Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 "Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 476-ст) стр. 11

5.5.2.2 Результаты процесса определения требований правообладателей
В результате успешного осуществления процесса определения требований правообладателей:
a) задаются требуемые характеристики и условия использования функциональных возможностей системы;
b) определяются ограничения для системных решений;
c) достигается возможность текущего отслеживания связей между требованиями правообладателей и самими правообладателями и их потребностями;
d) описывается основа для определения системных требований;
е) определяется основа для валидации соответствия функциональных возможностей системы;
f) формируется основа для ведения переговоров и заключения соглашения о поставке продукции или услуг.
5.5.2.3 Деятельность в процессе определения требований правообладателей
При реализации процесса определения требований правообладателей организация должна осуществлять следующие действия в соответствии с принятой политикой и процедурами:
а) идентифицировать отдельных правообладателей или классы правообладателей, имеющих законный интерес к системе в течение ее жизненного цикла.
Примечание - В число правообладателей могут входить пользователи, организации, занимающиеся обслуживанием, разработчики, производители, инструкторы, ремонтные организации, организации по переработке отходов, организации поставщика и приобретающие стороны, регулирующие органы, представители общественности и т.д. В случае, если непосредственная идентификация неосуществима (например, для потребительских товаров и услуг), могут выбираться представители или доверенные лица правообладателей (например, для проведения маркетинговых исследований);
b) выявлять требования правообладателей.
Примечание - Требования правообладателей могут выражаться в форме потребностей, пожеланий, ожиданий и воспринятых ограничений отдельных правообладателей, которые, в свою очередь, выражаются в терминах моделей (текстовых или формальных), ориентированных на цели и поведение системы и описывающих систему в контексте среды и условий функционирования. Для осуществления этих действий может быть полезной модель качества продукции, например соответствующая [9]. В требованиях правообладателей должны учитываться нужды, потребности общества и ограничения, налагаемые приобретающей организацией, а также возможностями и способностями обслуживающего персонала. При выборе решения необходимо исключать необоснованные ограничения. Рекомендуется ссылаться на источники, например на ходатайства или соглашения (если возможно, указывать их законность и обоснование), а также на допущения правообладателей и значение, которое правообладатели придают выполнению своих требований. Для ключевых потребностей правообладателей необходимо устанавливать показатели результативности, определенные таким образом, чтобы эксплуатационные характеристики могли быть измерены и оценены;
c) определять ограничения системных решений, которые являются неизбежным следствием существующих соглашений, управленческих или технических решений.
Примечание - Ограничения могут возникать в результате существования примеров или областей решения, определенных правообладателями; решений по реализации, принятых на более высоких уровнях системной иерархии; требований по использованию определенных обеспечивающих систем, ресурсов или персонала;
d) определять представительный набор последовательных действий для идентификации всех требуемых функциональных возможностей, которые отвечают предполагаемым сценариям и средам функционирования и сопровождения.
Примечание - Сценарии используются для анализа функционирования системы в заданной среде с целью установления требований, которые формально не были заданы ни одним из правообладателей, например, юридические, регулирующие и социальные обязательства. Определяются и анализируются условия использования системы. Содержательному анализу подлежат мероприятия, которые осуществляют пользователи для достижения целей системы, а также основные характеристики конечных пользователей системы (например, предполагаемая квалификация, степень выносливости), характеристики физической среды (например, уровень освещенности, температура), а также любое используемое оборудование (например, защитное оборудование или аппаратура связи). Также анализируются социальное воздействие и воздействие организации на пользователей, которые могут повлиять на применение системы или сдерживать процесс проектирования системы;
e) определять взаимодействие между пользователями и системой.
Примечание - Устанавливаются требования к удобству применения, при этом, как минимум, задаются наиболее эффективные, результативные и надежные рабочие характеристики человека и его взаимодействия с системой. По возможности используются соответствующие стандарты, например [10], и признанные профессиональные достижения, применяющиеся для определения:
1) физических, умственных способностей и способностей к обучению;
2) рабочих мест, среды и инструментов, в том числе и используемого оборудования;
3) нормальных, необычных и чрезвычайных ситуаций;
4) набора, обучения и развития операторов и пользователей;
f) устанавливать и специфицировать экологические, медицинские требования, требования безопасности и другие требования правообладателей, имеющие отношение к критическим показателям.
Примечание - Следует идентифицировать риски по безопасности и, если необходимо давать гарантии, то устанавливать требования и функции для обеспечения безопасности. Сюда относятся риски, связанные с методами работы и ее обеспечением, здоровьем и безопасностью, угрозами собственности и внешними воздействиями. При этом необходимо использовать соответствующие стандарты, например [19], и признанные профессиональные достижения. Следует идентифицировать риски по защите и, если необходимо давать гарантии, то устанавливать все возможные области защищенности системы, включая физические, процедурные, коммуникационные, компьютерные, программные, области данных и защиты от излучений. Следует определить функции, которые могут влиять на защищенность системы, в том числе: доступ и нанесение вреда персоналу, собственности и информации, дискредитация важной информации, отказ в санкционированном доступе к собственности и информации. Необходимо устанавливать требуемые функции защищенности, включая уменьшение и сдерживание угроз, ссылаясь на соответствующие стандарты и признанные профессиональные достижения, в случае их обязательности или уместности;
g) анализировать полную совокупность выявленных требований.
Примечание - Анализ включает идентификацию противоречивых, пропущенных, неполных, неоднозначных, нелогичных или непроверяемых требований и расстановку приоритетов;
h) разрешать проблемы, возникающие в связи с определением требований.
Примечание - Сюда относятся требования, которые не могут быть реализованы или которые нецелесообразно реализовывать;
i) доводить результаты анализа требований до сведения соответствующих правообладателей для гарантии того, что их потребности и ожидания были правильно поняты и выражены.
Примечание - Необходимо путем разъяснения достигать соглашения по решениям, касающимся противоречивых, нецелесообразных и неосуществимых требований;
j) устанавливать совместно с правообладателями корректность выражения их требований.
Примечание - К этому действию относится подтверждение того, что требования правообладателей являются понятными для организаций и что разрешение противоречий между требованиями не нарушает или не компрометирует намерений правообладателей;
k) документировать требования правообладателей в форме, приемлемой для управления требованиями в течение жизненного цикла и за его пределами.
Примечание - Эти записи устанавливают базовую линию требований правообладателей и сохраняют информацию об изменениях в потребностях или их происхождении в течение жизненного цикла системы. Они являются основой обеспечения прослеживаемости от требований правообладателей к системным требованиям и формирования источника сведений при задании требований к последующим системам;
I) поддерживать взаимное соответствие между требованиями правообладателей и потребностями заинтересованных лиц.
Примечание - Требования правообладателя проверяются в моменты принятия ключевых решений для того, чтобы любые изменения потребностей были приняты во внимание.
5.5.3 Процесс анализа требований
5.5.3.1 Цель процесса анализа требований
Цель процесса анализа требований состоит в преобразовании требований правообладателя, выраженных в виде его представлений о желаемых функциональных возможностях, в техническое видение требуемого продукта, способного предоставить такие функциональные возможности.
В ходе этого процесса создается представление о будущей системе, которая сможет удовлетворить требования правообладателей и, если позволят ограничения, не подразумевают какой-либо специфической реализации. В результате данного процесса задаются измеримые системные требования, зависящие от видения разработчика, в которых определяется, какими характеристиками должна обладать система и какими должны быть значения этих характеристик, чтобы удовлетворить требования правообладателей.
5.5.3.2 Результаты процесса анализа требований
В результате успешного осуществления процесса анализа требований:
a) устанавливаются требуемые характеристики, свойства, функциональные и эксплуатационные требования к техническим решениям;
b) устанавливаются ограничения, влияющие на архитектурное проектирование системы, а также на средства по его реализации;
c) достигается целостность и прослеживаемость системных требований к требованиям правообладателей;
d) определяется основа для верификации системных требований.
5.5.3.3 Деятельность в процессе анализа требований
При реализации процесса анализа требований организация должна осуществлять следующие действия в соответствии с принятой политикой и процедурами: