5.1. Фабрики химической чистки следует приспосабливать для специальной обработки и импрегнирования одежды.
При проектировании приспособления фабрик химической чистки необходимо предусматривать помещения (цехи) под следующие технологические потоки:
специальную обработку или импрегнирование одежды в водной среде (стиркой);
дегазацию одежды или снятие с импрегнированной одежды защитного состава в среде органических растворителей (химической чисткой).
При наличии на фабрике красильного отделения его оборудование следует включать в поток дегазации или дезинфекции одежды бучением.
Следует также предусматривать возможность специальной обработки в водной среде (стиркой или бучением).
Помещения фабрик химической чистки при специальной обработке одежды следует принимать согласно табл. 5.
Таблица 5
+-----------------------------------------------------------------------+
| Назначение помещений |
+----------------------+------------------------------------------------+
| для работы в обычном | для специальной обработки одежды |
| режиме | |
+----------------------+------------------------------------------------+
|Отделение первичной|Отделение сортировки одежды, подлежащей|
|сортировки одежды;|специальной обработке |
|отделение обработки| |
|ковров; отделение| |
|обработки пухоперовых| |
|изделий | |
| | |
|Отделение обработки|Отделение специальной обработки или|
|одежды в водных|импрегнирования одежды в водной среде (стиркой) |
|растворах | |
| | |
|Отделение химической|Отделение дегазации одежды или снятия с нее|
|чистки |защитного состава в среде органических|
| |растворителей химической чисткой |
| | |
|Материальный склад;|Материальный склад моющих средств и органических|
|кладовая основного|растворителей для специальной обработки одежды |
|производства | |
| | |
|Отделение |Отделение окончательного обезвоживания одежды |
|влажно-тепловой | |
|обработки | |
| | |
|Участок ремонта одежды|Участок ремонта одежды |
| | |
|Экспедиция |Участок подборки и упаковки одежды, прошедшей|
| |специальную обработку |
| | |
|Гардероб, бытовые|Санитарный пропускник |
|помещения | |
| | |
|Красильное отделение|Отделение дегазации и дезинфекции бучением |
|(при наличии) | |
+----------------------+------------------------------------------------+
5.2. Примерная схема приспособления фабрики химической чистки для специальной обработки одежды приведена в рекомендуемом приложении 2.
5.3. В состав "грязной" зоны необходимо включать следующие отделения: сортировки одежды; специальной обработки одежды бучением или стиркой; дегазации одежды химической чисткой. К "чистой" зоне следует относить отделение влажно-тепловой обработки, участок ремонта одежды, экспедицию.
5.4. Размещение остальных помещений фабрики химической чистки следует предусматривать с учетом требований пп. 4.3-4.5.
Производственную мощность фабрики химической чистки в режиме специальной обработки одежды следует определять согласно обязательному приложению 1.
5.5. Требования к планировке, вентиляции и водоснабжению фабрики (в том числе санитарного пропускника), а также к составу и площадям ее основных и вспомогательных помещений аналогичны изложенным в разд. 2 и 4.
6. Приспособление помещений мойки и уборки автомобилей для специальной обработки подвижного состава
6.1. При проектировании приспособления новых или реконструкции действующих автотранспортных предприятий, баз централизованного технического обслуживания автомобилей, станций технического обслуживания автомобилей посты мойки и уборки автомобилей следует предусматривать проездными.
6.2. Специальную обработку подвижного состава следует производить на поточных линиях и проездных постах помещений мойки и уборки автомобилей. На действующих предприятиях тупиковые посты мойки и уборки автомобилей не следует приспосабливать для специальной обработки подвижного состава. При проектировании специальной обработки подвижного состава необходимо учитывать последовательность операций:
контроль загрязненности подвижного состава (при его загрязнении РВ);
чистка и мойка наружных и внутренних поверхностей подвижного состава (при его загрязнении РВ);
нанесение на поверхность подвижного состава обезвреживающих веществ (при дегазации и дезинфекции);
выдержка (при дезинфекции) нанесенных веществ на поверхности подвижного состава;
смывание (снятие) обеззараживающих веществ;
повторный контроль степени загрязненности РВ подвижного состава и в случае необходимости повторение дезактивации;
смазка поверхностей деталей и инструмента, изготовленных из легкокорродирующих материалов.
6.3. При специальной обработке подвижного состава следует принимать не менее двух последовательно расположенных рабочих постов.
Рабочий пост "чистой" зоны, предназначенный для повторного контроля загрязненности и для смазки, допускается располагать отдельно от "грязной" зоны в смежном помещении или вне здания - на территории предприятия.
Рабочие посты "грязной" и "чистой" зон, расположенные в одном помещении, следует отделять перегородками с проемами для проезда автомобилей. Проемы должны быть оснащены водонепроницаемыми шторами.
6.4. В одном помещении допускается размещать два и более параллельно расположенных потоков для специальной обработки подвижного состава, при этом посты "грязных" зон параллельных потоков должны быть изолированы один от другого перегородками или экранами высотой не менее 2,4 м.
Расстояния между боковыми сторонами подвижного состава и экранами должны быть не менее: легковых автомобилей - 1,2 м; грузовых автомобилей и автобусов - 1,5 м.
Расстояния между торцевыми сторонами подвижного состава, перегородками, шторами или наружными воротами следует принимать в соответствии с нормами .
6.5. На постах специальной обработки подвижного состава в "грязной" зоне следует предусматривать установку рабочих столов с металлическим или пластмассовым покрытием, а также металлических емкостей с обезвреживающими растворами для специальной обработки узлов, деталей и инструмента, снимаемых с автомобилей.
В "чистой" зоне следует предусматривать установку рабочих столов для повторного контроля и смазки снятых узлов, деталей и инструмента.
6.6. К моечному оборудованию и рабочим столам, расположенным в "грязной" и "чистой" зонах, следует предусматривать подвод через смеситель холодной и горячей воды, а также сжатого воздуха.
Температура воды для мойки подвижного состава с использованием механизированных установок не нормируется. При ручной шланговой мойке температура воды должна быть 20-40°С.
6.7. Рабочие посты "грязной" и "чистой" зон для работ в нижней части подвижного состава должны быть оборудованы осмотровыми канавами, эстакадами или подъемниками. Габариты рабочей зоны осмотровых канав следует принимать в соответствии с табл. 6.
Таблица 6
+-------------------+---------------------------------------------------+
| Тип подвижного | Габариты рабочей зоны осмотровых канав, м |
| состава | |
| +---------------------+---------------+-------------+
| | длина | ширина | глубина |
+-------------------+---------------------+---------------+-------------+
|Легковые автомобили|Не менее наибольшей| 0,9-1,1 | 1,1-1,5 |
| |длины автомобиля | | |
+-------------------+---------------------+---------------+-------------+
|Грузовые автомобили|Не менее наибольшей| 1,0-1,2 | 1,1-1,3 |
|и автопоезда |длины автомобиля или| | |
| |автопоезда | | |
+-------------------+---------------------+---------------+-------------+
|Автобусы |Не менее наибольшей|1,2-1,3 (при| 1,1-1,3 |
| |длины автобуса |внутренней | |
| | |реборде); | |
| | |1,4-1,6 (при| |
| | |наружной | |
| | |реборде) | |
+-------------------+---------------------+---------------+-------------+
Ступени в осмотровой канаве следует предусматривать в торцевой части со стороны въездов автомобилей на рабочие посты без устройства тоннелей (переходов).
6.8. Пропускная способность участка специальной обработки подвижного состава приведена в обязательном приложении 1.
Примерные схемы размещения и оборудования рабочих постов в помещении на две параллельные поточные линии и на один проездной пост приведены в рекомендуемом приложении 2.
6.9. В одном здании с помещением для специальной обработки подвижного состава необходимо предусматривать раздельные помещения для хранения средств специальной обработки и материалов. Площадь помещения следует принимать в зависимости от пропускной способности участка обеззараживания состава, но не менее 8 . Вход в помещение следует предусматривать из "чистой" зоны. Помещение должно быть оборудовано стеллажами.
6.10. Помещение для обслуживающего персонала и санитарный пропускник, как правило, следует располагать в одном здании с постами специальной обработки подвижного состава.
Помещение для обслуживающего персонала должно иметь вход со стороны "чистой" зоны.
Для санитарных пропускников допускается приспосабливать санитарно-бытовые помещения (с двумя душевыми сетками и более), находящиеся в других корпусах предприятия.
6.11. Требования к санитарному пропускнику для обслуживания персонала, водителей подвижного состава и сопровождающих лиц, к составу и размерам его помещений аналогичны требованиям, изложенным в разд. 3.
6.12. Отделка стен и перегородок, а также устройство полов помещений специальной обработки подвижного состава должны соответствовать требованиям норм технологического проектирования , а также требованиям п.1.5 настоящих норм.
Полы помещений специальной обработки подвижного состава должны иметь уклон 0,02 в сторону осмотровых канав, полы которых должны иметь уклон в сторону выпуска сточных вод.
6.13. В помещениях специальной обработки подвижного состава, помещениях для обслуживающего персонала и на складе загрязненной одежды следует предусматривать поливочные краны для мытья полов.
6.14. Сточные воды из помещений, приспосабливаемых для специальной обработки подвижного состава, должны поступать на очистные сооружения оборотного водоснабжения. Используемые в обычное время при санитарной обработке транспорта очистные сооружения должны быть переведены на прямоточную схему без изменений схемы очистки.
Время пребывания сточных вод в очистных сооружениях должно быть не менее 30 мин.