проектными решениями предусматривается толщина оснований и покрытий, отличная от учтенных в нормах, расход материальных ресурсов при составлении сметной документации корректируется пропорционально толщине слоя на единицу изменения толщины.
1.31.17. В условиях континентального сухого, жаркого климата на 1000  покрытия к нормам 1, 3 табл. 31-01-055 добавлять:
затраты труда - 110,7 чел.-час;
поливочные машины - 9,46 маш.-час;
песок - 14  .
1.31.18. В норме табл. 31-01-092 на сверление отверстий в бетонном покрытии ВПП для установки унифицированных углубленных огней не учтен расход алмазных фрез (определяется дополнительно в зависимости от типа сверлильного станка и марки бетона или железобетона).
1.31.19. Указанный в ГЭСН части 31 размер "до" включает в себя этот размер.
1.31.20. Коэффициенты к сметным нормам, учитывающие условия применения ГЭСН части 31, приведены в приложении 31.4.

Трамвайные пути

1.32. ГЭСН части 32 "Трамвайные пути" предусматривают устройство и реконструкцию верхнего строения путей колеи 1524 мм обычного и скоростного трамвая в дневное время при отсутствии движения трамвайных поездов.
1.32.1. При предусмотренном проектами производства работ в условиях движения трамвайных поездов и в ночное время (темное время) к затратам труда и затратам по эксплуатации машин следует применять коэффициенты, приведенные в приложении 32.1.
1.32.2. ГЭСН предусмотрены два способа укладки трамвайных путей: звеньевой и поэлементный.
1.32.3. ГЭСН на укладку трамвайных путей предусмотрены следующие материалы верхнего строения:
а) рельсы термически неупрочненные типов:
трамвайные желобчатые ТВ-60 и ТН-55 длиной 12,5 м;
трамвайные желобчатые с утолщенной губой ТВ-65 длиной 12,5 м;
железнодорожные Р-65, длиной 25 м;
железнодорожные Р-50, длиной 25 м;
железнодорожные Р-43, длиной 25 м;
б) шпалы железобетонные типа ЛШ-5 с промежуточными скреплениями типа ЛС-05.3 и деревянные, пропитанные антисептиками, с шурупным скреплением.
1.32.4. Балластировка пути и стрелочных переводов предусмотрена песчаным, щебеночным, гравийным, и галечным балластами. Расход балласта приведен в полном объеме, т.е. с уплотнением и производственными потерями.
1.32.5. ГЭСН предусмотрена укладка одиночных стрелочных переводов, глухих пересечений, стрелочных переводов с пересечением, съездов и разветвлений двух типов: сборных или литых.
1.32.6. Укладка пути на мостах и путепроводах предусмотрена из рельсов трамвайного профиля на сборном железобетонном основании швеллерного (лоткового) вида.
1.32.7. Дорожное покрытие трамвайных путей предусмотрено из железобетонных плит, толщиной 100 и 120 мм.
1.32.8. ГЭСН части 32 предусмотрены затраты на все виды погрузочно-разгрузочных работ на прирельсовых (приобъектных) складах, на звеносборочных базах и месте укладки (разборки).
Затраты на транспортирование материалов верхнего строения трамвайного пути от прирельсового (приобъектного) склада или звеносборочной базы к месту укладки, а также от прирельсового (приобъектного) склада к звеносборочной базе (расположенной вне склада) следует учитывать дополнительно по сметным ценам на перевозки грузов для строительства.
1.32.9. ГЭСН части 32 не предусмотрены работы по отрывке дренажных канавок, устройству земляного полотна, водосборных колодцев, дренажных выпусков, переездов через трамвайные пути, охранных брусьев, противоугонов, температурных компенсаторов (уравнительных приборов), покилометрового запаса рельсов и автоблокировки для трамвайных путей из рельсов железнодорожного профиля, расход которых следует определять по соответствующим ГЭСН.
1.32.10. ГЭСН части 32 на укладку, разборку и послеосадочный ремонт трамвайных путей составлены на один километр одиночного пути, на устройство контррельсов - на один километр нитки контррельса, на укладку и разборку одиночных стрелочных переводов, глухих пересечений, стрелочных переводов с пересечением, съездов, разветвлений, температурных компенсаторов из рельсов трамвайного профиля и водоотводных коробок - на один комплект.
В состав комплекта включены: