Motor and aviation gasolines. Method for the evaluation of chemical stability
Срок действия установлен с 1 июля 1977 г. до 1 июля 1982 г.
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные и авиационные бензины и устанавливает метод оценки химической стабильности бензинов при хранении.
Сущность метода заключается в окислении бензина кислородом воздуха при 110°С в течение 6 ч под давлением, создаваемым насыщенными парами испытуемого бензина, и в определении суммарного количества продуктов окисления.
Метод предназначен для квалификационных испытаний и научно-исследовательских работ.
1. Аппаратура, реактивы и материалы
1.1. Для определения химической стабильности применяют:
прибор ЛСАРТ (черт. 1), состоящий из металлической бани с теплоизоляцией, в нижней части которой размещены электрический нагреватель - керамический элемент и спираль мощностью 600 Вт; контактного термометра и системы реле, обеспечивающих поддержание заданных температур с погрешностью не более +-2°С; стеклянных стаканчиков, устанавливаемых в герметически закрывающиеся бомбочки из нержавеющей стали 20x13 по ГОСТ 5632-72 (размеры бомбочки указаны на черт. 2). Герметизация бомбочек достигается за счет прокладок из паронита по ГОСТ 481-80, бомбочки помещают в гнезда бани прибора, закрываемые крышками;
813 × 1640 пикс.   Открыть в новом окне |
цилиндр измерительный по ГОСТ 1770-74 вместимостью 50 см3;
воронки типа В по ГОСТ 25336-82, диаметром 56 или 75 мм;
колбы Кн по ГОСТ 25336-82, вместимостью 100 см3;
стаканчики для взвешивания по ГОСТ 25336-82;
эксикатор по ГОСТ 25336-82;
шкаф сушильный или термостат, обеспечивающие температуру нагрева 110°С;
баню водяную;
ацетон по ГОСТ 2603-79 (свежеперегнанный);
578 × 1202 пикс.   Открыть в новом окне |
бензол по ГОСТ 5955-75 или ГОСТ 9572-77;
спирт этиловый технический по ГОСТ 17299-78;
спиртобензольную или спиртотолуольную смесь 1/1;
воду дистиллированную по ГОСТ 6709-72;
смесь хромовая#;
фильтры бумажные беззольные "Синяя лента", диаметром 11 см, зольностью 0,00006 г;
бумагу фильтровальную по ГОСТ 12026-76.
толуол по ГОСТ 5789-78 или ГОСТ 14710-78.
2. Подготовка к испытанию
2.1. Беззольные бумажные фильтры помещают в стаканчики для взвешивания (бюксы) и с открытыми крышками сушат в течение 1 ч в сушильном шкафу при (105+-5)°С, затем каждый стаканчик с фильтром закрывают крышкой, охлаждают в эксикаторе 30-40 мин и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г. Затем стаканчики с открытыми крышками снова помещают в сушильный шкаф на 1 ч. Сушку и взвешивание повторяют до получения расхождения между последовательными взвешиваниями не более 0,0004 г. Доведенные до постоянной массы стаканчики с фильтром хранят в эксикаторе.
2.2. Стеклянные стаканчики прибора ЛСАРТ промывают хромовой смесью, моют водой, ополаскивают дистиллированной водой и сушат. Если хромовая смесь не отмывает отложений, образовавшихся при предыдущих испытаниях, то стаканчики промывают спиртобензольной или спиртотолуольной смесью или толуолом, ополаскивают водой, моют хромовой смесью, ополаскивают дистиллированной водой и сушат.
2.3. Испытуемый бензин при 20+-2°С фильтруют через фильтровальную бумагу и заливают по 25 см3 в два стеклянных стаканчика прибора ЛСАРТ*. Стаканчики с бензином помещают в бомбочки. Бомбочки плотно закрывают крышками.
2.4. Для проверки герметичности бомбочки с пробами бензина погружают в водяную баню и выдерживают при 95-98°С в течение 2 мин. При выделении из-под крышки бомбочки пузырьков бомбочку вынимают, крышку подтягивают и снова проверяют герметичность. При повторном нарушении герметичности (после подтягивания крышки) заменяют уплотнительную прокладку на корпусе бомбочки и испытание проводят с новой порцией бензина.
2.5. Прибор ЛСАРТ нагревают до 110+-2°С.
3. Проведение испытания
3.1. Бомбочку со стаканчиками помещают в гнезда прибора ЛСАРТ, при этом наблюдается понижение температуры на 2-4°С. Время достижения в приборе первоначальной температуры фиксируется как начало проведения испытания.
3.2. По истечении 6 ч после начала испытания бомбочки вынимают из гнезд прибора, дают им остыть до комнатной температуры, затем отвинчивают крышки и извлекают стаканчики с окисленным бензином.
3.3. Измеряют цилиндром количество окисленного бензина в каждом стаканчике. При содержании бензина хотя бы в одном стаканчике менее 22 см3 испытание повторяют.
3.4. Окисленный бензин из каждого стаканчика фильтруют через беззольный бумажный фильтр, доведенный до постоянной массы по п. 2.1, в чистый сухой стеклянный стакан или коническую колбу.
3.5. Удаляют осадки, оставшиеся в стаканчиках прибора ЛСАРТ после слива окисленного бензина. Для этого в каждый стаканчик 2-3 порциями заливают 25-50 см3 профильтрованного ацетона. Каждая порция ацетона после промывки стаканчика сливается через фильтр, который использовался для фильтрования окисленного бензина из соответствующего стаканчика прибора ЛСАРТ, в чистый сухой алюминиевый или стеклянный стакан для определения содержания фактических смол, подготовленный по ГОСТ 8489-58, разд. II, при 110+-2°С.
3.6. Определение содержания фактических смол
Отбирают 20 см3 профильтрованного окисленного бензина из каждого стакана (колбы) и проводят испытания по ГОСТ 8489-85 со следующими дополнениями: при температуре (160+-3)°С, при этом в стаканы для воды наливают 25 см3 дистиллированной воды.
3.7. Определение содержания смол, растворенных в ацетоне
Стаканы с ацетоном помещают в открытые гнезда бани прибора для определения содержания смол (ГОСТ 8489-85), нагретой до 110+-2°С, или прибор ЛСАРТ, или в масляную баню по ГОСТ 1567-83 и выдерживают до полного испарения ацетона. Закрывают гнезда бани крышками, выдерживают стаканы еще 20 мин, затем стаканы вынимают, охлаждают в эксикаторе 30-40 мин и взвешивают.
3.8. Определение количества осадка
Фильтры с осадками помещают в стеклянные стаканчики для взвешивания, сушат в сушильном шкафу и взвешивают в соответствии с п. 2.1 до получения постоянной массы.
4. Обработка результатов
4.1. Содержание фактических смол в окисленном бензине (X_1) в миллиграммах на 100 см3 бензина вычисляют по формуле
(m - m ) x 100
2 1
X = ---------------,