шение| | требований,анализ внешних
| | факторов, выбор
Резу-| | соответствующих подходов к
льта-| | экологическому проектированию,
ты | | проверка выбранных подходов с
оцен-| | точки зрения основных проблем,
ки | | экологический анализ эталонной
при | ? продукции
срав-| +-------------------------+
нении| | Концептуальное | Мозговой штурм, проведение
с +-----?| проектирование | ориентированных анализов
эко- | | | жизненного цикла,
логи-|?-----+ | формулирование поставленных
чес- | | | задач, разработка концепций
кими | +-------+-----------------+ проектирования, удовлетворение
срав-| +-------------------------+
зада-| |Концепция проекта экологических требований,
чами,| | объединение этих требований с
тех- | | техническими условиями,
ниче-| | использование результатов
скими| ? анализа эталонной продукции
усло-| +-------------------------+
виями| | Детальное проектирование| Применение соответствующих
и +-----?| | подходов к проектированию и
эта- | | | завершение рассмотрения
лон- |?-----+ | технических условий, включая
ной | | | жизненный цикл продукции
про- | +-------+-----------------+
усло-| +-------------------------+
дук- | |
ций | ? Решение проекта
| +-------------------------+
| | Испытание/прототип | Верификация технических
+-----?| | условий путем испытания
| | | прототипов и анализ полученных
|?-----+ | для прототипа данных по
| | | жизненному циклу
| +-------+-----------------+
| +-------------------------+
| |
| ? Прототип
| +-------------------------+
| | Производство. Запуск | Публикация информационных
+-----?| рынка | материалов по экологическим
| | | аспектам, наилучшему
|?-----+ | использованию продукции и ее
| | | ликвидации после
| | | использования. Формирование
| | | возможной экологической
| | | декларации
| +-------+-----------------+
| +-------------------------+
| |
| ? Продукция
| +-------------------------+
| | Анализ продукции | Определение и оценка опытных
?-----+ | данных, экологических аспектов
| | и воздействий на окружающую
| | среду
+-------------------------+
| +-------------------------+
Рисунок 2 - Пример общей модели интегрирования экологических аспектов в процесс проектирования и разработки продукции
Внедрение экологических аспектов на самых ранних стадиях процесса проектирования и разработки продукции расширяет возможности проектировщиков и разработчиков в части учета экологических требований и приведения их в соответствие с другими требованиями.
Действия, необходимые для интегрирования экологических аспектов в каждую фазу процесса проектирования и разработки продукции, входные и выходные потоки для каждой фазы интегрирования, а также необходимые инструменты приведены в 8.3.3 - 8.3.8.
8.3.3 Планирование
Данная стадия процесса проектирования и разработки продукции включает в себя планирование и формулировку требований к продукции с учетом временных рамок и имеющегося бюджета. Этот процесс может начинаться с анализа внешних факторов, влияющих на планируемую продукцию, например таких, как:
- запросы и ожидания потребителя в части обеспечиваемых продукцией технических характеристик, функциональности, удобства, качества, цены, а также осознание потребителем экологических проблем и др.;
- рыночная ситуация, включая выгоды от продаж, имидж организации и ее продукции;
- конкурирующие организации с учетом профиля выпускаемой ими продукции, включая экологические критерии;
- экологические требования к эффективному и бережному использованию ресурсов, защите здоровья людей и охране окружающей среды от опасных стоков, выбросов и отходов вредных веществ;
- требования общества/средств массовой информации в части осознания обычной публикой имеющихся аспектов, имидж организации и ее продукции;
- законодательные требования к настоящим и будущим разработкам с учетом национальной и международной экологической политики, регламентов, законодательных актов, регулирующих вопросы возврата опасной продукции, ответственности производителя, порядка обращения с отходами и др.;
- продукционная система, в которой будущая продукция будет выполнять свою функцию. Указанные внешние факторы можно рассматривать в связи с внутренними ресурсами организации при принятии решений в процессе проектирования и разработки продукции.
Кроме того, можно также проанализировать ряд внутренних факторов, к которым относятся:
- место продукции в структуре организации;
- знания и опыт персонала;
- наличие внешней (независимой) экспертизы;
- наличие соответствующей интеллектуальной собственности;
- финансовые ресурсы;
- наличие узлов, компонентов и материалов (включая восстановленные материалы и материалы для возобновленных источников);
- производственные технологии и потребность в новых технологических процессах;
- производительность;