Рекомендации Комитета Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 15 января 2008 г. "О реализации требований Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии лега стр. 2

- уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.
Комитет Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ при осуществлении специальных мер контроля предлагает обращать внимание на следующие особенности обслуживания ИПДЛ и связанных с ними лиц:
- отказ ИПДЛ в представлении разъяснений в отношении источников происхождения поступающих в его пользу денежных средств либо наличие сомнений в достоверности его объяснений;
- отсутствие убедительных пояснений о необходимости наличия счета на территории Российской Федерации;
- отказ ИПДЛ в представлении разъяснений в отношении осуществляемых с его счета многочисленных трансграничных денежных переводов либо представление им разъяснений, вызывающих сомнение в их достоверности;
- предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с ИПДЛ;
- получение из официальных источников информации, позволяющей квалифицировать иностранного гражданина как ИПДЛ или его родственника в случаях, когда при открытии счета клиентом не была представлена (была скрыта) подобная информация;
- неожиданные поступления крупных сумм в пользу ИПДЛ от государственных органов или государственных компаний, включая центральные банки, а также от некоммерческих организаций;
- поступившие средства на счета ИПДЛ или связанных с ним лиц являются комиссией, полученной по государственным контрактам.
В то же время при выполнении требований Федерального закона N 115-ФЗ кредитные организации должны исходить из постулата, что большинство иностранных публичных должностных лиц не злоупотребляют своим должностным положением.
По мнению Комитета Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ, общегосударственные усилия по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и проработка процедур контроля за ИПДЛ позволят существенно снизить репутационные риски кредитных организаций и поставить надежный заслон преступлениям в финансовой сфере, в том числе связанным с "отмыванием грязных денег", финансированием терроризма и коррупцией.