Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 "Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 476-ст) стр. 24

|
|
 +------- --------+ +--------------------+ +------------+
| Система | | Рассматриваемая |?------+ Проект |
+----+-+-+-------+ | система | +------------+
+------- --------+ +--------------------+ +------------+
| | | | | ?
Состоит| | | +----------+---------+ |
из | | | | Отвечает | Обеспечение
| | | Одна из многих | за |
 | | | +--------+-------+ |
+--+-+-+----+ | Система | |
+-+--+-+-----+| | | |
++----+------+|| | | |
| Система |++ | | |
| | | +--------+-------+ |
| ++ +----------------+ |
+------------+ | Один из |
многих |
 +--------+-------+ |
| Система | |
+--------+-------+ |
+--------+-------+ |
| |
Одна из | Отвечает | Закупка
многих | за |
| ?
 +--------+-------+ +-------------+
| Системный |?---------+ Подчиненный |
| элемент | | проект |
+----------------+ +-------------+
+--------+-------+ +-------------+
Рисунок D.4 - Иерархия систем и проектов
В течение стадии жизненного цикла рассматриваемую систему и системы, обеспечивающие ее функционирование, вследствие их высокой взаимозависимости можно также рассматривать как одну систему. Таким образом, диапазон ответственности проекта для стадии жизненного цикла рассматриваемой системы расширяется до ответственности за услуги, предоставляемые соответствующей обеспечивающей системой. Если подходящей обеспечивающей системы еще не существует, проект, который отвечает за рассматриваемую систему, может непосредственно отвечать за создание и использование обеспечивающей системы.
D.2 Концепции жизненного цикла системы
D.2.1 Модель жизненного цикла
Каждая система имеет свой жизненный цикл. Жизненный цикл может быть описан с использованием абстрактной функциональной модели, представляющей концептуализацию потребности в системе, ее реализации, применения, развития и ликвидации.
Система развивается на протяжении жизненного цикла в результате действий, осуществляемых и управляемых людьми, работающими в организациях и использующими определенные процессы в своей деятельности. Детали модели жизненного цикла выражаются в терминах этих процессов, их результатов, взаимосвязи и возникновения. Настоящий стандарт определяет множество процессов, названных процессами жизненного цикла, при помощи которых может быть смоделирован жизненный цикл системы.
D.2.2 Стадии жизненного цикла
Жизненные циклы различаются по свойствам, целям, использованию системы, а также по преобладающим условиям. Тем не менее, несмотря на очевидное множество различий в жизненных циклах систем, существует базовый набор стадий жизненного цикла, составляющих полный жизненный цикл любой системы. Каждая стадия имеет определенную цель и вклад в полный жизненный цикл и рассматривается при планировании и выполнении жизненного цикла системы.
Стадии представляют собой основные периоды жизненного цикла, связанные с системой и относящиеся к состоянию описания системы или непосредственно к системе. Стадии отображают значимый прогресс и достижение запланированных этапов развития системы на протяжении всего жизненного цикла и дают начало важнейшим решениям относительно своих входов и выходов. Эти решения используются организациями для учета неопределенностей и рисков, непосредственно связанных с затратами, сроками и функциональностью при создании или применении системы. Таким образом, стадии обеспечивают организации структурой работ, в рамках которых управление предприятием обладает высокой способностью для обзора и контроля проекта и технических процессов.
В таблице D.1 представлены наиболее часто встречающиеся примеры стадий жизненного цикла, отражены принципиальные цели каждой из этих стадий и возможные варианты решений, используемых для управления достижениями и рисками, связанными с развитием системы на протяжении жизненного цикла.
Организации проходят стадии жизненного цикла различными способами, устраняя противоречия между стратегией осуществления бизнеса и стратегией уменьшения рисков. Параллельное прохождение стадий или их прохождение в различном порядке может привести к формам жизненного цикла с совершенно разными характеристиками. Часто в качестве альтернативных вариантов используются последовательная, инкрементная или эволюционная формы жизненного цикла; в отдельных случаях могут быть разработаны комбинации этих форм. Выбор и разработка организацией конкретных форм жизненного цикла зависят от ряда факторов, включая бизнес-контекст, природу и сложность системы, стабильность требований, технологические возможности, потребность в различных системных возможностях во времени и наличие бюджетных средств и ресурсов.
Таблица D.1 - Пример стадий, их целей и основных схем решений
Стадия жизненного цикла
Цель
Схема решений
ЗамыселОпределить потребности правообладателейИсследовать замыслыПредложить жизнеспособные решенияВариант решения:- выполнить следующую стадию;- продолжить данную стадию;- вернуться к предыдущей стадии;- приостановить проект;- завершить проект
РазработкаУточнить требования к системеСоздать описание решенийСоздать системуПровести верификацию и валидацию системы
ПроизводствоПроизвести систему Проконтролировать и испытать
ПрименениеОбеспечить применение системы для удовлетворения потребностей пользователей
Поддержка примененияОбеспечить устойчивую реализацию возможностей системы
Перевод в категорию непригодных для примененияХранение, архивирование или списание системы
Аналогично тому, как все системные элементы осуществляют вклад в систему как в единое целое, так и каждая стадия жизненного цикла должна учитываться на любой другой ее стадии. Следовательно, участвующие стороны должны координировать свои действия и кооперироваться друг с другом на протяжении всего жизненного цикла. Синергия стадий жизненного цикла и сторон, вкладывающих средства в реализацию функциональнос-тей на этих стадиях, является необходимой для успешного осуществления проектных мероприятий. Тесная связь и, по возможности, единение проектных команд, различных функций и организаций, ответственных за другие стадии жизненного цикла, приводят к логичности и согласованности жизненного цикла.
D.2.3 Стадии рассматриваемой системы и обеспечивающих ее систем
Каждая обеспечивающая система (как и любая система) имеет свой собственный жизненный цикл. Каждый жизненный цикл привязывается и синхронизируется с циклом рассматриваемой системы. Например, если рассматриваемая система еще не существует, то требования к обеспечивающей системе определяются на стадии планирования рассматриваемой системы (или позднее, если позволяют сроки), когда обеспечивающая система используется для предоставления конкретных услуг рассматриваемой системе (рисунок D.6).
Обеспечивающая система может существовать еще до появления рассматриваемой системы, то есть быть фактической составляющей инфраструктуры организации, ответственной за рассматриваемую систему, или существовать в организации поставщика. В этом случае существующие обеспечивающие системы могут налагать дополнительные ограничения на рассматриваемую систему.
Очевидно, каждую обеспечивающую систему можно представлять как рассматриваемую систему, которая, в свою очередь, может иметь свои обеспечивающие системы. Таким образом, настоящий стандарт может применяться и для обеспечивающих систем.
D.3 Концепции процесса
D.3.1 Процессы жизненного цикла
Процессы жизненного цикла, определенные настоящим стандартом, могут применяться любой организацией при приобретении и использовании или создании и поставке системы. Они распространяются на любой уровень системной иерархии и на любую стадию жизненного цикла.
Процессы жизненного цикла основываются на принципах модульности (максимальная слаженность функций процесса и минимальная связь между процессами) и собственности (процесс связывается с ответственностью). Функции, которые осуществляются данными процессами, определяются в зависимости от конкретных целей, результатов и набора действий, составляющих данный процесс. Процессы, описанные в настоящем стандарте, не препятствуют и не исключают использование дополнительных процессов, которые организация посчитает полезными.
D.3.2 Ответственность и соглашения внутри и между организациями
D.3.2.1 Ответственность за процесс
Обычно организации различают разные области управленческой ответственности и действий (рисунок D.7). Взятые вместе, эти области вносят вклад в способность организации продвигать свою продукцию на рынок. В настоящем стандарте используется модель процессов, основанная на трех основных областях (или уровнях) ответственности: ответственность предприятия, ответственность проекта и техническая ответственность. В рамках каждой организации скоординированное множество процессов предприятия, проектных и технических процессов способствует эффективному созданию и использованию систем, содействуя, таким образом, достижению целей организации.
Различные организации и различные области ответственности внутри организации устанавливают между собой рабочие взаимоотношения и подтверждают свою ответственность путем заключения соглашений. Эти соглашения унифицируют и координируют вклады, сделанные различными областями ответственности с целью достижения общих бизнес-целей.
D.3.2.2 Процессы заключения соглашения