Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52776-2007 (МЭК 60034-1-2004) "Машины электрические вращающиеся. Номинальные данные и характеристики" (утв. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2007 г. N 299-ст) стр. 9

Примечание - Машина может иметь комбинированную систему охлаждения, состоящую из сочетания систем, указанных в таблице 4, в этом случае для различных обмоток могут быть применены разные нормативные охлаждающие среды.

Таблица 4 - Нормативная охлаждающая среда (см. также таблицу 5)

Первичная охлаждающая среда
Метод охлаждения
Вторичная охлаждающая среда
Номер таблицы
Нормируемый параметр нагревания, установленный в таблицах, указанных в графе 4
Нормативная охлаждающая среда
1
2
3
4
5
6
ВоздухКосвенноеНет
7
Превышение температурыОкружающий воздух.Нормируемая температура на входе в машину - 40°С
ВоздухКосвенноеВоздух
7
ВоздухКосвенноеВода
7
Охлаждающая среда на входе в машину или окружающая вода.Нормируемая температура охлаждающего газа на входе в машину - 40°С.Нормируемая температура окружающей воды - 30°С*
ВодородКосвенноеВода
8
ВоздухНепосредственноНет
11
ТемператураОкружающий воздух.Нормируемая температура на входе в машину - 40°С
ВоздухНепосредственноВоздух
11
ВоздухНепосредственноВода
11
Газ на входе в машину или жидкость на входе в обмотки.Нормируемая температура - 40°С
Водород или жидкостьНепосредственноВода
11
* Для машины с косвенным охлаждением обмоток и теплообменником, охлаждаемым водой, в качестве нормативной охлаждающей среды допускается устанавливать первичную либо вторичную охлаждающую среду, которая должна быть указана на табличке паспортных данных.Для погружной машины с поверхностным охлаждением или машины с кожухом, охлаждаемым водой, в качестве нормативной охлаждающей среды следует принять вторичную охлаждающую среду.

Таблица 5 - Ориентировочные значения максимальной температуры окружающей среды

Высота над уровнем моря, м
Класс нагревостойкости изоляции
130 (В)
155 (F)
180 (Н)
Температура, °С
1000
40
40
40
2000
32
30
28
3000
24
19
15
4000
16
9
3
8.3 Условия проведения испытаний на нагревание
8.3.1 Электропитание
При испытаниях на нагревание двигателей переменного тока коэффициент искажения синусоидальности питающего напряжения не должен превышать 5%, напряжение обратной последовательности не должно превышать 0,5% напряжения прямой последовательности, влияние составляющей напряжения нулевой последовательности должно быть исключено.
Вместо составляющей обратной последовательности напряжений по согласованию может быть измерена составляющая обратной последовательности токов, которая не должна превышать 2,5% составляющих прямой последовательности.
8.3.2 Температура машины перед испытанием
Если температура обмотки должна определяться по увеличению ее сопротивления, то начальная температура обмотки не должна отличаться от температуры охлаждающей среды более чем на 2 К.
Если машина должна быть испытана при работе в кратковременном режиме (типовой режим S2), ее начальная температура не должна отличаться от температуры охлаждающей среды более чем на 5 К.
Примечание - Под начальной температурой понимается температура разгруженной и неподвижной машины в исходном состоянии перед испытанием.
8.3.3 Температура охлаждающей среды
Машина может быть испытана на нагревание практически при любой удобной температуре охлаждающей среды с последующей корректировкой температур и превышений температуры обмоток с косвенным и непосредственным охлаждением с учетом условий на месте эксплуатации,
8.3.4 Измерение температуры охлаждающей среды во время испытания
За температуру охлаждающей среды во время испытания принимают среднеарифметическое значение из отсчетов по нескольким измерителям температуры, снятых через равные промежутки времени в течение последней четверти периода испытания в заданном режиме. Для уменьшения ошибок, обусловленных отставанием изменения температуры активных частей машины крупных машин от изменения температуры охлаждающей среды, должны быть приняты все возможные меры для уменьшения этих изменений до уровня не более 1 К в час.
8.3.4.1 Открытые или закрытые машины без охладителей (охлаждаемые окружающим воздухом или газом)
Температура окружающего воздуха или газа должна быть измерена несколькими термометрами, расположенными в различных точках вокруг машины, на высоте, равной половине высоты машины на расстоянии от 1 до 2 м от машины. Каждый термометр должен быть защищен от возможности нагревания радиацией и охлаждения или нагревания потоками воздуха.
8.3.4.2 Машины, охлаждаемые воздухом или газом от удаленного источника по вентиляционным трубопроводам, и машины с отдельно установленными охладителями
Температуру первичной охлаждающей среды следует измерять на входе в машину.
8.3.4.3 Закрытые машины с встроенными или установленными на корпусе охладителями
Температуру первичной охлаждающей среды следует измерять на входе в машину. Температуру вторичной охлаждающей среды следует измерять на входе в охладитель.
8.4 Превышение температуры части машины
Превышение температуры части машины определяют как разность между температурой этой части, измеренной методом, указанным в 8.5, и температурой охлаждающей среды, измеренной в соответствии с 8.3.4.
Для сравнения полученных значений с предельными значениями превышения температуры температуру, если возможно, следует измерять непосредственно перед отключением машины в конце теплового испытания, как указано в 8.7. Если это невозможно, например когда используется прямое измерение сопротивления, следует руководствоваться методикой, изложенной в ГОСТ 11828 (9.4). Для машин, испытуемых в периодических режимах (типовые режимы S3-S8), за температуру в конце испытания принимают температуру в середине периода последней части рабочего цикла, имеющего наибольшую температуру (см. также 8.7.3).
8.5 Методы измерения температур
8.5.1 Общее положение
Измерение температуры обмоток, других частей электрической машины и охлаждающих сред проводят следующими тремя методами:
- методом сопротивления (С);
- методом заложенных термопреобразователей (ЗТП);
- методом термометра (Т).
Перечисленные методы не следует использовать для взаимного контроля.
8.5.2 Метод сопротивления
Температуру обмоток определяют по изменению их сопротивления.
8.5.3 Метод заложенных термопреобразователей
Температуру определяют с помощью термопреобразователей (например, термометра сопротивления, термопары или полупроводниковых терморезисторов с отрицательным температурным коэффициентом), заложенных в машину в процессе ее производства в точки, недоступные после сборки машины.
8.5.4 Метод термометра
Температуру определяют с помощью термометров, прикладываемых в доступных местах собранной машины. Термин "термометр" включает в себя не только термометры расширения, но также термопары, не встроенные при изготовлении машины, и термометры сопротивления. Если термометры расширения используют в местах, где существует сильно изменяющееся или движущееся магнитное поле, то следует пользоваться спиртовыми термометрами вместо ртутных.
8.6 Определение температуры обмотки
8.6.1 Выбор метода
Как правило, для измерения температуры изолированных обмоток машин следует применять метод сопротивления в соответствии с 8.5.1 (см. также 8.6.2).
Для машин переменного тока не менее 5000 кВт ( ) в качестве предпочтительного метода измерения температур обмоток и стали статора следует применять метод заложенных термопреобразователей.
Для машин переменного тока мощностью менее 5000 кВт ( ), но более 200 кВт ( ) изготовитель может использовать по своему выбору либо метод сопротивления, либо метод заложенных термопреобразователей, если не согласовано иное.
Для машин переменного тока мощностью не более 200 кВт ( ) изготовитель может использовать по своему выбору измерение температуры методом сопротивления непосредственно после быстрого останова машины или наложением тока на рабочий ток по ГОСТ 27222 (8.6.2.1), если не оговорено иное.
В машинах номинальной мощностью не более 600 Вт ( ), когда обмотки неоднородны или выполнение необходимых соединений связано с определенными трудностями, температуру допускается измерять посредством термометров. При этом пределы превышения температур должны соответствовать значениям, полученным при измерении методом сопротивления.
Применение метода термометра допускается:
- когда практически невозможно определить превышение температуры методом сопротивления, как, например, в случае катушек низкого сопротивления добавочных полюсов и компенсационных обмоток, а также, как правило, для катушек низкого сопротивления, особенно когда сопротивление контактов и соединений составляет значительную часть общего сопротивления;
- когда вращающиеся или неподвижные обмотки однослойные;
- при проведении контрольных испытаний на машинах крупносерийного производства.